Дело № 2а-7198/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
Административный истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к административному ответчику, в котором просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 15 300 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 223 рубля 63 копейки за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г. (л.д. 13).
В обоснование иска административный истец указал, что административный ответчик в спорный период владел транспортным средством марки <данные изъяты>, г.р.н. №. Заявленные суммы налога и пени не оплачены.
Административный истец заявил также ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, указав, что выступает в защиту государственных интересов, его действия направлены на реализацию налоговой политики, обеспечивающей формирование бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы государства (л.д. 6, оборот).
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 33), об отложении рассмотрения дела не просил.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 34), об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 289 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ).
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в том числе сведений, предоставленных по запросу суда ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФИО1 принадлежит автомобиль марки <данные изъяты>, г.р.н. №, дата регистрации в ГИБДД - ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 25-26)
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено 25.07.2018 г. налоговое уведомление № 26242675 от 14.07.2018 г. (л.д. 8-10).
В соответствии с данным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан в срок до 03.12.2018 г. уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 15 300 рублей.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Административным истцом в адрес административного ответчика 20.02.2019 г. было направлено требование № 11416 по состоянию на 30.01.2019 г. на основании расчета за 2017 год об уплате транспортного налога в размере 15 300 рублей, пени в размере 223 рубля 63 копейки, со сроком исполнения до 26.03.2019 г. (л.д. 11-14).
Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 171 Санкт-Петербурга от 15 августа 2019 г. отменен судебный приказ от 28 июня 2019 г. по делу 2а-191/2019-171 о взыскании с ФИО1 в пользу МИ ФНС России № 26 по Санкт-Петербургу задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 15 300 рублей, пени в размере 223 рубля 63 копейки (л.д. 30).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из обстоятельств дела, налоговый орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций в срок не позднее 17 февраля 2020 года.
Административное исковое заявление направлено в суд 15 мая 2020 г. (л.д. 20).
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
В административном исковом заявлении налоговым органом заявлено ходатайство о признании причин пропуска срока уважительными и восстановлении срока обращения в суд, в котором указано, что налоговый орган выступает в защиту государственных интересов, его действия направлены на реализацию налоговой политики, обеспечивающей формирование бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы государства (л.д. 6, оборот).
Копия определения мирового судьи судебного участка № 171 Санкт-Петербурга от 15 августа 2019 г. об отмене судебного приказа от 28 июня 2019 г. по делу 2а-191/2019-171 получена административным истцом 10 сентября 2019 года (л.д. 30).
Шестимесячный срок, исчисляемый от указанной даты, истек 10 марта 2020 года.
Доводов, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не приведено.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в восстановлении срока на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 15 300 рублей и соответствующих пени в размере 223 рубля 63 копейки за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований МИ ФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2020 г.
Судья Н.Ю.Петрова