ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7197/2021 от 02.09.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2а-7197/2021

86RS0-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.09.2021 <адрес>

Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего Смирновой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Каминской С.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя администрации <адрес>, Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным уведомления, о признании незаконным бездействия в непроведении проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения,

заинтересованные лица ФИО4, СНТ «Пищевик»,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным уведомления, о признании незаконным бездействия в непроведении проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения.

Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, ДПК <адрес>», <адрес>, уч. 52.

Смежным участком является участок , собственником которого является ФИО4ФИО4 23.05.2021 началось строительство жилого дома, состоящего из двух этажей на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее – уведомление).

Полагает выданное уведомление незаконным, поскольку при проведении проверки в отношении документов, направленных ФИО4, администрацией города не проведена проверка соответствия параметров объекта установленным правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории и иным требованиям, в том числе не произведена проверка на соблюдение установленных расстояний в части пожарных разрывов и расстояний до соседних колодцев, строений, садовых домов, тогда как при возведении жилого строения на земельном участке нарушены противопожарные требования, требования инсоляции.

Просит признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, признать незаконным бездействие в непроведении проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, пояснил, что нарушения при выдаче уведомления имеются в части несоблюдения требований части 7 ст. 51.1, части 1 ст. 38, ст. 71.1 Градостроительного кодекса РФ, в части ненадлежащей проверки места размещения, предельного количества этажей планируемого объекта, не соответствующем установленным нормам расположении септика.

Представитель администрации <адрес>, Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> против удовлетворения требований возражал, указал, что административного регламента по выдаче уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не существует.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

По указанной категории споров, в силу требований части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, а именно: наличие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).

С настоящим административным иском административный истец обратился в Сургутский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 началось строительство двухэтажного дома, в связи с чем суд не видит оснований полагать, что срок на обращение в суд пропущен.

Согласно части 2 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр утверждена форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которая приведена в приложении N 1 (далее - Форма уведомления).

Форма уведомления предусматривает указание в ней сведений о застройщике, о земельном участке, об объекте капитального строительства (пункты 1 - 3), а также схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, предусмотренные в пунктах 1 - 9 этой же части указанной статьи.

В частности, уведомление должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (пункт 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предусмотренное в Форме уведомления Минстроем России при реализации его полномочий в установленной сфере деятельности схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по своему правовому содержанию взаимосвязано с пунктом 3 Формы уведомления "Сведения об объекте капитального строительства" и относится к числу сведений о планируемых параметрах (об отступах от границ земельного участка, о площади застройки).

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке застройщику: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества) «садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей».

На основании ч. 1 ст. 23 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

Судом установлено, что на основании поступившего от ФИО4 уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных в соответствии с ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ документов, администрацией <адрес> ввиду не установления оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: ХМАО - Югра, <адрес>, <адрес>

Администрацией города указывает, что оспариваемое уведомление выдано с учетом градостроительного зонирования территории муниципального образования городской округ Сургут, земельный участок с кадастровым номером<данные изъяты> статьей 72 «Зона садоводства СХ.3» приложения к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-У-ДГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории <адрес>» (с изменениями), установлены параметры разрешенного использования земельных участков в данной зоне: этажность - до 3 эт.; высота гаражей - до 5 м; минимальный отступ от жилого строения или жилого дома до: красной линии улиц - 5 м; красной линии проездов - 3 м; границы соседнего земельного участка - 3 м. Минимальный отступ от подсобных сооружений до: красных линий улиц и проездов - 5 м; границы соседнего земельного участка -1м, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50, размеры земельных участков - 0,04 - 0,15 га.

Суд принимает доводы представителя административных ответчиков об обоснованности выданного уведомления. Так, формой уведомления не установлены специальные требования к названному схематичному изображению, исходя из этого, учитывая уведомительный характер деятельности по индивидуальному жилищному строительству, оно выполняется застройщиком произвольно и, по сути, должно представлять собой упрощенно-обобщенный вид (основные, главные черты) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на конкретном земельном участке. Тогда как доводы стороны административного истца о несоблюдении административными ответчиками требований части 7 ст. 51.1, части 1 ст. 38, ст. 71.1 Градостроительного кодекса РФ, в части ненадлежащей проверки места размещения, предельного количества этажей планируемого объекта, не соответствующем установленным нормам расположении септика, не произведении проверки на соблюдение установленных расстояний в части пожарных разрывов и расстояний до соседних колодцев, строений, садовых домов, нарушении противопожарных требованиях, требований инсоляции не содержат ссылки на нарушение конкретных норм действующего законодательства и обязанности административных ответчиков их соблюдения при выдаче оспариваемого уведомления.

Указание в схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке на расположение участка ФИО4 на <адрес> является опиской, о расположении участка ФИО4 и наличии иных параметров земельного участка не свидетельствует, законность выданного уведомления не опровергает.

Оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, признании незаконным бездействия в непроведении проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд <адрес> - Югры.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.Н. Смирнова