ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-715/20 от 13.03.2020 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

(номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2020 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Кальной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания СЕКРЕТАРЬ

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Начальнику Управления федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области, Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании ответа незаконным, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Начальнику Управления федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области, (далее УФСИН России по Орловской области) о признании ответа незаконным, обязании совершить действия. В обоснование требований ссылался на то, что (дата обезличена) им на имя начальника УФСИН России по Орловской области ФИО2 подана жалоба на действия (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-2 УФСИН России в (адрес обезличен), выразившиеся в неполной оплате проезда к месту жительства, нарушении вопроса о месте ночлега во время ожидания пересадки, невыдаче питания на время пути. В ответе за подписью начальника УФСИН России по Орловской области указано, что оплата проезда в общественном городском транспорте и оплата ночлега в гостинице во время следования в пути, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены; согласно ведомости получения индивидуального рациона питания (ИРП) заявителю выдано три ИРП; для получения денег в сумме 1106,16 рублей заявитель не прибыл. Полагает, что ни по одному из вышеуказанных пунктов в ответе не приведено обоснования. Ссылался на то, что сухие пайки не получал, о возможности (праве) получения денег узнал только из обжалуемого ответа. Указал, что нарушение прав осужденных (освобождающихся), предусмотренных статьями 12,180,181 УИК РФ допущенные сотрудниками ФКУ ИК-2 УФСИН России по (адрес обезличен) начальником УФСИН России по Орловской области устранены не были. Обстоятельства, изложенные в жалобе должностным лицом не проверялись. Полагает, что ответ начальника УФСИН России по Орловской области ФИО2 от (дата обезличена) является незаконным и необоснованным. Просил признать ответ начальника УФСИН России по Орловской области ФИО2 незаконным и необоснованным и обязать УФСИН России по Орловской области устранить допущенные нарушения.

Протокольным определением Заводского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Орловской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, действующий на основании доверенности в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Ссылался на то, что поступившее от ФИО1 обращение было рассмотрено в установленные законом сроки, по обращению заявителю дан мотивированный ответ. Доводы, изложенные в обращении проверены путем направления запроса в ФКУ ИК-2 УФСИН по Орловской области. Возражал против удовлетворения требований ФИО1

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица (далее – КАС РФ), участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Суд, выслушав доводы лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдение сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В статье 33 Конституции Российской Федерации указано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).

Статьей 5 названного Федерального закона определены права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3); обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. По результатам рассмотрения сообщения заявителю дается письменный ответ (статьи 11,12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).

Пунктом 4 Приказа ФСИН России от 10.08.2011 N 464 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний" установлены особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказом ФСИН России от 19.05.2006 N 245 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Регламент ФСИН России), а также административными регламентами по работе с обращениями граждан и по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 согласно справке об освобождении от (дата обезличена)(номер обезличен), осужденный приговором Орловского районного судом Орловской области от (дата обезличена) отбывал наказание в ФКУ ИК -2 УФСИН России по Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена), откуда был освобожден по отбытию срока наказания.

Согласно указанной справке ФИО1 следует к месту жительства: (адрес обезличен), ему были выданы денежные средства на билет в сумме 2 365 рублей, а также произведены прочие выдачи на сумму 850 рублей.

(дата обезличена) посредством почтовой связи ФИО1 направил в УФСИН России по Орловской области обращение по вопросам отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области. Обращение ФИО1 было зарегистрировано в УФСИН России по Орловской области (дата обезличена) №ог-615.

По результатам рассмотрения указанного обращения (дата обезличена) административному истцу был дан ответ по вопросам, поставленным в обращении.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ФИО1 ссылается на то, что обстоятельства, изложенные в жалобе должностным лицом не проверялись.

Из обращения ФИО1 следует, что при освобождении из ФКУ ИК-2 ему были выданы электронные билеты до (адрес обезличен) и (адрес обезличен), деньги на проезд от (адрес обезличен) до (адрес обезличен). Однако, не были оплачены проезд по маршруту (адрес обезличен) до (адрес обезличен), ст. метро Курская – ст. метро Комсомольская, ночлег в (адрес обезличен) в связи с ожиданием пересадки, ожидание/ночлег в гостинице (адрес обезличен), питание в дороге с (дата обезличена) по (дата обезличена). В связи с чем просил разрешить вопрос об оплате проезда, ночлега в период следования и оплатить питание не время пути.

Из ответа от (дата обезличена), подписанного начальником УФСИН России по Орловской области ФИО2 следует, что (дата обезличена)ФИО1 написал заявление об оплате проезда от станции (адрес обезличен), Орловской области до станции (адрес обезличен), в связи с чем оплата проезда осуществлена по кратчайшему маршруту следования, согласно пункту 33 приказа №2 Минюста РФ от 13.01.20026 года: выданы денежные средства для оплаты проезда (адрес обезличен)(адрес обезличен) в сумме 1000 рублей; приобретены и выданы на руки электронные билеты на поезд следования железнодорожным транспортом по маршруту Москва – Иркутск на сумму 3964,60 рублей; приобретены и выданы на руки электронные билеты на самолет по маршруту следования Иркутск – Ербогачен на сумму 8480 рублей; выданы денежные средства для перелета вертолетом по маршруту Ербогачен – Преображенка на сумму 1365 рублей. Общая сумма оплаты проезда по избранному месту жительства составила 14809,60 рублей.

Указано, что оплата проезда на общественном городском транспорте и оплата ночлега в гостиницах во время следования в пути, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Согласно ведомости получения индивидуального рациона питания заявителю выдано три индивидуальных рациона питания.

В судебном заседании представителем административного ответчика представлены документы, на основании которых ФИО1 был дан ответ, а именно справка старшего специалиста по социальной работе ФКУ ИК-2 ФСИН России по Орловской области ФИО3, ведомость получения индивидуального рациона питания для осужденных при освобождении, из которой следует, что (дата обезличена)ФИО1 получил три индивидуальных рациона питания, о чем имеется подпись; расходный кассовый ордер (номер обезличен) от (дата обезличена), где указано, что ФИО1 начислены к выдаче денежные средства в сумме 1106,16 рублей оплата питания при освобождении и справка как рассчитывается сложившаяся норма питания за один день 100,56 рублей, всего за одиннадцать дней 1106,16 рублей.

В оспариваемом административным истцом ответе указано, что для получения денег в сумме 1106,16 рублей ФИО1 не прибыл. Из справки, составленной старшим специалистом по социальной работе ФКУ ИК-2 ФСИН России по Орловской области ФИО3 следует, что для получения денег в сумме 1106,16 рублей ФИО1 не прибыл, так как опаздывал с его слов на попутный транспорт для следования в (адрес обезличен).

В соответствии с ч.1 ст.181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Приказа Минюста России от 22.06.2017 № 111 «Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда» оплата проезда осужденных к месту жительства осуществляется администрацией исправительного центра путем приобретения проездных документов. В случае невозможности приобретения проездных документов заранее осужденному под роспись выдаются наличные денежные средства, необходимые для приобретения проездных документов исходя из маршрута следования к месту жительства (п.2). При следовании осужденного к месту жительства различными видами транспорта может применяться сочетание способов оплаты проезда, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (п.3). Оплата проезда осужденных производится исходя из прямого беспересадочного сообщения, а при отсутствии беспересадочного сообщения - исходя из маршрута, предусматривающего наименьшее количество пересадок, в размере, не превышающем стоимости проезда: а) железнодорожным транспортом общего пользования (на пассажирских поездах пригородного сообщения, за исключением поездов и вагонов повышенной комфортности; на поездах дальнего следования любой категории исходя из стоимости проезда в плацкартном вагон); б) автомобильным транспортом общего пользования - на всех категориях городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, за исключением автобусов повышенной комфортности и такси; в) морским транспортом - на местах IV и V категорий кают судов транспортных линий (при наличии на судне) исходя из стоимости таких мест, а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах исходя из стоимости сидячих мест; г) внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов (при наличии на судне) исходя из стоимости таких мест, а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах исходя из стоимости сидячих мест; д) воздушным транспортом - в салонах экономического класса (если стоимость проездных билетов не превышает стоимости проезда иным транспортом либо при отсутствии иного транспортного сообщения). При использовании воздушного транспорта для проезда осужденного к месту жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза.

Администрация исправительного центра обеспечивает осужденного продуктами питания, исходя из времени, необходимого для проезда к месту жительства, исчисляемого в сутках. При невозможности обеспечить осужденного питанием он обеспечивается деньгами на время проезда в сумме, определяемой из расчета стоимости нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Таким образом, административным ответчиком обоснованно указано на то, что оплата проезда на общественном городском транспорте и оплата ночлега в гостиницах во время следования в пути, уголовно-исполнительным законодательством Российской федерации не предусмотрена.

Кроме того, освобождаемым согласно ч. 2 ст. 181 УИК РФ может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом правительством РФ. На 22.11.2019 года размер единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным при освобождении составлял 850 рублей, которые были выданы ФИО1

Таким образом, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что право на обращение и получение ответа на обращение заявителем ФИО1 было реализовано, в соответствии с требованиями ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 года №59-ФЗ, а также Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314,. Обращение ФИО1, поступившее в адрес УФСИН России по Орловской области было в установленный срок рассмотрено, заявителю на его обращение был дан мотивированный ответ, который соответствует требованиям действующего законодательства, в указанном ответе содержится обоснование сделанных в нем выводов со ссылкой на конкретные материала дела и положения закона.

Таким образом, судом не установлено, а административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, отвечающих требованиям ст. 59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, позволяющих сделать вывод о том, что действиями должностного лица УФСИН России по Орловской области были нарушены права, свободы и законные интересы ФИО1 либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

При этом суд отмечает, что само по себе несогласие административного истца с ответом на своё обращения, когда такое поведение заинтересованного лица отнесено к его усмотрению, не свидетельствует о нарушении закона со стороны УФСИН России по Орловской области.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Начальнику Управления федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области, Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о признании ответа незаконным, обязании совершить действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 23.03.2020.

Судья Е.Г. Кальная

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)

(информация скрыта)