ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7198/2021 от 22.10.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... 16RS0046-01-2021-010319-43

Дело 2а-7198/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 октября 2021 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре З.Р. Сафиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы ФИО5 по ..., Межрайонной инспекции ФНС ... по РТ, Управлению Пенсионного фонда РФ по ..., Зеленодольскому и ...м РТ, Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ, заместителю ФИО2 по РТ ФИО10, заместителю управляющего ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ ФИО8 о признании бездействия по ненаправлению и невнесению данных об уплаченных страховых взносах на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов путем передачи и внесению данных об уплаченных страховых взносах

УСТАНОВИЛ:

Л.И. ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований Л.И. ФИО4 указала, что является главой крестьянско-фермерского хозяйства с 2015 года. В 2019 году ею в налоговый орган была представлена декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2018 год. В связи с указанным, у неё возникла обязанность по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Страховые взносы за 2017-2018 годы оплачены ею ..., ..., ..., ..., ... и ..., однако, из-за бездействия ответчиков данная информация не отражается в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Отсутствие сведений об уплаченных страховых взносах приведет к отзыву субсидии, и невозможности дальнейшего осуществления деятельности.

Налоговый орган и пенсионный фонд не выполняют возложенные на них обязанности в соответствии с положениями ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и приказа Минтруда ФИО5 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о зарегистрированных лицах»

Обращения в соответствующие налоговые органы и подразделения пенсионного фонда результатов не дали.

В ходе судебного заседания к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель ФИО2 по Республике ФИО7 ФИО6 и заместитель управляющего ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ ФИО8.

Административный истец Л.И. ФИО4 в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ - административные исковые требования не признала, просит отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Административные ответчики - Управление Федеральной налоговой службы ФИО5 по ..., Межрайонной инспекции ФНС ... по РТ, заместитель ФИО2 по Республике ФИО7 ФИО6 и заместитель управляющего ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ ФИО8 о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в суд не явились.

С учетом того, что на момент предполагаемого бездействия Управление Пенсионного фонда РФ по ..., Зеленодольскому и ...м РТ осуществляло свою деятельность, суд не находит оснований для его замены на правопреемника - Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ, которое также привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от ... N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан".

Статьей 5 названного Федерального закона определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1);

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2);

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3);

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4);

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (пункт 5).

Письменное обращение гражданин направляет непосредственно в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В том случае, если рассмотрение обращения не входит в компетенцию органа или должностного лица, то такое обращение подлежит направлению для рассмотрения в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (части 1, 2, 6 статьи 8 Федерального закона от ... N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан").

Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Федеральным законом от ... № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионного, социальное и медицинское страхование» с ... полномочия по администрированию страховых взносов переданы в органы ФНС ФИО5.

С ... вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ, введенной Федеральным законом от ... N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (в ред. Федерального закона от ... N 401-ФЗ).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателя понимаются, в том числе, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).

Из представленных в ходе судебного заседания материалов следует, что Л.И. ФИО4 с ... является главой КФХ.

... Л.И. ФИО4 обратилась в Межрайонное ИФНС ФИО5... по ... по вопросу об уплате страховых взносов за 2017-2018 года.

... МИФНС ФИО5... по РТ Л.И. ФИО4 предоставлен ответ о том, что расчет по страховым взносам не содержит суммы начислений страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование, в связи с чем, составлен акт налоговой проверки ... от ..., принято решение ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ....

... Отделение ПФР РФ по РТ на обращение Л.И. ФИО4 по вопросу уплаты страховых взносов за 2017 и 2018 года ответило, что данные об уплаченных ею страховых взносах за 2017-2018 года в ПФР не поступали.

... в Управление ФНС ФИО5 по РТ поступила жалоба Л.И. ФИО4 на бездействие налогового органа, выразившиеся в ненаправлении сведений об уплате страховых взносов за 2017-2018 года.

... Л.И. ФИО4 был дан ответ от .......15-26/014252 в котором указано, что на момент подготовки ответа налоговыми органами проводились дополнительные мероприятия по осуществлению передачи сведений об уплаченных страховых взносах за 2017-2018 года в УПФР.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом частью 3 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Таким образом, в силу закона уплаченные страховые взносы не будут отражаться на лицевом счете застрахованного лица, до тех пор, пока не будет надлежащим образом сдан расчет по страховым взносам за соответствующий период.

Судом в ходе судебного заседания также установлено, что за 2017 год Л.И.ФИО4 были представлены расчеты по страховым взносам: первичный ... с суммой исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23400.00 (двадцати трех тысяч четырехсот) рублей и уточненный ... с суммой исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере 17612.00 (семнадцати тысяч шестисот двенадцати) рублей (стр. 1-2 Сведений).

Согласно части 2 статьи 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле.

В силу частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Представителями административных ответчиком в ходе судебного заседания были представлены отзывы на административный иск.

При этом, какого-либо мотивированного возражения на указанные отзывы Л.И. ФИО4 представлено не было, позиция административных ответчиком ничем не опровергнута.

С учетом положений КАС РФ, суд считает возможным положить в основу принимаемого решения в качестве доказательств указанные отзывы административных ответчиков, которые также согласуются с положениями Налогового кодекса РФ и законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Из указанных отзывов и представленных материалов следует, что в Карточке расчетов с бюджетом суммы исчисленного налога отражены 2 (двумя) суммами: 23400-5787=17613. Уплата от заявителя поступала после наступления срока уплаты (...) частями (маленькими суммами) в период с ... по ... (стр. 3-4 Сведений).

Сведения о начисленных страховых взносах по уточненному расчету, представленному ... в сумме 17613.00 (семнадцати тысяч шестисот тринадцати) рублей, налоговым органом были выгружены в ПФР ... (стр. 5-6 Сведений).

За 2018 год Л.И. ФИО4 расчет по страховым взносам представлен ... с суммой исчисленных страховых взносов на ОПС в размере 0 (ноль) рублей (стр.7-8 Сведений).

При этом, в силу указанной статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов производится плательщиками самостоятельно.

Межрайонной ИФНС ФИО5... по ... проведена камеральная налоговая проверка, в результате которой административному истцу за 2018г. доначисляли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб.

Уплата по указанному решению поступила ... после установленного срока уплаты (...) (стр.10 Сведений).

В соответствии с положениями раздела 4 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Персонифицированный учёт» (Формирование информации об уплате (зачете) страховых взносов для направления в ПФР), утвержденного Приказом, сведения об уплаченных (зачтенных) суммах страховых взносов из Ресурса автоматически формируются для выгрузки, в том числе по начислениям, проведенным налоговым органом самостоятельно по КБК 18210202140061 110160 - 2 раза в год (по состоянию на 01.02 и 01.07).

Таким образом, так как уплата от заявителя поступила ..., формирование ресурса для выгрузки в ПФР было произведено по состоянию на ....

В связи с тем, что в соответствии с дополнительным соглашением ... от ... к Соглашению пункт о передаче сведений из решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной налоговых проверок плательщиков страховых взносов с приложением персонифицированных сведений о застрахованных лицах утратил силу с ..., выгрузка сведений в электронном виде в ПФР по Решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ... от ... в сумме 26 545.00 (двадцать шесть тысяч пятьсот сорок пять) рублей не может быть произведена (выгрузка возможна только на основании представленных расчетов).

Из представленного отзыва ФИО2 по РТ следует, что Управлением направлено письмо в ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ... (от .......15-20/012539@), в котором отражены сведения об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов, с просьбой учесть информацию об исчисленных и уплаченных суммах по страховым взносам без выгрузки в электронном виде. Кроме того, за 2019 год Л.И. ФИО4 представлен Расчет по страховым взносам первичный - ..., уточненный -.... Сведения по указанным расчетам неоднократно были выгружены в ПФР (стр.11 Сведений). При этом в ПФР сведения на лицевом счете плательщика не отразились, в частности, по причине некорректного заполнения расчета плательщиком (в Приложении... Раздела 2 отчество члена КФХ указано некорректно: вместо отчества «ФИО1» указано «ФИО3»)(стр.12 Сведений).

То есть на настоящий момент (...), единственно возможным способом осуществления выгрузки в ПФР сведений по страховым взносам в электронном виде ФИО2 по РТ считает представление со стороны Л.И.ФИО4 уточненных расчетов.

Аналогичная позиция изложена также в отзыве Отделения ПФР по РТ, из которого следует, что Л.И. ФИО4 необходимо сдать в налоговую инспекцию уточненный расчет по страховым взносам с правильным начисленным размером страховых взносов, после этого налоговая инспекция передаст по каналам СМЭВ данный уточненный расчет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и уплаченные страховые взносы будут отражены на лицевом счете Л.И. ФИО4

При этом, обращения Л.И. ФИО4 рассмотрены в предусмотренные законом сроки и им даны мотивированные ответы. Несогласие с содержанием указанных ответов, не свидетельствует об их не законности.

Оснований для выхода за пределы заявленных Л.И. ФИО4 требований суд не находит.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административные органы действовали в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ и законодательства об обязательном пенсионном страховании в пределах предоставленных им полномочий и в соответствии с установленной компетенцией.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, какое-либо бездействие со стороны административных ответчиков суд не усматривает и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанными действиями нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, требующие судебной защиты, то есть совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, при которых действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, в данном случае отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы ФИО5 по ..., Межрайонной инспекции ФНС ... по РТ, Управлению Пенсионного фонда РФ по ..., Зеленодольскому и ...м РТ, Отделению Пенсионного фонда РФ по РТ, заместителю ФИО2 по РТ ФИО10, заместителю управляющего ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ ФИО8 о признании бездействия по ненаправлению и невнесению данных об уплаченных страховых взносах за 2017-2018 года на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов путем передачи сведений и внесению данных об уплаченных страховых взносах за 2017-2018 года на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.

Судья Д.И. Гадыршин

...

...

...

Решение09.11.2021