ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2021 от 11.02.2021 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-71/2021

УИД: 05RS0020-01-2021-000036-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года с. Юбилейное, Кизлярского района РД

Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Коваленко И.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Кизляра в защиту прав свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «сельсовет Впередовский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Кизляра в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации сельского поселения «сельсовет Впередовский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения.

Из административного иска следует, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».

В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения «сельсовет Впередовский» не приняты муниципальные правила и положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек, отсутствует данная информация об этом и на официальном сайте администрации сельского поселения.

Прокурор города Кизляра просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, незаконным. Обязать административного ответчика: устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения; провести в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы: разработать и утвердить Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения; разработать и утвердить Положение о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения; утвердить состав комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения; разместить на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» утвержденное Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Представитель административного истца – прокурор г. Кизляра Григорьянц С.В. в судебное заседание не явился, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, на удовлетворении требований административного иска настаивал.

Представитель административного ответчика – глава администрации МО СП «сельсовет Впередовский» Кизлярского района, РД не явился, по неизвестной суду причине, хотя о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещен.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ рассмотрение дела в порядке упрощенного производства возможно в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Определением от 11.02.2021 года принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, считаю, что требование административного истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Муниципальный правовой акт - обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или: по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 30 ГрК РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».

В п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Как указано выше в соответствии с п. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=56BDD1222047D85703198AF707B44F93570E0F399FD8342C5038ECCA186A3DBA974E1E4EAE0831B84644AD7C9EBF3B0463C5862DC8XAtFI"20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится: принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки; решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства.

Согласно ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

- сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

- нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», в соответствии с ч. 4 ст. 13, ч.ч. 7.1 и 9 ст. 14 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» утверждены правила: отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных; определения периодичности ее размещения, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных; обязательного размещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Впередовский» отсутствует информация о принятии Положения о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятии мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Как усматривается из приложения к справке от 30.11.2020 о проверке сайта МО СП «сельсовет Впередовский» Кизлярского района РД на сайте сельского поселения имеется раздел с информацией о нормативных правовых актах, изданных органом местного самоуправления, однако раздел не заполнен.

Доказательств устранения неисполнения требований законодательства о размещении вышеуказанной информации в сети «Интернет» по формированию и разработке Положения в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.

По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.

Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.

В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.

При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление и.о.прокурора г. Кизляра в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Впередовский» Кизлярского района РД удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Впередовский», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, незаконным.

Обязать администрацию МО СП «сельсовет Впередовский» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения;

провести в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы:

разработать и утвердить Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения;

разработать и утвердить Положение о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения;

утвердить состав комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения;

разместить на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» утвержденное Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.В.Коваленко