ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-715/2022 от 08.07.2022 Балашовского районного суда (Саратовская область)

2а-1-715/2022

64RS0007-01-2022-001891-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2022 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шапкиной И.М.,

при секретаре Родионовой Ю.И.,

с участием помощника прокурора г. ФИО2 по доверенности Синицына А.М., представителя административного ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда административное дело по административному иску прокурора г. ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и утвердить программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры,

установил:

прокурор г. ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Балашовского муниципального района, в котором просит (с учетом заявления в порядке ст.46 КАС РФ) признать незаконным бездействие администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в части неразработки, неутверждения и неразмещении программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области в федеральной государственной информационной системе территориального планирования; обязав администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области разработать, утвердить и разместить программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Требования административного иска обоснованы тем, что в ходе проведения прокуратурой города ФИО2 проверки соблюдения градостроительного законодательства администрацией Балашовского муниципального района выявлен факт неразработки, неутверждения и неразмещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования программы комплексного развития транспортной, социальной инфраструктур Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области. Такое обстоятельство, по мнению автора иска, нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности администрации Балашовского муниципального района.

Помощник прокурора г. ФИО2 Синицын А.М., действующий по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования, с учетом заявлений в порядке ст.46 КАС РФ, поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам.

Представитель административного ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО1 просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством, в случае удовлетворения исковых требований административного истца, просила предоставить срок для их исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (ст. 130, ч. 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15, ч.ч. 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132, ч. 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

В силу п.8 ч.1 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, относятся в числе других, разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440.

Согласно п.4 Требований, в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.

Статьей 57.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе, к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289 утверждены Правила ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Согласно п.6 Правил информацию о программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, обладатели информации размещают в федеральной информационной системе.

Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой г.ФИО2 проверки соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации Балашовского муниципального района выявлены факты неразработки, неутверждения и неразмещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования программы комплексного развития транспортной, социальной инфраструктур Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика в судебном заседании.

На имя главы Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО5 прокурором г.ФИО2 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

В ответ на направленное представление глава Балашовского муниципального района ФИО5 сообщил заместителю прокурора г.ФИО2 ФИО6, что из-за отсутствия денежных средств в администрации Балашовского муниципального района на разработку программ комплексного развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, некоторые муниципальные образования изготовили и утвердили их самостоятельно, также они размещены в системе ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования). Администрация Балашовского муниципального района намерена предусмотреть в бюджет 2022 года необходимые денежные средства на разработку программ комплексного развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, после чего будут определены подрядные организации для их изготовления, после чего они будут утверждаться и размещаться в системе ФГИС ТП.

Согласно возражениям представленным административным ответчиком, бюджетом Балашовского муниципального района не предусмотрены расходы на разработку программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области предусмотренных законом обязанностей по разработке, утверждению программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области и их размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По данному делу прокурором административное исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального района, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, а потому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, а с учетом установленных по делу обстоятельств, необходимости выделения бюджетных денежных средств, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов административного ответчика, суд устанавливает срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора г. ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и утвердить программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в части неразработки, неутверждения и неразмещения программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области разработать, утвердить и разместить программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Барковского, Большемеликского, Лесновского, Малосеменовского, Новопокровского, Октябрьского, Родничковского, Соцземледельского, Тростянского и Хоперского муниципальных образований Балашовского муниципального района Саратовской области в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (15 июля 2022 года) путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области.

Председательствующий И.М. Шапкина

Мотивированный текст решения изготовлен 15 июля 2022 года.