РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 02 декабря 2020 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Жолобова В.В.,
при секретаре Иноземцеве И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-719/2020 по административному исковому заявлению представителя по доверенности ФИО1 - ФИО2 к администрации Новоалександровского городского округа о признании незаконными отказа в проведении публичных слушаний,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Новоалександровского городского округа о признании незаконными отказа в проведении публичных слушаний. Требования мотивировали тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1364 квадратных метра, вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства». На указанном участке имеется принадлежащий ему объект капитального строительства - жилой дом, кадастровый №, площадью 462,2 квадратных метра. 28.08.20120 года он обратился с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ администрация Новоалександровского городского округа письмом № отказала в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления земельному участку разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв. м.» и предоставления земельному участку разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 462,2 квадратных метров, а также в переводе жилого помещения в нежилое помещение, со ссылкой на то, что объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, и по поводу вопроса об изменении вида разрешенного использования уже было вынесено решение об отказе в проведении публичных слушаний. Данный отказ истец считает незаконным по следующим обстоятельствам.Обстоятельства, послужившие основанием для отказа в проведении публичных слушаний отпали, так как объект приведен в соответствие с назначением земельного участка и была произведена государственная регистрация права на жилой дом, с кадастровым номером 26:04:171810:115.
На основании изложенного просит признать незаконным выраженный в письме № отказ администрации Новоалександровского городского округа в проведении публичных слушаний, в предоставлении земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв. м.», разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 462,2 квадратных метров.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв. м.» земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 462,2 квадратных метров земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа выдать разрешение на перевод жилого помещения с кадастровым номером 26:04:171810:115, расположенным по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела. Обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, при участии его представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 просил оставить разрешение требований административного истца на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка общей площадью 1364 кв.м. с кадастровым номером 26:04:171810:113 и жилого дома общей площадью 462,2 кв.м. с кадастровым номером 26:04:171810:115, расположенных по адресу: <адрес>.
Указанные объекты недвижимости расположены в зоне «Ж-1», предназначенной для малоэтажной жилой застройки,
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Новоалександровского городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Просил о переводе жилого помещения в нежилое, вынести на публичные слушания вопрос о предоставлении земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв.м.», о предоставлении земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 250 кв.м.».
ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца администрацией Новоалександровского городского округа <адрес> дан ответ, что жилой дом с кадастровым номером 26:04:171810:115, площадью 462.2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, не может быть переведен в нежилое помещение, так как расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171810:113 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1364 кв.м., который в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ входит в состав зоны Ж-1 – малоэтажная жилая застройка.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует то, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Градостроительный кодекс относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
В ходе рассмотрения дела установлено, что общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка административного истца не проводились, в связи с чем отказ администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, выраженный в уведомлении, признается судом не соответствующим закону.
Земельный участок с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1364 квадратных метра, расположен в зоне «Ж1», «Зона малоэтажной жилой застройки, Малоэтажная жилая застройка», указанная зона согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес> (прилагаются), предназначена для застройки жилыми домами, объектами культурно-бытового обслуживания населения, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Одним из видов основного разрешенного использования данной зоны является размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны. Вид разрешенного использования с ко<адрес>.4 "магазины" также предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки для размещения объектов иного назначения в границах зоны предельные параметры земельного участка не установлены, площадь застройки жилого здания составляет 462,2 кв.м. Сопоставляя с площадью земельного участка которая составляет 1364 кв.м., установлено, что застроенная зданием площадь земельного участка составляет 33,88%, что не превышает максимально допустимый размер для зоны «Ж-1» 40%.
Вопрос об изменении статуса жилого или нежилого помещения урегулирован в статьях 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления и для соответствующего перевода собственник помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий перевод помещений.
Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Согласно заключению эксперта № СТЭ 223/2020 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости № Жилое здание (по документам - жилой дом), площадью 462,2 кв.м., этажность: 1 этаж, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует действующим, строительным, градостроительным и иным специальным нормативам, и правилам в отношении нежилых помещении.
В случае сохранения и дальнейшей эксплуатации объекта строительства № Жилое здание (по документам - жилой дом), площадью 462,2 кв.м., этажность: 1 этаж, расположенный о адресу: <адрес>, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Сохранение объекта строительства № Жилое здание (по документам - жилой дом), площадью 462,2 кв.м., этажность: 1 этаж, расположенный по адресу: <адрес>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
Статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в свою очередь, предполагает подачу заявления об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка, проведение публичных слушаний на данную тему и принятие соответствующего решения.
Действующее земельное и градостроительное законодательство позволяют правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка, а
В соответствии с п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В силу ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании указанных рекомендаций.
Вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка в силу п. 1 ст. 3 и ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отнесен к компетенции главы органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом ни нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ни нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не определены основания для отказа в назначении проведения публичных слушаний.
Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>» а также заключение эксперта в совокупности позволяет суду сделать вывод о наличии основании для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 и незаконности отказа в проведении публичных слушаний.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Новоалександровского городского округа о признании незаконными отказа в проведении публичных слушаний, удовлетворить.
Признать незаконным выраженный в письме № отказ администрации Новоалександровского городского округа в проведении публичных слушаний, в предоставлении земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв. м.», разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 462,2 квадратных метров.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - «магазины» (код 4.4) «торговая площадь до 250 кв. м.» земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного размера магазина до 462,2 квадратных метров земельному участку с кадастровым номером 26:04:171810:113, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа выдать разрешение на перевод жилого помещения с кадастровым номером 26:04:171810:115, расположенным по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, которое изготовлено 08.12.2020.
Судья В.В. Жолобов