РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 18 июня 2018г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., с участием истца Гороновой Э.В., представителя истца Оршадского С.В., ответчика Ступиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-718/2018 по административному иску Горновой Э.В., Балахниной Г.А. к председателю Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В. о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Горнова Э.В., Балахнина Г.А. обратились в Нижнеилимский районный суд с административным исковым заявлением к председателю Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В. о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенное нарушение, в обоснование которого указали, что *** они, депутаты Думы Новоигирминского городского поселения, представляющие интересы жителей р.п. Новая Игирма, обратились с письменным заявлением к председателю Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В., которой ими было направлено письмо с просьбой представить в их адрес надлежащим образом заверенные копии документов, а именно: всех решений Думы НГП, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., протоколов заседаний Думы за аналогичный период, заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы НГП «Об утверждении Регламента Думы НГП», который был утвержден Решением Думы НГП 06.03.2018г.
Однако письмом, подписанным председателем Думы от ***. в предоставлении запрашиваемых документов им было отказано.
Считают, что данный отказ является незаконным и лишает их объективного права на получение информации, необходимой для информирования жителей своего избирательного округа, а также контроля деятельности Администрации Новоигирминского городского поселения. Председатель Думы НГП Ступина Н.В. проигнорировала их просьбу в нарушение действующих Положений устава Новоигирминского муниципального образования.
Согласно ст.36 Устава Депутат Думы Поселения в целях осуществления его полномочий наделяется правом: истребовать информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления, должностных лиц муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий; в целях организации личного приема граждан депутату Думы обеспечивается: доступ к правовой и иной информации, необходимой для рассмотрения обращений граждан; должностные лица, к которым направлены обращения Думы поселения обязаны дать ответ на указанные обращения или представить запрашиваемые документы в течение одного месяца со дня их поступления, если иное не установлено законодательством; Депутат Думы Поселения обеспечивается текстами правовых актов, принятыми органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами муниципальных органов, а также другими информационными и справочными документами и материалами. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные органы и объединения, организации представляют депутату Думы Поселения по вопросам, связанным с осуществлением его полномочий, необходимые информацию и документы.
Согласно ст.36 п.10 Устава Новоигирминского муниципального образования депутату Думы гарантировано право на ознакомление с документами в том числе и органов местного самоуправления, за исключением тех, которые содержат коммерческую тайну и иную информацию, охраняемую в соответствии с Федеральными законами.
Отказом председателя Думы НГП Ступиной Н.В. в предоставлении им испрашиваемых документов нарушаются их права как депутатов Думы Новоигирминского городского поселения по осуществлению контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления, а также препятствует осуществлению обязанности отчитываться перед избирателями и информировать их о деятельности Думы Новоигирминского городского поселения.
С учетом уточненных требований просят суд:
признать незаконными действия (бездействие) председателя Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В. выразившиеся в не направлении в их адрес запрашиваемых документов, а именно: всех решений Думы Новоигирминского городского поселения, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., протоколов заседаний Думы за аналогичный период, заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы Новоигирминского городского поселения «Об утверждении Регламента Думы Новоигирминского городского поселения», который был утвержден Решением Думы Новоигирминского городского поселения 06.03.2018г.;
возложить на председателя Думы Новоигирминского городского поселения
Ступину Н.В. обязанность устранить допущенное нарушение, направив в
их адрес в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу
надлежащим образом оформленные копии всех решений Думы Новоигирминского
городского поселения, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., протоколов заседаний Думы за аналогичный период, заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы Новоигирминского городского поселения «Об
утверждении Регламента Думы Новоигирминского городского поселения», который был
утвержден Решением Думы Новоигирминского городского поселения 06.03.2018г.
В судебном заседании истец Горонова Э.В., ее представитель Оршадский С.В., допущенный судом к представительству на основании п.5 ст.57 КАС РФ, поддержали предъявленные требования, в их обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Балахнина Г.А. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Присутствуя в судебных заседаниях 06.06.2018г., 15.06.2018г., поддержала предъявленные требования, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный ответчик – председатель Думы Новоигирминского городского поселения Ступина Н.В., действующая на основании прав по должности, исковые требования не признала. В обоснование возражений привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам дела. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, проверив письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №131-ФЗ от 06.10.2003г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительный орган городского поселения обладает правами юридического лица (п.9 ст.34).
Статьей 22 Устава Новоигирминского муниципального образования (наделенного статусом городского поселения) (л.д.43-94) определено, что структуру органов местного самоуправления составляют органы, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения: Глава Новоигирминского муниципального образования – Глава городского поселения; Дума Новоигирминского муниципального образования – Дума городского поселения; Администрация Новоигирминского муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – администрация городского поселения; Контрольно-счетный орган Новоигирминского муниципального образования.
В ст.28 Устава указано на то, что Дума поселения обладает правам юридического лица. Организация работы Думы поселения определяется Регламентом Думы поселения в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
В соответствии ч.1 ст.36 Устава Новоигирминского муниципального образования в своей деятельности депутат Думы Поселения руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, настоящим Уставом.
Подпунктами 9,10 ч.8 ст.39 Устава предусмотрено, что депутату Думы Поселения при осуществлении его полномочий в Думе гарантируется право знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах заседаний выборного органа местного самоуправления; требовать включения в протокол заседания текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений.
Подпунктами 1,9 ч.10 ст.36 Устава предусмотрено, что Депутат Думы Поселения в целях осуществления его полномочий наделяется правом: истребовать информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления, должностных лиц муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий; беспрепятственно посещать органы государственной власти Иркутской области, иные государственные органы Иркутской области, органы местного самоуправления и иные муниципальные органы, областные государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, пользоваться правом на беспрепятственный прием их руководителями, правом на ознакомление в установленном порядке с документами этих учреждений, предприятий, за исключением тех, которые содержат коммерческую и иную информацию, охраняемую в соответствии с федеральными законами
Подпунктом 4 ч.11 ст.36 Устава предусмотрено, что в целях организации личного приема граждан депутату Думы обеспечивается доступ к правовой и иной информации, необходимой для рассмотрения обращений граждан.
Подпунктом 6 ч.12 ст.36 Устава предусмотрено, что депутату Думы Поселения в целях реализации полномочий гарантируется право на обращение к иным должностным лицами органам, в чью компетенцию входит рассмотрение и принятие решение по вопросам местного значения или связанным с реализацией выборным лицом местного самоуправления его полномочий.
В соответствии с абзацем 1 п.14 ст.36 Устава депутат Думы Поселения обеспечивается текстами правовых актов, принятыми органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами муниципальных органов, а также другими информационными и справочными документами и материалами.
В соответствии со ст.5 Регламента Думы Новоигирминского муниципального образования Председатель Думы Новоигирминского муниципального образования издает: постановления по вопросам, касающимся организации публичной деятельности Думы; распоряжения по вопросам организации внутренней деятельности Думы Новоигирминского муниципального образования (л.д.116).
Статьей 16 Регламента определено, что во время заседания Думы ведется протокол, может вестись звуковая запись. Протокол готовится в течение 5 рабочих дней. В протоколе заседания Думы должны быть указаны: наименование представительного органа, порядковый номер заседания Думы и созыва, дата и место его проведения; фамилии присутствующих на заседании Думы депутатов; фамилии депутатов, отсутствующих на заседании Думы; фамилия, инициалы председательствующего на заседании Думы; утверждённая повестка дня заседания Думы (наименование вопросов, ФИО докладчиков и содокладчиков, кем вносятся вопросы на рассмотрение); утверждённый порядок работы заседания Думы; ход обсуждения вопросов, включённых в повестку дня заседания Думы (наименование каждого вопроса, ФИО и должности докладчиков и содокладчиков); выступления в прениях по вопросам повестки дня заседания Думы с кратким изложением выступлений (ФИО депутатов, а также ФИО и должности выступающих в прениях лиц, не являющихся депутатами); поступившие в ходе заседания Думы запросы, обращения; принятые решения по обсуждаемым вопросам, а также результаты голосования, в том числе по обращениям и запросам депутатов; по требованию депутатов, не согласных с принятыми решениями, в протоколе
указываются их фамилии, инициалы с изложением их особого мнения; протокольные поручения. К протоколу прилагаются решения Думы, официально распространенные на заседании документы, письменные предложения и замечания депутатов. Депутаты Думы, должностные лица органов местного самоуправления вправе ознакомиться с текстами своих выступлений в протоколе (л.д.121).
В силу ст.42 Регламента Дума Новоигирминского муниципального образования по вопросам своей компетенции принимает решения - нормативные и иные правовые акты (л.д.132).
Судом установлено, что Горнова Э.В., Балахнина Г.А., Ступина Н.В. являются депутатами Думы Новоигирминского городского поселения, что подтверждается соответствующими удостоверениями и решением Нижнеилимской ТИК *** от ***. о регистрации избранных депутатов Думы Новоигирминского городского поселения (л.д.157,158,159,166).
Протоколом первого общего собрания депутатов Дыму Новоигирминского городского поселения *** от ***. Ступина Н.В. избрана председателем Думы (л.д.142-149). На основании распоряжения *** от ***. Ступина Н.В. вступила в должность председателя Думы Новоигирминского городского поселения (л.д.156).
***. (вх.№***,51) Горнова Э.В. и Балахнина Г.А. обратились к председателю Думы Новоигирминского муниципального образования Ступиной Н.В. с заявлениями о предоставлении надлежащим образом заверенных копий всех решений Думы, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., копий протоколов заседания Думы за указанный период, а также заключения прокуратуры на проект решения по утверждению Регламента Думы (л.д.95,140).
На обращения Горновой Э.В. и Балахниной Г.А. председателем думы Ступиной Н.В. ***. (исх.№***,***) были даны ответы, в которых сообщалось, что в соответствии с ч. 9 п. 8 ст. 36 (в судебном заседании Ступина Н.В. пояснила, что в ответах была допущена опечатка, т.к. следовало указать ч.8 п.9 ст.36) Устава Новоигирминского муниципального образования Депутату Думы Поселения при осуществлении его полномочий в Думе гарантируется право: знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах заседаний выборного органа местного самоуправления. Указано, что Горнова Э.В. и Балахнина Г.А. могут ознакомиться с запрашиваемыми документами в Думе Новоигирминского городского поселения (л.д.96,97).
Истцы пояснили суду, что после получения ответа обратились к председателю Думы Ступиной Н.В. с устной просьбой ознакомить их с указанными в обращениях документами, однако, вновь получили отказ. В подтверждение своих доводов истцы представили суду аудиозаписи разговоров со Ступиной Н.В. Председатель Думы Ступина Н.В. не оспаривала, что озвученные на аудиозаписях беседы имели место быть, на них звучит ее голос.
Вместе с тем, истцами предъявлены требования о признании незаконными действий (бездействия) председателя Думы Ступиной Н.В., выразившихся в не направлении в их адрес запрашиваемых документов и возложении обязанности направить им надлежащим образом оформленные копии документов.
Однако, как следует из приведенных выше положений Устава Новоигирминского муниципального образования, такая обязанность на председателя Думы не возложена. Согласно положениям ст.36 Устава депутатам гарантируется право знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах заседаний выборного органа местного самоуправления; требовать включения в протокол заседания текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений. Указание на то, что депутатам должны быть выданы надлежащим образом заверенные копии протоколов заседаний Думы в ст.36 Устава не указано.
Нет в ст.36 Устава и указания на то, что депутатам должны выдаваться надлежащим образом заверенные копии принятых (подписанных Главой поселения) решений Думы. При этом, суд находит заслуживающими внимания доводы председателя Думы Ступиной Н.В. о том, что все проекты решений, принимаемых на заседаниях Думы, депутаты знакомятся заранее, а со всеми принятыми решениями Думы, носящими нормативный характер, истцы могут ознакомиться в периодических изданиях, либо на сайте администрации в сети интернет.
Так, ст.52 Устава предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта признается первая публикация его полного текста в периодическом издании Поселения «Игирминский вестник», либо в периодическом издании «Вестник Думы и Администрации Нижнеилимского муниципального района, либо в районных еженедельных газетах «Илимские вести», «Газета Приилимья».
Суду были представлены решения Думы за период с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., которые содержат информацию о необходимости их опубликования в СМИ и на официальном сайте администрации Новоигирминского городского поселения (л.д.216-238).
К доводам истцов о том, что к заседаниям Думы им не представлялся полный пакет информационных, справочных документов и материалов, суд относится критически. Председатель Думы Ступина Н.В. пояснила суду, что о заседаниях Думы все депутаты оповещаются заблаговременно и им предоставляется вся необходимая документация. В подтверждение доводов Ступиной Н.В. свидетельствовали депутаты К., В., С., Г., А., пояснившие, что о заседаниях думы они оповещаются заблаговременно посредством смс-сообщения и по электронной почте. Документы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Думы, им также предоставляются заранее на электронную почту, либо они получают их лично у председателя Думы. Также пояснили, что на заседаниях Думы все документы находятся у каждого депутата в папке на бумажном носителе. Кроме того, пояснили, что в связи с тем, что некоторые депутаты, в частности Горнова Э.В., Балахнина Г.А., Б., отказываются получать уведомления по телефону, им документы передаются лично, за что они расписываются в журнале оповещения депутатов о выданных повестках, уведомлений и иных документов, носящих нормативный характер.
Журнал оповещения депутатов о выданных повестках, уведомлений и иных документов, носящих нормативный характер был представлен суду для обозрения, в нем имеются подписи о вручении Горновой Э.В., Б. повесток и документов (л.д.152-155). В связи с этим суд критически относится к пояснениям свидетеля Б. о том, что ему не выдаются информационные материалы.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что не надлежащее обеспечение депутатов информационными, справочными документами и материалами не является предметом настоящего спора.
Что касается требования о предоставлении надлежащим образом заверенного заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы Новоигирминского городского поселения «Об утверждении Регламента Думы Новоигирминского городского поселения», который был утвержден Решением Думы Новоигирминского городского поселения 06.03.2018г., то на момент подачи заявления о предоставлении этого документа (12.01.2018г.), решение Думы еще принято не было. Представленная суду информация Прокурора Нижнеилимского района *** о результатах проведения прокуратурой района антикоррупционной экспертизы проекта регламента Думы Новоигирминского муниципального образования, а Горнова Э.В. пояснила суду, что именно этот документ она просила обязать представить, датирована 16.03.2018г. (л.д.141). При этом аудиозапись разговора, которая представлена суду, датирована со слов истцов 05.03.2018г.
Представитель истца Оршадский С.В. в судебном заседании указал на то, что административным ответчиком был представлен Регламент Думы, утвержденный решением Думы Новоигирминского муниципального образования *** от ***. (л.д.167), который в 2017г. не действовал, тогда как Регламент Думы в 2017г. отсутствовал. Председатель Думы Ступина Н.В. не оспаривала того обстоятельства, что в Регламент Думы, еще до избрания действующего сейчас депутатского корпуса, был отменен. Однако, положения Регламента, изложенные в ст.ст.16, 42 действовали и в предыдущей редакции Регламента. При проведении заседаний Думы они руководствовались именинно этими положениями. Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании опрошенные в качестве свидетелей депутаты Думы, а также глава поселения И. Истец Горнова Э.В. также данное обстоятельство не оспаривала.
Доводы стороны истца о том, что не представлены приложения к решениям Думы, по мнению суда, в данном случае правого значения не имеют.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что депутаты Думы, в силу возложенных на них полномочий, обязаны присутствовать на заседаниях Думы, соответственно, должны знать обсуждаемые на заседаниях темы и результаты принятых решений. Суд считает, что истцами не представлены доказательства нарушения их прав и обязанностей. Истцами не указано на то, какие мероприятия она намерены были выполнить, но не смогли ввиду отсутствия у них необходимых документов, как не указано и вследствие отсутствия каких именно документов они не могли надлежащим образом исполнять свои полномочия.
Учитывая все обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения данного дела, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Горновой Э.В. и Балахниной Г.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Горновой Э.В., Балахниной Г.А. к председателю Думы Новоигирминского городского поселения Ступиной Н.В. о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не направлении запрашиваемых документов, а именно: всех решений Думы Новоигирминского городского поселения, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., протоколов заседаний Думы за аналогичный период, заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы Новоигирминского городского поселения «Об утверждении Регламента Думы Новоигирминского городского поселения», который был утвержден Решением Думы Новоигирминского городского поселения 06.03.2018г.; возложении на председателя Думы Новоигирминского городского поселения Ступину Н.В. обязанности устранить допущенное нарушение, направив в их адрес в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу
надлежащим образом оформленных копий всех решений Думы Новоигирминского
городского поселения, принятых с 19.09.2017г. по 31.12.2017г., протоколов заседаний Думы за аналогичный период, заключения прокуратуры Нижнеилимского района на проект Решения Думы Новоигирминского городского поселения «Об утверждении Регламента Думы Новоигирминского городского поселения», который был утвержден Решением Думы Новоигирминского городского поселения 06.03.2018г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25.06.2018г.
Судья Т.А. Родионова