ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/20 от 11.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-719/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 11 сентября 2020 г.

Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Дианова Д.Ю.

при секретаре Леппяковской С.В.,

с участием представителя административного истца адвоката Дроздовой С.Ф. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к административному ответчику Управлению архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. № обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование исковых требований указано, что истцу на основании свидетельства о праве на наследство принадлежит земельный участок площадью 720 кв.м. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес> она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ за направил в ее адрес Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В качестве причины отказа административный ответчик указал, что согласно схеме объектов культурного наследия, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в охранной зоне памятников археологии: дом, где в 1923-1928 г.г. или работал писатель ФИО3 (1904-1936 г.г.), дом построен в конце XIX в., восстановлен 1952 г. (гос. ); школа, где учились Герои Советского Союза: в 190-199 г.г., ФИО4, 1931-1940 г.г., ФИО5, Школа построена в начале XX в. (гос. № Указала, что закон содержит исчерпывающий перечень для отказа в выдаче уведомлений о начале и окончании строительств, к каковым нахождение участка с охранной зоне памятников археологии не относятся.

Истец просит суд признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края в выдаче Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ обязать Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края устранить допущенное нарушение и выдать ФИО2 Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> установленным параметрам.

Представитель административного истца Дроздова С.Ф., в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что границы участка административного истца согласованы в установленном законом порядке еще в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе и с Управлением архитектуры города Новороссийска. Также пояснила, что согласно градостроительному плану участка проект планировки и документация по планировке территории не утверждена, объекты культурного наследия не зарегистрированы, земельный участок административного истца согласно правилам землепользования и застройки, находится в зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками. Также согласно градостроительному плану земельного участка административного истца информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если участок полностью или частично расположен в границах таких зон, а также информация о границах этих зон, информация о действиях публичных сервитутов отсутствует, что свидетельствует о незаконности вынесенного административным ответчиком решения.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что согласно ответу Управления государственной охраны объектов культурного наследия необходимо разработать проект границ территорий объектов культурного наследия, однако такой проект границ не разработан, так как в бюджете нет денег и административный истец сама могла обратиться за разработкой такого проекта. Какая организация и в каком порядке должна разработать проект пояснить не может. Также не может пояснить на каком расстоянии от земельного участка истца расположены объекты культурного наследия.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Как установлено в судебном заседании ФИО2 на праве собственности, на основании свидетельства о праве на наследство принадлежит земельный участок площадью 720 кв.м. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес>

ФИО6 обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью 720 кв.м. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ за № направил в адрес ФИО6 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Как усматривается из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск причиной отказа явилось то, что согласно схеме объектов культурного наследия, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в охранной зоне памятников археологии: дом, где в 1923-1928 г.г. или работал писатель ФИО3 (1904-1936 г.г.), дом построен в конце XIX в., восстановлен 1952 г. (гос. № 2365); школа, где учились Герои Советского Союза: в 190-199 г.г., ФИО4, 1931-1940 г.г., ФИО5, Школа построена в начале XX в. (гос. № 4737).

Вместе с тем, суд находит, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. за о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное административным ответчиком, является незаконным, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно ч.11 ст. 51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Таким образом, закон содержит исчерпывающий перечень для отказа в выдаче уведомления, к каковым нахождение участка в охранной зоне памятников археологии не относится.

Кроме того, как установлено судом, принадлежащий административному истцу земельный участок площадью 720 кв.м. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес> имеет согласованный с административным ответчиком границы, что подтверждается межевым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск, утвержденными решениям городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок административного истца входит в зону Ж-1 – зону застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками.

Согласно градостроительному плану земельного участка административного истца земельный участок не имеет объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, также отсутствует информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования, отсутствует и информация о границах таких зон и о границах зон публичных сервитутов.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец должна была самостоятельно обратиться за составлением проекта границ территории объектов культурного наследия, в частности памятников археологии: дом, где в 1923-1928 г.г. или работал писатель ФИО3 (1904-1936 г.г.), дом построен в конце XIX в., восстановлен 1952 г. (гос. № 2365); школа, где учились Герои Советского Союза: в 190-199 г.г., ФИО4, 1931-1940 г.г., ФИО5, Школа построена в начале XX в. (гос. № 4737), суд находит не состоятельной, так как действующим законодательством такая обязанность не возлагается на заявителей.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 26.3 названного федерального закона).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), статья 4 которого в зависимости от значения объектов культурного наследия разделяет их на объекты федерального, регионального и местного значения.

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрен в Российской Федерации единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1 статьи 15), формируемый посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным федеральным законом (статья 16).

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 названного федерального закона).

В силу положений статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пункт 7).

В соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от 04.06.2015 г. № 1745 « Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования) определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (п.1), Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п.1.3), разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта (п.7), Сведения о границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. (п.12), Информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ ( п. 13).

Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, ни из содержания оспариваемого Уведомления, ни из представленных суду документов не усматривается нахождение предполагаемого к строительству объекта в границах зоны объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах оспариваемое решение административного ответчика ограничивает административного истца в реализации в полной мере его права собственности в отношение принадлежащего ему имущества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края в выдаче Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ г.

Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края в выдаче Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года

Обязать Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края устранить допущенное нарушение и выдать ФИО2 Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> установленным параметрам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ленинского

районного суда г. Новороссийска Д.Ю. Дианов

Мотивированное решение изготовлено: 11.09.2020г.