ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-718/2021 от 09.12.2021 Карачевского районного суда (Брянская область)

Дело №2а-718/2021

УИД 32RS0012-01-2021-000909-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года г.Карачев, Брянской области

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Приходько Р.Н.,

при секретарях Волосатовой Л.Н., и Воробьевой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика - Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о признании действия (бездействия) должностного лица незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о признании действия (бездействия) должностного лица незаконными, ссылаясь на то, что она являлась депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов. В отношении нее Управлением государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области проведена проверка на предмет достоверности и полноты сведений, представленных ею в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В результате проверки установлено, что ею представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 22 июня 2021 года в адрес административного ответчика была направлено заявление о предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки и снятием копий материалов своим техническим средством. В нарушение ч.2 ст.24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», 01 августа 2021 года административным ответчиком отказано административному истцу в требовании об ознакомлении с материалами проверки и снятием копий материалов.

Просит суд признать незаконными действия (бездействие) Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области в отказе ознакомления с материалами проверки и предоставлении копий материалов проверки.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, реализовав свое право на участие в судебном заседании через представителя по доверенности ФИО2, которая административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области по доверенности ФИО3 административные исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий административного ответчика в отказе ознакомления материалами проверки и предоставлении копий материалов проверки, об обязании административного ответчика устранить нарушенные права, представив письменные возражения на административное исковое заявление. Полагает, что доводы ФИО1 ошибочны и не основаны на нормах действующего законодательства. В целях противодействия коррупции, в соответствии с п.11 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Брянской области, и лицами, замещающими государственные должности Брянской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 22 октября 2014 года №332, по окончании проверки Управление государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, руководитель кадровой службы либо должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обязаны ознакомить гражданина или лицо, замещающее государственную должность Брянской области, с результатами проверки с соблюдением действующего законодательства о государственной <данные изъяты> при этом ознакомление с результатами проверки не предусматривает предоставление всех материалов проверки и тем более их фото-фиксацию техническими средствами. Так, административный ответчик заказным письмом (с уведомлением) от 16.03.2020 г. №2-ОПК, направленному по адресу: <...>, уведомило ФИО1 о завершении и о результатах проведенной проверки. Таким образом, право административного истца было реализовано в установленной законодательством форме, а именно, путем ознакомления ее с результатами проверки, посредством направления в ее адрес соответствующего информационного уведомления. Отказ от ознакомления с материалами проверки и снятии с них копий принят уполномоченным лицом Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области при соблюдении требований, предусмотренных Законом Брянской области от 01.08.2014 г. №54-З «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» и Указом Губернатора Брянской области от 22.10.2014 г. №322 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Брянской области, и лицами, замещающими государственные должности Брянской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Брянской области».

В порядке ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело по административному иску в отсутствие административного истца ФИО1, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, при участии в деле ее представителя по доверенности ФИО2

Выслушав представителя административного истца по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика - Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из преамбулы Закона Брянской области от 01.08.2014 г. №54-З «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» следует, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон Брянской области от 01.08.2014 г. №54-З регулирует отдельные вопросы применения мер предупреждения коррупции в отношении лиц, замещающих государственные должности Брянской области (кроме мировых судей), и лиц, замещающих муниципальные должности.

Из пункта 5 статьи Закона Брянской области от 01.08.2014 г. №54-З «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению Губернатора Брянской области структурным подразделением администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном указанным законом №54-З.

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную <данные изъяты>, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>.

В части 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N59-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>.

В соответствии с п.11 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Брянской области, и лицами, замещающими государственные должности Брянской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 22 октября 2014 года №332, по окончании проверки Управление государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, кадровая служба обязаны ознакомить гражданина или лицо, замещающее государственную должность Брянской области, с результатами проверки с соблюдением действующего законодательства о государственной <данные изъяты>.

Согласно ч.1 ст.21 Устава Карачевского района (принятого Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 29.10.2008 N 3-583) Карачевский районный Совет народных депутатов является представительным органом Карачевского района (муниципального образования).

Согласно ст.25 Устава Карачевского района (принятого Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 29.10.2008 N3-583) депутатами районного Совета являются граждане РФ, избранные в состав районного Совета на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании сроком на 5 лет. Депутаты районного Совета осуществляют свои полномочия преимущественно на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности районного Совета.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО1 с октября 2019 года по 20 мая 2020 года являлась депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов на непостоянной основе.

Из материалов дела следует, что 17 января 2020 года Управление государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области направило в адрес депутата Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО1 уведомление о начале проверки на предмет достоверности и полноты сведений, представленных ею в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2020 года Управление государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области направило в адрес депутата Карачевского районного Совета народных депутатов ФИО1 уведомление от 16.03.2021 г. (исх.№2-ОПК) о завершении проверки и ее результатах.

По результатам проверки, в ходе анализа предоставленной ФИО1 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Управлением государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области было установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО1, являются неполными и недостоверными: в справке не указан доход в виде причисленных процентов в сумме 89,38 рублей по счету, открытому 24.08.2017 г. в ПАО «Сбербанк России», не указан доход, полученный от АО «Лед 9» в сумме 575 рублей, не указаны расходы в сумме 1 873 530 рублей от приобретения квартиры.

22 января 2021 г. в адрес Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области поступило заявление ФИО1 от 16.01.2021 г. с просьбой о предоставлении письма Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 23.03.2020 г., в соответствии с которым она не исполнила обязанность по предоставлению достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер, на момент назначения, а также с просьбой об ознакомлении с материалами проведенной проверки.

Письмом Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (исх.№490), направленным 26 февраля 2021 года в адрес ФИО1, административный истец была информирована о том, что 23 марта 2020 года информация о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 при наделении полномочиями по муниципальной должности, направлена в Карачевский районный Совет народных депутатов, а также ФИО1 было отказано в предоставлении для ознакомления материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку действующее законодательство не предполагает ознакомление с иными материалами проверки, а также копирование материалов таких проверок.

23 июня 2021 г. в адрес Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области поступило заявление ФИО1 от 22.06.2021 г. с просьбой об ознакомлении с материалами проверки.

Письмом Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (исх.№3927), направленным 19 июля 2021 года в адрес ФИО1, ей было отказано в предоставлении для ознакомления материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку действующее законодательство не предполагает ознакомление с иными материалами проверки, а также копирование материалов таких проверок.

Из материалов дела следует, что ФИО1 неоднократно давались ответы по вопросам, касающимся ее ознакомления с материалами проведенной проверки и изготовления копий материалов проверки.

Действующие нормативные правовые акты не закрепляют положений, которые возлагали бы на административного ответчика обязанность и предписывали предоставлять ФИО1 по его просьбе копии материалов проверки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлению государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области обоснованно отказано ФИО1 в ознакомлении с материалами проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему административному делу судом не установлена.

Как видно из поданного в суд заявления, ФИО1 видит бездействие административного ответчика в не ознакомлении ее с материалами проверки по заявлению от 22.06.2021 г., при этом административный истец не отрицает и материалами дела подтверждается, что она была уведомлена о начале, о завершении проверки и о результатах проверки, тем самым, свое право на ознакомление с материалами проверки ФИО1 реализовала, поскольку была уведомлена о результатах проверки путем направления в ее адрес соответствующего информационного уведомления от 16.03.2021 г. (исх.№2-ОПК), в связи с чем суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует бездействие административного ответчика по конкретному факту - не ознакомлению с материалами проверки по заявлению от 22.06.2021 г. и не предоставлению копий материалов проверки.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых условий, влекущих возможность удовлетворения требований административного истца, судом не установлено, поскольку действия Управления государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области соответствуют положениям ст.24 Конституции РФ, требованиям Федерального закона «"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ, Закона Брянской области от 01.08.2014 г. №54-З «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» и Указом Губернатора Брянской области от 22.10.2014 г. №322 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Брянской области, и лицами, замещающими государственные должности Брянской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Брянской области», отсутствуют основания считать бездействие административного ответчика незаконным, права и законные интересы административного истца не нарушены, препятствий к их осуществлению не создано, в связи с чем административное исковое заявление ФИО1 о признании действия (бездействия) должностного лица незаконными, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению государственной службы и кадров Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о признании действия (бездействия) должностного лица незаконными.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий: . Р.Н. Приходько

Мотивированное решение изготовлено: 13 декабря 2021 г.