ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-717/2017 от 26.07.2016 Пролетарского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-717/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 08 июня 2017 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Катиковой Н.М.,

при секретаре Кувшиновой В.В.,

с участием в деле:

административного истца – Хохловой Е.А.,

её представителя – Захаровой Н.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 24.01.2017 г., зарегистрированной в реестре ,

административного ответчика – Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия в лице представителя Ульянова В.Ю., действующего на основании доверенности от 26.07.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хохловой Е.А. к Администрации городского округа Саранск о признании действий администрации городского округа Саранск по переучету и исключении из реестра граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и внесении в книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка», незаконными, восстановлении в документах учета, признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка и произвести опубликование извещения,

у с т а н о в и л:

Хохлова Е.А. предъявила административный иск к Администрации городского округа Саранск о признании действий администрации городского округа Саранск по переучету и исключении из реестра граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и внесении в книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка», незаконными, восстановлении в документах учета, признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка и произвести опубликование извещения.

В обоснование административного иска указала на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 г. №23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции с 01.01.2012 по 15.10.2012) в феврале 2012 г. решением Администрации городского округа Саранск она была внесена в реестр граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства под №42 (по дате и входящему номеру регистрации заявления в КУ «МФЦ»), по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка».

В течение последних пяти лет она неоднократно обращалась в администрацию с просьбой предоставить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. На все её обращения органом местного самоуправления в разное время были даны отказы в связи с отсутствием сформированных на территории городского округа Саранск земельных участков, а также по иным основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 8.2 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 г. №23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» ввиду отсутствия в распоряжении администрации сформированных земельных участков, 31 января 2017 г. она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при необходимости, предварительном согласовании предоставления ей на праве собственности (бесплатно) земельного участка, указанного в прилагаемой схеме.

Письмом от 03 марта 2017 г. исх. в удовлетворении её просьбы было отказано. Основанием принятого решения явилось нахождение испрашиваемого земельного участка в функциональной зоне зеленых насаждений, где формирование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не планируется.

Считает решение органа местного самоуправления незаконным, поскольку, принимая решение об отказе, ответчиком в качестве документа, определяющего правовой режим земель, ошибочно применен генплан городского округа Саранск, являющийся документом территориального планирования, отражающий планы развития территории муниципального образования, и который не предусматривает градостроительное зонирование территории и не определяет правовой режим образуемых земельных участков в границах установленных территориальных зон.

Согласно карте градостроительного зонирования (статья 7 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06.05.2016 г. №516), образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж 4.2, в числе основных видов разрешенного использования предполагающей образование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, указывает, что решение органа местного самоуправления от 03 марта 2017 г. исх. №1417-ОГ также содержит информацию об исключении её заявления от 06.03.2012 г. (вх. №1025/4-01 от 11.03.2012 г.), явившегося основанием внесения её в льготную категорию граждан, из реестра граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, и учете данного заявления от 06.03.2012 г. в книге учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Поскольку на момент подачи ею соответствующего заявления действовавшая в 2012 г. редакция Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 г. №23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» предполагала предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства как приусадебных, так и полевых (по выбору заявителя), считает, что такое дополнительное условие предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта как нуждаемость в улучшении жилищных условий, не может быть применено к её заявлению от 2012 г., учтенному в период действия закона, не предполагавшего таких условий.

На основании изложенного, просила:

- признать действия администрации городского округа Саранск по переучету её заявления от 06.03.2012 г. (вх. от 11.03.2012 г.), выразившиеся в исключении её из реестра граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и внесении в книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках под №12 по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка», незаконными;

- восстановить её в документах учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка»;

- признать отказ администрации городского округа Саранск от 03 марта 2017 г. незаконным;

- обязать администрацию городского округа Саранск утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемую к её заявлению от 31 января 2017 г., произвести опубликование соответствующего извещения и выдать ей утвержденную схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебное заседание административный истец – Хохлова Е.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась телеграммой, которая доставлена ей не была с указанием на то, что квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Представитель административного истца – Захарова Н.А. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Ульянов В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, просит отказать в его удовлетворении, указав на то, что Хохлова Е.А. изначально была поставлена на учет по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка» на право предоставления ей в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, так как не нуждалась в улучшении жилищных условий. По этой причине ей и было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как испрашиваемый ею земельный участок находится в с. Куликовка, то есть в черте населенного пункта.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося административного истца.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным вподпунктах 6и7 статьи 39.5настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 8 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 г. №23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (далее – Закон Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия») (в действующей редакции) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, животноводства осуществляется следующим категориям граждан, в том числе: одиноким родителям, имеющим несовершеннолетних детей (подпункт 2 пункта 1 указанной статьи). Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае отсутствия у них таких земельных участков на праве собственности или ином праве. Дополнительным условием предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо расположенных в границах населенных пунктов земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных участков) категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи, является признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или нуждающимися в улучшении жилищных условий (пункт 3 указанной статьи).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Хохлова Е.А., являющаяся одиноким родителем, имеющим несовершеннолетнего ребёнка, 31 января 2017 г. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением, в котором просила в установленном законом порядке утвердить и выдать ей прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в с.Куликовка г. Саранск, для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель – земли населенных пунктов, площадью 1500 кв.м. (л.д.4-6).

Письмом заместителя главы городского округа Саранск - директора Департамента строительства Администрации городского округа Саранск Григорькина П.В. С.О. от 02 марта 2017 г. Хохловой Е.А. отказано в удовлетворении её заявления с указанием на то, что её заявление вх. от 11.03.2012 г. зарегистрировано в Книге учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках под . До настоящего времени на территории городского округа Саранск отсутствуют сформированные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, планируемые для предоставления в собственность бесплатно гражданам, указанным в подпунктах 1-6, 8-11 пункта 1 статьи 8 Закона №23-З, в том числе относящимся к категории одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка. Дополнительно сообщено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 г. №333, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения, где ведение личного подсобного хозяйства не планируется (л.д.7-8).

Данное решение органа местного самоуправления оспаривается административным истцом.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления, и соответствие содержания оспариваемого постановления нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 04 февраля 2012 г. Хохлова Е.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность (бесплатно) для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Саранск по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции Законов Республики Мордовия от 17.11.2009 г. №87-З, от 05.05.2011 №18-З) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены бесплатно в собственность граждан по их выбору для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного строительства и животноводства одиноким родителям, имеющим несовершеннолетних детей.

При этом в соответствии с пунктом 1.1 указанной статьи, введенной Законом Республики Мордовия от 19.11.2011 №70-З, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеющим земельных участков на праве собственности или ином праве, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного строительства и животноводства предоставляются гражданам в случае отсутствия у них таких земельных участков, а также в случае, если имеющиеся земельные участки имеют площадь менее минимального размера, установленного органами местного самоуправления.

Письмом заместителя главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента перспективного развития Цыганова В.В. от 21 февраля 2012 г. Хохловой Е.А. отказано в удовлетворении её заявления с указанием на то, что она не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий, в связи с чем у неё отсутствует право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

06 марта 2012 г. Хохлова Е.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением (вх. от 11.03.2012 г. в КУ «МФЦ») о предоставлении ей земельного участка в собственность (бесплатно) для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка».

Письмом заместителя главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента перспективного развития Цыганова В.В. от 23 марта 2012 г. Хохловой Е.А. сообщено о том, что её просьба о предоставлении неполной семье, состоящей из одного родителя, имеющей несовершеннолетнего ребёнка, земельного участка в собственность под личное подсобное хозяйство взята на учет, однако сформированные земельные участки для личного подсобного хозяйства на территории городского округа Саранск отсутствуют. Разъяснено, что ведется реестр заявлений о предоставлении неполным семьям, состоящим из одного родителя, земельных участков по входящему номеру регистрации заявления в КУ «МФЦ» (л.д.9).

Право административного истца Хохловой Е.А. на предоставление ей в собственность бесплатно земельного участка по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка» в судебном заседании установлено и ни кем не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 и пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Как следует из пояснений в суде представителя административного ответчика, возражений на административное исковое заявление от 01.06.2017г., Хохлова Е.А., имеющая по вышеуказанной категории право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, изначально была включена в реестр как не нуждающаяся в улучшении жилищных условий и в этой связи претендующая на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (за границами населенных пунктов).

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду стороной истца письменными сообщениями Администрации городского округа Саранск в ответ на заявления Хохловой Е.А. о предоставлении ей земельного участка в собственность (бесплатно) для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Саранск.

Так, в письме Администрации городского округа Саранск от 12.02.2014г. исх. Хохловой Е.А. разъясняется, что в настоящее время на территории городского округа Саранск отсутствуют поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки), планируемые для предоставления в собственность (бесплатно) гражданам, указанным в подпунктах 1-5, 7-11 пункта 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия №23-З. При наличии сформированных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки), соответствующее сообщение будет размещено в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте Администрации городского округа Саранск. Заявителю предлагается отслеживать данную информацию.

В письме Администрации городского округа Саранск от 23.11.2016 г. Хохловой Е.А. сообщается о том, что её заявление вх. от 11.03.2012 г. зарегистрировано в Книге учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках под №11.

Согласно пункту 4 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции Закона Республики Мордовия от 19.11.2011 г. №57-З), ведение учета граждан в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в зависимости от даты регистрации заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

Таким образом, действовавшая в период постановки на учет Хохловой Е.А. (март 2012 г.) редакция Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» не предусматривала порядок ведения учета граждан в целях предоставления земельных участков в соответствии с указанным Законом.

Положения, касающиеся порядка ведения такого учета, были введены в Закон Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» Законами Республики Мордовия от 08.08.2013 №57-З, от 05.03.2014 №10-З, а также от 03.08.2015 №55-З.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции Законов Республики Мордовия от 08.08.2013 №57-З, от 05.03.2014 г. №10-З), ведение учета граждан, указанных в подпунктах 1-5, 7-9 части первой пункта 1 статьи 8 настоящего Закона, в целях предоставления им земельных участков осуществляется органами местного самоуправления по единому списку в Книге учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельного участка. Включение граждан в единый список осуществляется органами местного самоуправления в той хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в целях предоставления земельных участков.

Представленной суду Администрацией городского округа Саранск копией Книги учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Саранск, подтверждается, что Хохлова Е.А. наряду с другими гражданами разных категорий значится в ней по категории «одинокий родитель» под

Как следует из возражений представителя административного ответчика на административное исковое заявление, Книга учета ведется в органе местного самоуправления как документ строгой отчетности по форме, установленной органом местного самоуправления. Администрация городского округа Саранск для приведения в соответствие с Законом Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» учета граждан, провела преобразование реестра заявлений в Книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность, не подразумевающее «переучета» граждан.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что никаких действий по переучету заявления Хохловой Е.А., то есть по исключению её из реестра граждан, имеющих по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка» право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и внесении в книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, Администрацией городского округа Саранск не производилось, доводы Хохловой Е.А. об этом являются ошибочными и административный иск в указанной части не подлежащим удовлетворению.

Указание в Книге учета о праве граждан на бесплатное приобретение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства «на территории городского округа Саранск», вопреки доводам представителя административного истца, не предполагает безусловное предоставление земельных участков в границах населенных пунктов, поскольку как следует из Устава городского округа Саранск, Генерального плана городского округа Саранск, в состав территории указанного муниципального образования входят не только населенные пункты, но и земли, необходимые для развития муниципального образования, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, как следует из административного иска, Хохловой Е.А. фактически оспариваются действия органа местного самоуправления по отнесению её к льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, то есть за пределами границ населенного пункта.

В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, Хохловой Е.А. ещё в 2014 г. и в 2016 г. (в письмах Администрации городского округа Саранск от 12.02.2014г. исх. , от 23.11.2016 г. ) было разъяснено её право на бесплатное приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, то есть о нарушении своих прав, свобод и законных интересов Хохловой Е.А. стало известно задолго до получения оспариваемого решения Администрации городского округа Саранск от 02.03.2017 г. исх. , что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.2 Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции Закона Республики Мордовия от 03.08.2015 №55-З) предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете, осуществляется в порядке очередности и на основании решения органа местного самоуправления.

Согласно пункта 6 статьи 8.2 Закона Республики Мордовия «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» в случае отсутствия сформированных земельных участков орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи извещения с учетом зонирования территорий в порядке очередности выдает заявителю утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель имеет право выполнить кадастровые работы в отношении земельного участка за свой счет и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет гражданину копию решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Оспариваемым решением Администрации городского округа Саранск от 03 марта 2017 г. Хохловой Е.А. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Куликовка.

Как установлено судом, основанием для отказа послужило нахождение указанного земельного участка в границах населенного пункта – с.Куликовка.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 г. №516, испрашиваемый Хохловой Е.А. земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа (территориальная зона Ж 4.2).

Зона застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа не выше 3-х этажей выделена для обеспечения правовых условий сохранения и формирования кварталов низкой плотности для постоянного или временного проживания в сочетании с ведением личного подсобного хозяйства (с возможностью содержания домашнего скота и птицы), отдыха или индивидуальной трудовой деятельности.

Учитывая то обстоятельство, что Хохлова Е.А., не нуждавшаяся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) на момент обращения с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка», изначально была поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (за пределами границ населенного пункта), оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого ею земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, не имелось, в связи с чем оспариваемый отказ Администрации городского округа Саранск является законным.

При этом, постановка Хохловой Е.А. 15.07.2013 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании её заявления от 03.07.2013 г., не может свидетельствовать о неправомерности оспариваемого отказа органа местного самоуправления, ввиду отсутствия с её стороны, что не оспаривалось представителем административного истца, каких-либо действий, направленных на переучет в связи с изменившимися, ранее не учтенными обстоятельствами, её первоначального заявления на предоставление земельного участка.

Более того, как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Саранск от 16 марта 2017 г. Хохлова Е.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения.

С учетом исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения в настоящее время на Администрацию городского округа Саранск обязанности по утверждению схемы расположения испрашиваемого Хохловой Е.А. земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к её заявлению от 31 января 2017 г., и, соответственно, обязанностей: произвести опубликование соответствующего извещения и выдать Хохловой Е.А. утвержденную схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем считает административный иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Указание в оспариваемом отказе органа местного самоуправления со ссылкой на Генеральный план городского округа Саранск, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 г. на то, что запрашиваемый Хохловой Е.А. земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения, не принимается во внимание судом при разрешении заявленных требований, поскольку, как верно указано административном истцом в иске, Генеральный план городского округа Саранск, являющийся документом территориального планирования и отражающий планы развития территории муниципального образования, не предусматривает градостроительное зонирование территории и не определяет правовой режим образуемых земельных участков в границах установленных территориальных зон.

Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не может повлечь признание оспариваемого решения незаконным, поскольку, как установлено судом и следует из представленных документов, основанием принятого органом местного самоуправления решения явилось расположение испрашиваемого земельного участка именно в границах населенного пункта, а не в зоне зеленых насаждений специального назначения.

Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Хохловой Е.А. к Администрации городского округа Саранск о признании действий администрации городского округа Саранск по переучету и исключении из реестра граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и внесении в книгу учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках по категории «одинокий родитель, имеющий несовершеннолетнего ребёнка» незаконными, восстановлении в документах учета, признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка и произвести опубликование извещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2017 года