ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7173/19 от 05.12.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2019-008820-45

№ 2а-7173/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2019 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

административного ответчика ФИО3, заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тандер» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда ФИО3 о признании незаконным предписания,

установил:

Акционерное общество «Тандер» (далее- АО «Тандер») обратилось в суд вышеназванным административным исковым заявлением об оспаривании предписания. В обоснование требований указало, что государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Оренбургской области ФИО3 проведена проверка, по результатам которой было выдано предписание от 30.08.2019 года № .... Данное предписание обязывает АО «Тандер» устранить нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно в соответствии со ст.22, ч. 3 ст. 103 ТК РФ, при составлении графика сменности учесть мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Полагает, что при составлении графиков сменности работодателем АО «Тандер» положения действующего трудового законодательства соблюдены, поскольку исходя из буквального толкования норм ст. 372 ТК РФ работодателю необходимо учитывать мнение только той первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. При этом, первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников, если она объединяет более половины работающих у данного работодателя (более 50 %) либо имеет поручение общего собрания (конференции) на такое представительство. Следовательно, если в организации нет такой профсоюзной организации, которая бы отвечала требованиям ст. 372 ТК РФ, то работодатель вправе принимать любые локальные нормативные акты самостоятельно. Первичная профсоюзная организация работников АО «Тандер» не отвечает признакам первичной профсоюзной организации, с которой работодатель должен согласовать проекты локальных нормативных актов, проекты графиков сменности.

Считает, что оспариваемое предписание от 30.08.2019 года № ..., вынесенное государственным инспектором труда, является незаконным и не обоснованным, так как не соответствует требованиям ст. 372 ТК РФ.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 требования поддержали, в пояснениях дополнили, что, по мнению административного истца, предписание от 30.08.2019 года не соответствует требованиям исполнимости, так как не содержит наименование того представительного органа, мнение которого АО «Тандер» должно учесть при составлении графиков сменности, а также не исключает возможность двоякого толкования. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие легитимность полномочий представителя либо иного представительного органа в соответствии с процедурой, установленной ст. 31 ТК РФ. Полагали, что вынесенное предписание от 30.08.2019 года не соответствует требованиям ст.ст. 31, 372, 399 ТК РФ.

В судебном заседании административный ответчик ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в удовлетворении иска отказать, указав, что проверка проведена на основании обращения П.С.В.., в ходе проверки установлен факт наличия в Оренбургской филиале АО «Тандер» не только первичной профсоюзной организации, но и Совета трудового коллектива, с которыми работодатель не согласовывал такой локальный нормативный акт, как график сменности, а потому было выдано предписание, где им указано на то, что работодатель обязан учитывать при составлении графика сменности мнение представительного органа работников, при этом не обязан был конкретизировать наименование представительного органа.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО4 считал вынесенное предписание от 30.08.2019 года законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно положениям статьей 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частями 1, 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статья 8 ТК РФ устанавливает общие правила принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а часть четвертая указанной статьи направлена на обеспечение недопустимости ухудшения положения работников нормами локальных нормативных актов.

В силу ч. 3 ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Часть первая статьи 372 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя направить проект локального нормативного акта, а также обоснование по нему в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации, чем обеспечивается профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав членов профсоюза, первичная организация которого представляет интересы работников данного работодателя, направлена на дополнительную защиту трудовых прав работников и учитывает баланс конституционных прав и законных интересов работников и работодателей, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В силу ч. 3 ст. 91 ТК РФ порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Согласно ч. 2 ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

Согласно абз.1,2 ст.29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст.31 ТК РФ вслучаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

В силу ст.32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области поступило обращение П.С.В. о нарушении норм трудового законодательства в АО «Тандер», в части режима рабочего времени и времени отдыха работников.

На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Оренбургской области должностными лицами проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Актом проверки установлено, что в соответствии со ст.ст. 22, ч.3 ст.103 ТК РФ при составлении графика сменности работодателем не учитывается мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

По результатам проведенной проверки в адрес АО «Тандер» выдано оспариваемое предписание, которым АО «Тандер» обязано при составлении графика сменности учесть мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Как установлено судом, 08 мая 2019 года на основании постановления президиума № ... «О принятии на профобслуживание» принята на профсоюзное обслуживание первичная профсоюзная организация Оренбургского филиала АО «Тандер».

Согласно выписке из протокола организационного профсоюзного собрания Оренбургского филиала АО «Тандер» от 06 мая 2019 года председателем первичной профсоюзной организации избран продавец магазина «Магнит» П.С.В.

Согласно протоколу заседания общего собрания работников Оренбургского филиала АО «Тандер» № ... от 24 августа 2019 года П.С.В. избран представителем работников во взаимоотношениях с работодателем – Оренбургским филиалом АО «Тандер» по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, а также председателем Совета трудового коллектива Оренбургского филиала АО «Тандер».

Таким образом, в Оренбургском филиале АО «Тандер» создана не только первичная профсоюзная организация Оренбургского филиала АО «Тандер», но и Совет трудового коллектива Оренбургского филиала АО «Тандер».

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, о наличии в Оренбургском филиале АО «Тандер» Совет трудового коллектива, работодателю не известно.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, работодателем Оренбургским филиалом АО «Тандер» при составлении графика сменности не соблюдаются положения ст.103 ТК РФ, при составлении графика сменности не учитывается мнение представительного органа работников, что нашло свое подтверждение в ходе проверки и отражено в Акте проверки, составленном по ее итогам.

Следовательно, оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, правомерно возлагает на административного истца обязанности устранить нарушения, выявленные в ходе проверки должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области.

При этом, проверка легитимности полномочий представителя либо иного представительного органа в предмет настоящего иска не входит.

Доводы административного истца о неисполнимости предписания по мотиву того, что в нем не содержится наименование того представительного органа, мнение которого АО «Тандер» должно учесть при составлении графиков сменности, основанием для признания предписания незаконным не является.

Анализируя оспариваемое предписание, суд приходит к выводу, что мнение административного истца ошибочно, поскольку предписание содержит четкие формулировки возложенных на АО «Тандер» обязанностей. Какой-либо неясности предписание не содержит.

Кроме того, суд отмечает, что административный истец не лишен возможности обратиться к административному ответчику с просьбой о разъяснении конкретных требований предписания в случае непонимания их смысла и содержания.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что проведенная в отношении административного истца внеплановая выездная проверка проведена уполномоченным должностным лицом в рамках представленных полномочий на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных государственной инспекции труда полномочий, является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Срок для обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Тандер» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда ФИО3 о признании незаконным предписания – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Пименова

Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2019 года

Судья подпись О.А. Пименова

Копия верна: Судья:

Секретарь:

подлинник решения находится в административном деле №2а-7173/19 в Ленинском районном суде г.Оренбурга