ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7156/20 от 18.02.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-821/2021 (2а-7156/2020;)

УИД 26RS0001-01-2020-015328-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18.02.2021

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кулиевой Н.В.,

помощника судьи Смахтиной И.Э., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,

с участием представителя административного истца Баева А.Н. по доверенности Глигор К.А., представителя административного ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Савиной В.А., заинтересованного лица Баевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Баева А. Н. к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, восстановлении на учете,

установил:

Баев А.Н. обратился в Промышленный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, согласно протокола от дата, жилищной комиссией Главного управления МЧС России по <адрес> (далее по тексту - жилищная комиссия) принято решение о снятии состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с датаБаева А. Н., дата года рождения и его супруги Баевой В. Г.дата года рождения с данного учета на основании ст. 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).

В обоснование принятого решения жилищная комиссия ссылается на выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от дата (далее по тексту - выписка из ЕГРН), согласно которой за Баевым А.Н. в период с дата по дата подтверждается наличие права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м. В то же время, жилищной комиссией принят во внимание пункт 2.2. выписки из ЕГРН, в соответствии с которым государственная регистрация права собственности прекращена дата.|

Вышеуказанное решение жилищной комиссии незаконно и необоснованно по следующим основаниям: дата в соответствии с договором купли-продажи от дата, жилой дом с кадастровым номером расположенный по адресу: 356240, <адрес>, общей площадью кв.м., собственником Баевым А.Н. продан Баеву Ю.А., что подтверждается свидетельством о праве собственности от дата<адрес> выданном Федеральной регистрационной службой по СК.

В 2019 году на основании разрешения на реконструкцию, выданного администрацией <адрес> от дата собственником Баевым Ю.А. пристроено к данному жилому дому помещение (кухня-столовая), в связи с чем его общая площадь увеличилась до кв.м, плюс площадь подвала и ширины стен- кв.м. Итого получилось кв.м. Сведения об изменении общей площади дома включены в ЕГРН лишь в 2019 году.

По неизвестным причинам в выписке из ЕГРН указаны недостоверные сведения об общей площади дома, принадлежащего Баеву А.Н. до дата, то есть до государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: 356240, <адрес>, а также недостоверные сведения о периоде наличия права собственности на данный дом.

Изложенное свидетельствует о том, что, принимая решение о снятии Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г. с учета нуждающихся в получении жилых помещений жилищная комиссия не приняла во внимание фактические обстоятельства, о которых Баев А.Н говорил на личном приеме председателю жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по СК Агакишиеву А.А, и формально отнеслась к противоречивым сведениям, указанным в выписке из ЕГРН, не приняла мер к установлению причин противоречий, чем нарушила жилищные права Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г.

Кроме того, в ходе принятия решения, изложенного в п. 4 протокола от дата о снятии Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г. с учета нуждающихся в получении жилых помещений жилищной комиссией были также допущены процессуальные нарушения.

В нарушение ч. 2 ст. 56 ЖК жилищной комиссией не принято решение о снятии с учета Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г. в 30 - дневный срок со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия вышеуказанного решения, поскольку согласно кодификационной надписи, расположенной на нижних полях всех страниц выписки из ЕГРП, дата получения выписки на бумажном носителе уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России по <адрес> - дата.

Также в пункте 4 протокола от дата отсутствуют основания снятия Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г. с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Кроме этого, жилищной комиссией грубо нарушен 3-дневный срок выдачи решения о снятии с учета Баева А.Н. и его супруги Баевой В.Г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку выписка из протокола от дата была получена Баевым А.Н.дата, то есть на 8-ой рабочий день.

Изложенное свидетельствует о грубом нарушении жилищных прав административного истца и его супруги, а также нарушения жилищного законодательства жилищной комиссией при вынесении решения о снятии их с учета нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес>.

Просит суд признать незаконным решение жилищной комиссией Главного управления МЧС России по <адрес> от дата о снятии состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с датаБаева А. Н., дата года рождениям и его супруги Баевой В. Г.дата года рождения с данного учета на основании ст.ст. 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; восстановить Баева А. Н., дата года рождения и его супругу Баеву В. Г.дата года рождения на учете нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с дата.

В судебное заседание административный истец Баев А.Н. не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу ст. 150, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности причин своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде первой инстанции, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца Баева А.Н. по доверенности Глигор К.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске и просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Савина В.А. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме по доводам, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Баева В.Г. просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Суд, исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства (дела - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 кодекса.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР граждане имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма в домах муниципального жилищного фонда.

Установленный порядок означает, что предоставление жилого помещения предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР) с соблюдением очередности предоставления жилого помещения (ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР).

Нуждаемость лица в жилом помещении подтверждается принятием на соответствующий учет на основании поданного заявления (ст. ст. 30, 31 ЖК РФ).

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Частью 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрены основания для снятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В части 2 этой же статьи определено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно приказу МВД РФ от дата N 18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом (п. 1.2). Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешиваются в доступном для ознакомления месте (п. 1.2.1 Приказа). Принятые на учет сотрудники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, включаются в Книгу учета, которую ведется как документ строгой отчетности по установленной форме (п. 1.2.3). Предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения соответствующей ЖБК и утверждения протокола начальником органа внутренних дел (п. 1.4.1).

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, по смыслу приведенных положений законов, действовавших до дата, право на получение жилого помещения могло быть реализовано сотрудником МЧС в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на жилищный учет по месту своего жительства либо работы. Если это право не было реализовано до дата, оно сохраняется за ним и после указанной даты при условии принятия на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, датаБаев А.Н. обратился с рапортом ЖБК УГПС МЧС РФ СК для постановки его на очередь для получения жилья.

Согласно справки от дата из учетного дела Баева А.Н., подполковник внутренней службы Баев А.Н. действительно являлся сотрудником ГУ ГО и СЧ <адрес> с дата. Выслуга лет на момент выдачи справки в календарном исчислении составляет 23 года 8 месяцев 5 дней.

Баев А.Н. являлся собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенный по адресу: 356240, <адрес>.

Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии УГПС РФ СК от датаБаев А.Н. был включен в общий список сотрудников УГПС МЧС РФ СК, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, согласно дате первоначально поданного рапорта.

датаБаев А.Н. жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: 356240, <адрес>, продал Баеву Ю.А., что чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации .

Таким образом, дата право собственности на вышеуказанный жилой дом перешло Баеву Ю.А., который является его собственником по настоящее время.

Решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований МЧС России от дата подполковник внутренней службы в отставке Баев А. Н. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии от дата согласно ответа УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, полученного на запрос СКФ ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Баев А.Н. был собственником жилого дома с надворными постройками общей площадью 73, 5 кв.м, на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов от дата. Дата регистрации права дата, дата прекращения права дата.

Согласно копии домой книги домовладение принадлежит сыну Баева А.Н. - Баеву Ю.А. с дата.

В соответствии с п. 11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных Решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от дата «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в крае», основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.м.

В соответствие со ст. 127 Жилищного Кодекса РСФСР члены семьи собственника жилого дома, квартиры, (супруг, их дети и родители, ст. 53 ЖК РСФСР) проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное, право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры.

На момент постановки в очередь Баев А.Н. с составом семьи 4 человека был обеспечен жилыми помещениями в соответствии с учетной нормой.

Решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований МЧС России от дата, подполковник внутренней службы в отставке Баев А. Н. восстановлен на учете нуждающихся в получении жилого помещения из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с дата.

Согласно протоколу от дата, жилищной комиссией Главного управления МЧС России по <адрес> принято решение о снятии состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с датаБаева А. Н., дата года рождения и его супруги Баевой В. Г.дата года рождения с данного учета на основании ст. 51, 56 ЖК РФ.

Как указано в пункте 1 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ

В нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решение жилищной комиссии от дата не содержит оснований для снятия административного истца с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Как следует из пояснений представителя ответчика Савиной В.А. административный истец намеренно совершил действия повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно произвел отчуждение жилого помещения в пользу Баева Ю.А.дата, в связи, с чем лишился права состоять на учете нуждающегося в жилых помещениях с 2003 года.

ЖК РФ предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет.

Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанная норма права применяется только к гражданам претендующим на постановку на учет, а не уже состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.

Как следует из материалов дела на момент постановки на учет в 2003 году Баев А.Н. являлся гражданином, состоявшим на службе в органах МЧС, при общей продолжительности службы более 23 лет, и обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла менее 9 кв.м., в связи, с чем был признан граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Согласно материалов учетного дела Баева А.Н., сведения о том, что он произвел отчуждение, принадлежащего ему жилого помещения, жилищной комиссии стали известны в 2012 года, вместе с тем решением комиссии от дата административный истец был восстановлен в очереди с 2003 года.

Однако оспариваемое решения о снятии Баева А.Н. с жилищного учета было принято только дата.

Исходя из вышеприведенных положений ст. 57 ЖК РФ, по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения дата административным истцом принадлежавшего его жилого помещения данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Баева А.Н. и членов его семьи с жилищного учета.

В силу указанной ст. 6 вводного закона граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Баев А.Н., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до дата, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до дата, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет в 2003 году.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Таких оснований судом установлено не было.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Баева А. Н. к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от дата о снятии состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений из числа сотрудников ФПС ГПС СЧС России по <адрес> с датаБаева А. Н., дата года рождения и членов его семьи Баевой В. Г., года рождения с данного учета на основании ст. 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Главное управление МЧС России по <адрес> устранить нарушение прав Баева А. Н. путем восстановления Баева А. Н., дата года рождения и членов его семьи Баевой В. Г., года рождения на учете нуждающихся в получении жилого помещения из числа сотрудников ФПС ГПС МЧС России по <адрес> с дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено дата.

Судья подпись Н.В. Кулиева

Копия верна. Судья Н.В. Кулиева

Подлинник определения подшит

в материалах дела а-821/2021

Судья Н.В. Кулиева