ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-718/2217МА от 21.04.2022 Петродворцового районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-718/2217 марта 2022 года

УИД 78RS0022-01-2021-003883-79Решение принято в окончательной форме 21.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Тонконог Е.Б., при помощнике Трутневой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Венгервельда Г.Г. к Кингисеппской таможне о признания незаконным решения,

у с т а н о в и л:

Венгервельд Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Кингисеппской таможни в снятии с таможенного контроля временно ввезенного транспортного средства марки Мерседес Бенц, регистрационный номер , идентификационный номер , указывая, что автомобиль был ввезен на территорию РФ Леготиным в марте 2017 года через МАПП Ивангород, в апреле 2017 г. автомобиль выехал через Беларусь в Литву и затем вернулся на территорию Эстонии, находясь на территории Союза менее года. Летом 2017 г. автомобиль попал в ДТП, в результате чего стал непригодным для использования по назначению, был утилизирован 5.08.2017 и исключен из дорожно-транспортного регистра, о чем Департаментом шоссейных дорог Эстонии выдана справка 28.03.2019. На обращение с заявлением о снятии автомобиля с таможенного контроля от 5.11.2021 Кингисеппская таможня отказала в его удовлетворении до момента предоставления документов, получить которые для истца не представляется возможным. Венгервельд Г.Г. просил признать решение незаконным и обязать таможню снять автомобиль с таможенного контроля.

Венгервельд Г.Г. в суд не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Ляшенко А.М. в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что у Венгервельда Г.Г. отсутствует документ, подтверждающий обстоятельства ДТП, в связи с чем невозможно представить требуемые таможней документы.

Представитель административного ответчика Сассиан М.В. в суде по требованиям возражала, указывая, что в ходе проверочных мероприятий информация об обратном вывозе автомобиля не подтвердилась, представленной справки об утилизации недостаточно, поскольку в ней не указано, что автомобиль утилизирован на территории Эстонии (л.д.29).

Суд, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, находит требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пассажирской таможенной декларации от 22.03.2017 Леготин Г.Б. осуществил временный ввоз на территорию Российской Федерации транспортного средства личного пользования марки Мерседес Бенц, регистрационный номер Эстонии , идентификационный номер (л.д.33).

11.01.2021 Кингисеппской таможней был направлен запрос в Минскую центральную таможню о предоставлении информации обо всех фактах перемещения на таможенной территории Евразийского экономического союза указанного транспортного средства, на который 18.02.2021 получен ответ об отсутствии сведений о завершении временного ввоза транспортного средства (л.д.34-36). Решением начальника таможенного поста МАПП Ивангород от 15.04.2021 по результатам таможенного контроля в отношении Леготина Г. установлено, что данный гражданин оформил временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей вышеуказанного транспортного средства личного пользования марки Мерседес Бенц, регистрационный номер , информация о вывозе с территории ЕАЭС или совершении иных операций в отношении автомобиля отсутствует (л.д.39).

5.11.2021 Венгервельд Г.Г., являющийся гражданином Российской Федерации, обратился к начальнику таможенного поста МАПП Ивангород с заявлением о снятии данного автомобиля с таможенного контроля, указав, что автомобиль принадлежит ему, был ввезен в апреле 2017 года, вывезен через Беларусь в Литву и затем в Эстонию, после ДТП 5.08.2017 был утилизирован (л.д.15). К заявлению приложил справку Департамента шоссейных дорог Эстонии от 28.03.2019 о том, что с 5.03.2017 транспортное средство погашено из дорожно-транспортного регистра в связи с утилизацией (л.д.16).

По данному заявлению Кингисеппской таможней Венгервельду направлено письмо, в котором указано, что в целях признания транспортного средства личного пользования не находящимся под таможенным контролем ему необходимо представить документ с Департамента полиции и пограничной охраны Эстонии, подтверждающие пересечение границы либо информацию от таможенного поста Республики Беларусь, в пункте пропуска которого вывезен автомобиль, об обратном выводе, либо пассажирскую таможенную декларацию с отметкой таможенного органа об обратном вывозе и сертификат о ликвидации транспортного средства (л.д.14).

Данное письмо не является отказом в удовлетворении заявления, однако такие действия таможни также могут быть обжалованы, поскольку письмо фактически свидетельствует о неудовлетворении заявления. Суд находит действия административного ответчика законными исходя из следующего.

Согласно п.1 статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, являющимся приложением к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, (в редакции от 29.05.2019), допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно п.5 данной статьи временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 7 статьи 14 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся, под таможенным контролем до признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Аналогичная норма содержалась в статье 96 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в 2017 году.

Согласно статье 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", действовавшим до 28.03.2018, товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до: 1) их выпуска с целью обращения на таможенной территории таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению; 2) уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов; 3) помещения под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом; 4) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза; 5) обращения в собственность государства – члена таможенного союза; 6) уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.

Согласно статье 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.06.1990, действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Согласно п.3 Порядка отражения факта признания товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо транспортных средств для личного пользования (ТСЛП), временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не находящимися под таможенным контролем, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 21.12.2020 № 1113, отражение факта признания товаров либо ТСЛП не находящимися под таможенным контролем осуществляется на основании документов, представленных физическим лицом в таможенный орган. К указанным документам относятся: справка о дорожно-транспортном происшествии, в результате которого произошло полное разрушение ТСЛП (с фотоматериалами); документы об утилизации, уничтожении и (или) безвозвратной утрате вследствие аварии или действии непреодолимой силы либо безвозвратной утрате в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранении товаров либо ТСЛП, выданные уполномоченным органом государства – члена Евразийского экономического союза; документы, подтверждающие уплату и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСЛП при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 47, ст. 6843); экспертное заключение, составленное судебными экспертами при проведении судебной экспертизы, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, или составленное по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства, содержащее стоимость восстановительного ремонта поврежденного ТСЛП, а также сведения о том, что затраты на восстановление (ремонт) превышают стоимость ТСЛП.

Приказом ФТС России от 27.04.2021 № 336 утвержден порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Согласно пункту 3 Порядка для признания товаров уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными вследствие аварии, в таможенный орган декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, представляется уведомление о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров в виде документа на бумажном носителе, составленного в произвольной форме. Согласно п.5 порядка подача уведомления об уничтожении товаров сопровождается представлением документов: подтверждающих наличие обстоятельств, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров, выданных уполномоченным органом государственной власти; бухгалтерского учета в отношении товаров, указанных в уведомлении об уничтожении товаров; свидетельствующих о невозможности проведения ремонта поврежденного товара либо о превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного товара на момент аварии или действия непреодолимой силы либо о равенстве этих стоимостей, выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, в случае образования по результатам полного уничтожения товаров, веществ (частей товаров), не имеющих определенного функционального предназначения и полностью утративших свои потребительские свойства.

Таким образом, для снятия транспортного средства личного пользования с таможенного контроля необходимо подтверждение факта фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза либо гибели этого транспортного средства.

Представленными Венгервельдом доказательствами не подтвержден ни факт выезда автомобиля Мерседес Бенц, регистрационный номер , с территории таможенного союза в срок до 22.03.2018, ни факт его уничтожения или безвозвратной утраты. Сведения, изложенные в справке Департамента шоссейных дорог Эстонии сами по себе не подтверждают участие автомобиля в каком-либо дорожно-транспортном происшествии либо факт утилизации автомобиля, поскольку в справке указано только на факт погашения из дорожно-транспортного регистра. Документы, с достоверностью подтверждающие участие автомобиля в ДТП, повлекшем его гибель, и факт последующей утилизации, административным истцом не представлены. Кроме того, отсутствует экспертное заключение, содержащее стоимость восстановительного ремонта поврежденного ТСЛП, а также сведения о том, что затраты на восстановление (ремонт) превышают стоимость ТСЛП, подлежащее предоставлению в таможенный орган с целью признания ТСЛП не находящимся под таможенным контролем.

Таким образом, в действиях административного ответчика не усматривается несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов Венгервельда Г.Г., в связи с чем в удовлетворении требований суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Венгервельду Г.Г. отказать в удовлетворении административных исковых требований к Кингисеппской таможне в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья (подпись)