Дело № 2а-717/2021
УИД 11RS0016-01-2021-001494-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием прокурора Нестеренко А.Г., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт
25 ноября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании нормативного правового акта частично недействующим,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, в котором с учетом его уточнений просил признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно», утвержденный постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от 16.11.2015 № 11/1870 (в редакции постановления администрации МО MP «Сыктывдинский» от 03.08.2016 № 8/1097) в части, а именно: п. 2.12 в части отсутствия регламентации основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а также отсутствия регламентации исключения из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ; п. 2.9 раздела II в части отсутствия регламентации запрета на требование от заявителя документов, информации и осуществления действий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ); п. 5.2 раздела V в части отсутствия регламентации случаев досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, предусмотренных подп. 8-10 ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ; раздела V в части отсутствия регламентации порядка действий органа оказывающего муниципальную услугу по результатам рассмотрения жалоб заявителей на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу; в части отсутствия регламентации административной процедуры исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 16.11.2015 №11/1870 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно». В ходе проверки соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству Российской Федерации прокуратурой района установлено, что отдельные положения Административного регламента имеют признаки коррупциогенности, а также противоречат требованиям земельного законодательства. Установленные противоречия ущемляют права граждан на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке и сроках предоставления муниципальных услуг, ограничивают реализацию права на обжалование административных действий, что, в свою очередь, может привести к затягиванию самой процедуры по корректировке документов, и, как следствие, повлечь нарушение прав на своевременное получение муниципальной услуги.
В судебном заседании прокурор Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. поддержал уточненные административные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1 указал, что Административный регламент действительно нуждается в доработке с учетом изменений норм земельного законодательства, регулирующих сферу предоставления в собственность земельных участков. В настоящее время решается вопрос о создании единого административного регламента по предоставлению муниципальных услуг.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, дело прокуратуры Сыктывдинского района №22-04-2019 (документы об участии в правотворческой деятельности органов местного самоуправления), суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить нормативно правовые акты в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением, в том числе, муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ.
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ч.1 ст. 6, ч. 1 ст.12).
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч. 1 ст. 13). Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (ч. 15).
Из системного анализа приведенного законодательства следует, что отношения, возникающие в связи с предоставлением, в том числе, муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от №210-ФЗ. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией, его положения не могут противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.11.2015 №11/1870 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно».
В связи с выявленными в результате проверки в Административном регламенте противоречиями федеральному законодательству прокуратурой района 17.02.2016 на указанный муниципальный нормативный правовой акт принесен протест №07-03-2016.
Постановлением от 03.08.2016 №8/1097 администрацией внесены изменения в постановление от 16.11.2015 №11/1870, Административный регламент изложен в новой редакции (л.д.11).
Заместителем прокурора Сыктывдинского района 22.10.2018 вновь принесен протест №07-03-2018 на постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.11.2015 №11/1870 (л.д. 78).
Прокуратурой района 23.04.2019 проведена правовая экспертиза проекта постановления администрации «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно», по результатам которой дано заключение о доработке данного Административного регламента.
Основанием для обращения прокурора Сыктывдинского района в суд послужил факт наличия противоречий в данном Административном регламенте требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются положениями Земельного кодекса РФ (ст. 3).
В соответствии с ч. 19 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подп. 6 и 7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 5(1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми в пределах их компетенции в порядке, установленном ст.ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, пунктом 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка является подача заявления о предоставлении земельного участка, в отношении расположенных на котором здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Однако данные основания для отказа в предоставлении земельного участка в подп. 4 п. 2.12 Административного регламента, регламентирующего основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, своего отражения не нашли.
Пунктом 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в случае, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 данного Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Частный сервитут (сервитут) можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).
Публичный сервитут вправе установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ), например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Однако, подп. 5 п. 2.12 Административного регламента, таких исключений из оснований для отказа в предоставлении земельного участка как наличие публичного сервитута или объектов, размещенных на земельном участке в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, не содержит.
Помимо этого, Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-Ф3 в ст. 39. 16 Земельного кодекса РФ введен п. 14.1, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Аналогичным образом Федеральным законом от 03.07.2018 №185-ФЗ ст. 39.16 Земельного кодекса РФ дополнена п. 26, в силу которого решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона.
Вместе с тем, внесенные в Земельный кодекс РФ изменения до настоящего времени своего отражения в Административном регламенте не нашли, в п. 2.12 Административного регламента указанных оснований для отказа не содержится, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96) - выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ органу, предоставляющему муниципальные услуги, запрещено требовать от заявителя: представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся - извинения за доставленные неудобства.
Вместе с тем, п. 2.9 раздела II Административного регламента, являясь частью стандарта предоставления муниципальной услуги, содержит исчерпывающий перечень документов и информации, а также осуществления действий, которые запрещено требовать от заявителя, в число которых запрет на требование от заявителя документов и информации, а также осуществления действий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, не включен, что предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения, и в силу подп. «а», «ж» п. 3 Методики является коррупциогенными факторами - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, отсутствие или неполнота административных процедур.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют, в том числе, право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Статьей 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено 10 случаев досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Вместе с тем, п. 5.2 раздела V Административного регламента содержит только 7 случаев обжалования действий (бездействия) органа в досудебном (внесудебном) порядке.
Так, вопреки п.п. 8-10 ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ в п. 5.2 раздела V Административного регламента не указаны следующие случаи для обжалования: нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги; приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению, исходя из требований п. 8.1 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим муниципальную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.
Согласно п. 8.2 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
В свою очередь, в нарушение п. 8.1 и п. 8.2 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ в разделе V Административного регламента, устанавливающего порядок действий по результатам рассмотрения жалобы, вышеуказанные положения не закреплены.
Невключение в определенный разделом V Административного регламента перечень установленных законом поводов для обращения заявителя с жалобой, а также неполнота административных процедур, определенных разделе V Административного регламента и регламентирующих порядок действий по результатам рассмотрения жалобы, влекут нарушение прав заявителя, гарантированных Федеральным законом № 210-ФЗ, и устанавливают для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил ввиду отсутствия порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий и как следует из подп. «ж» п. 3 Методики является коррупциогенным фактором.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют, в том числе, право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.
Раздел V Административного регламента предусматривает порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих.
Согласно абз. 7 п. 5.2 раздела V Административного регламента заявитель вправе обратиться с жалобой в случае отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение, установленного срока таких исправлений.
Данная норма корреспондирует положениям п. 7 ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ.
Таким образом, до административных процедур досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органа и должностных лиц в административном регламенте должна содержаться административная процедура по исправлению допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, содержащая сроки ее выполнения.
Вместе с тем, Административный регламент не предусматривает административную процедуру исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах.
Отсутствие данной правовой регламентации влечет нарушение права заявителя на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке и сроках исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, ограничивает реализацию права на обжалование административных действий, что в свою очередь может привести к затягиванию самой процедуры по корректировке документов и, как следствие, повлечь нарушение права на своевременное получение государственной услуги.
Таким образом, судом установлено, что постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 16.11.2015 №11/1870 (в редакции постановления администрации от 03.08.2016 №8/1097) является нормативным правовым актом, отдельные положения Административного регламента противоречат с федеральным законодательством, содержат коррупциогенный фактор, неполноту административных процедур, неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, а также возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), что нарушают интересы неопределенного круга лиц.
Оценивая указанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании пунктов Административного регламента в оспариваемой прокурором части не соответствующими нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что ущемляет права граждан на доступность и полноту предоставления муниципальных услуг.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании нормативного правового акта частично недействующим.
Руководствуясь ст. 227, 228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми удовлетворить.
Признать частично недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно», утвержденный постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от 16.11.2015 № 11/1870 (в редакции постановления администрации МО MP «Сыктывдинский» от 03.08.2016 № 8/1097), а именно:
п. 2.12 в части отсутствия регламентации основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а также отсутствия регламентации исключения из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ;
п. 2.9 раздела II в части отсутствия регламентации запрета на требование от заявителя документов, информации и осуществления действий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
п. 5.2 раздела V в части отсутствия регламентации случаев досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, предусмотренных подп. 8-10 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
раздел V в части отсутствия регламентации порядка действий органа, оказывающего муниципальную услугу по результатам рассмотрения жалоб заявителей на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу;
в части отсутствия регламентации административной процедуры исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Сурнина
Мотивированное решение составлено 01.12.2021.