ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2021 от 13.04.2021 Акшинского районного суда (Забайкальский край)

75RS0006-01-2021-000096-26

Дело № 2а-71/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2021 года село Акша

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Н.В. Страмиловой,

при секретаре Кравцовой Е.А.,

с участием представителя административного истца – администрации муниципального района «Акшинский район» - Бутылкиной Г.В., административного ответчика – председателя Совета муниципального р айона «Акшинский район» Болотовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Акшинский район» к председателю Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А. о признании недействующими с момента принятия абзаца второго распоряжения № 1 от 09.01.2020 года, распоряжения № 2 от 09.01.2020 года и распоряжения № 1 от 11.01.2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации муниципального района «Акшинский район» по доверенности Бутылкина Г.В. обратилась в суд с настоящим административным иском к председателю Совета муниципального района (далее по тексту МР) «Акшинский район» Болотовой Л.А. о признании недействующими с момента принятия распоряжений, мотивируя следующим. Председателем Совета МР «Акшинский район» были изданы распоряжения № 1 от 09.01.2020 года «О вступлении в должность председателя Совета МР «Акшинский район» 6 созыва», № 2 от 09.01.2020 года об утверждении штатного расписания с составом в количестве 1 единицы и общим фондом оплаты труда, и №1 от 11.01.2021 года об утверждении штатного расписания и денежного вознаграждения председателю Совета. Административный истец полагает не соответствующим нормам действующего законодательства абзац второй распоряжения Совета МР «Акшинский район» № 1 от 09.01.2020 года и распоряжения № 2 от 09.01.2020 года и № 1 от 11.01.2021 года.

Так, абзац второй распоряжения № 1 от 09.01.2020 года устанавливает денежное вознаграждение председателю Совета МР «Акшинский район» в соответствии с Положением о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления МР «Акшинский район», утвержденное решением Совета МР «Акшинский район» от 19.10.2018 года №43 и решением Совета МР «Акшинский район» «О внесении дополнений и изменений в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета МР «Акшинский район» от 19.10.2018 года № 43» от 27.12.2019 года № 46». Вместе с тем, Решение № 43 не регулирует вопросы денежного вознаграждения председателю Совета МР, а Решение № 46, регламентирующее размер денежного вознаграждения председателю Совета МР, признано недействующим со дня принятия вступившим в законную силу решением Забайкальского краевого суда. А потому абзац второй оспариваемого распоряжения не имеет под собой правовой основы и является незаконным.

Также на основании признанного недействующим решения № 46 было издано распоряжение № 2 от 09.01.2020 года об утверждении штатного расписания с установлением денежного вознаграждения председателю Совета МР «Акшинский район».

Распоряжение № 1 от 11.01.2021 года подлежит отмене поскольку в нарушением требований действующего законодательства вынесено председателем Совета МР «Акшинский район», тогда как председатель не наделен полномочиями по установлению денежного вознаграждения председателю Совета МР. Таким образом, нарушаются права администрации муниципального района «Акшинский район» ввиду того, что оспариваемые распоряжения создают обязанность администрации МР по финансированию денежного вознаграждения председателю Совета МР, что ставит под угрозу выплату заработной платы муниципальным служащим, нарушает экономические интересы района.

С учетом приведенного, представитель административного истца просит признать недействующими с момента принятия: абзац второй распоряжения Совета МР «Акшинский район» № 1 от 09.01.2020 года и распоряжения № 2 от 09.01.2020 года и № 1 от 11.01.2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бутылкина Г.В. заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что денежное вознаграждение председателю Совета МР устанавливается муниципальным нормативно-правовым актом, каковым распоряжение председателя Совета МР не является. В данном случае оспариваемые акты поименованы как распоряжения Совета МР, однако акты в форме распоряжения уполномочен издавать только председатель Совета МР, а не представительный орган, который издает акты в форме решения. Кроме того, в распоряжении № 1 от 11.01.2021 года утверждается денежное вознаграждение в соответствии с Методикой расчета нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, которая не может применяться в данном случае в качестве основы для издания распоряжения, только нормативный правовой акт может устанавливать размер денежного вознаграждения председателю Совета МР. Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку такой срок следует исчислять со дня вступления решения Забайкальского краевого суда в законную силу. Полагает, что Положение о Совете МР «Акшинский район» не может быть принято во внимание, поскольку не опубликовано в установленном законом порядке до настоящего момента.

В судебном заседании административный ответчик – председатель Совета МР «Акшинский район» Болотова Л.А. не признала требования административного иска, представив письменные возражения, в которых указывает, что Совет МР «Акшинский район» является самостоятельным юридическим лицом, председатель Совета – руководитель юридического лица. В данном случае применяются нормы Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устава муниципального района «Акшинский район» и Трудового кодекса Российской Федерации, на основании которых председатель Совета МР обладает исключительными полномочиями по изданию оспариваемых распоряжений с учетом гарантий на денежное вознаграждение председателя Совета. Оспариваемые распоряжения от 09.01.2020 № 1 и от 11.01.2021 № 1 несут функцию трудового договора, в связи с чем в них оговаривается размер денежного вознаграждения. Оспариваемые распоряжения носят организационный характер, а председатель Совета МР уполномочен принимать акты по организации деятельности Совета МР «Акшинский район». Отмена решения Совета № 46 не влечет незаконность оспариваемых распоряжений, поскольку на момент их издания, решение №46 было действующим. Для обеспечения гарантий на денежное вознаграждение председателю Совета МР, ввиду отсутствия принятого в установленном законом порядке акта об утверждении денежного вознаграждения председателю Совета МР, была принята Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, утвержденная Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.06.2020 года № 195. С учетом приведенного, полагает, что оспариваемые распоряжения не противоречат нормам действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы административного истца, изданы в пределах компетенции председателя Совета МР. Административный истец не выступает субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми распоряжениями, а потому не имеет права на обращение в суд с настоящим административным иском, который не может быть рассмотрен в порядке главы 21 КАС РФ, поскольку оспариваемые распоряжения являются локальными нормативными актами. Указывает также на то, что административный истец должен был обратиться в суд с требованиями об оспаривании распоряжений в течение трех месяцев со дня, когда узнал о нарушении своих прав. Обращает внимание суда на то, что человек, работающий год в должности председателя Совета МР лишится и заработка и социальных гарантий.

Изучив обстоятельства дела, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС Российской Федерации, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 4 данного федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 6 указанного федерального закона не могут противоречить федеральным законам.

Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 15 декабря 2010 года № 455-ЗЗК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются условия, направленные на социальную и правовую защищенность лиц, замещающих муниципальные должности, и обеспечивающие осуществление ими своих полномочий, в том числе на получение денежного вознаграждения (части 1 и 3).

Реализуя предоставленные законом полномочия правительство Забайкальского края постановлением от 2 декабря 2016 года N 438 утвердило методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.

Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопросов о расходных обязательствах муниципального образования, в пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

По материалам дела установлено, что решением Совета муниципального района «Акшинский район» № 43 от 19.10.2018 года утверждено Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район».

Решением Совета муниципального района №46 от 27.12.2019 года внесены изменения в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район».

Вступившим в законную силу решением Забайкальского краевого суда от 11.09.2020 года решение №46 от 27.12.2019 года признано недействующим со дня принятия.

На основании распоряжения Совета муниципального района подписанного председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А. № 1 от 09.01.2020 года «О вступлении в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва» вступившей в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва считается Болотова Л.А. с 01.01.2020 года. Абзацем вторым указанного постановления председателю Совета муниципального района «Акшинский район» установлено денежное вознаграждение в соответствии с «Положением о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета МР «Акшинский район» от 19.10.2018 года №43 и решением Совета МР «Акшинский район» о «внесении дополнений и изменений в «Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета МР «Акшинский район» от 19.10.2018 года ; 43» от 27.12.2019 года № 46.

Распоряжением Совета МР «Акшинский район» № 2 от 09.01.2020 года, подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А., утверждено штатное расписание от 01.01.2020 года с составом в количестве одной единицы и общим фондом оплаты труда 72 753 рубля в месяц.

Распоряжением Совета МР «Акшинский район» № 1 от 11.01.2021 года, подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А., утверждено штатное расписание от 01.01.2021 года с составом в количестве одной единицы - председателя Совета. Пунктом вторым указанного распоряжения установлено денежное вознаграждение председателю Совета в размере из расчета в соответствии с «Методикой расчета нормативов расходов на держание органов местного самоуправления муниципальным образований Забайкальского края, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.06.2020 года № 195 «Об утверждении Методики расчета нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края».

Из письменных возражений административного ответчика и устных пояснений в ходе судебного разбирательства судом установлено и сторонами не оспаривается, что оспариваемые распоряжения были приняты не представительным органом муниципального образования, а единолично председателем Совета муниципального района «Акшинский район».

На основании части 9 статьи 35 Федерального закона ФЗ-131 представительный орган муниципального района обладает правами юридического лица. При этом, в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона ФЗ-131 органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Частью 15 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Из пункта 8 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 ст. 29 Закона Забайкальского края №1826-ЗЗК от 10.06.2020 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае» лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, муниципальным нормативным правовым актом за счет средств местного бюджета устанавливается денежное вознаграждение.

Исходя из приведенных норм материального права к исключительной компетенции представительного органа – в данном случае Совета муниципального района «Акшинский район» относится вопрос об установлении денежного вознаграждения, но не к компетенции председателя Совета МР «Акшинский район», который в рассматриваемом случае единолично установил по сути сам себе размер денежного вознаграждения, приняв оспариваемые распоряжения, которые не являются муниципальными нормативными правовыми актами, что противоречит нормам действующего законодательства.

Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что оспариваемые распоряжения не соответствуют нормативным правовым актам.

При этом, суд отмечает тот факт, что распоряжение № 1 от 09.01.2020 года вынесено на основании признанного недействующим решения Совета МР «Акшинский район» №46, что также противоречит общим положениям действующего федерального законодательства.

В силу части 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.

Так, суд усматривает нарушение прав администрации муниципального района «Акшинский район» как органа местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями. Именно администрация района обеспечивает исполнение принятого местного бюджет, в котором не имеется достаточного объема денежных средств, предусмотренных оспариваемыми распоряжениями на вознаграждение председателю Совета МР «Акшинский район».

При указанных обстоятельствах требования административного иска суд находит законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые распоряжения являются незаконными и не соответствуют нормативным правовым нормам.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации муниципального района «Акшинский район» к председателю Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А. о признании недействующими с момента принятия абзаца второго распоряжения № 1 от 09.01.2020 года, распоряжения № 2 от 09.01.2020 года и распоряжения № 1 от 11.01.2021 года удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия:

- абзац второй распоряжения Совета муниципального района «Акшинский район» № 1 от 09 января 2020 года «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва» со слов «установить денежное вознаграждение…»;

- распоряжение председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № 2 от 09 января 2020 года;

- распоряжение председателя Совета муниципального района «Акшинский район» № 1 от 11 января 2021 года,

как незаконные и несоответствующие нормам действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Акшинский районный суд Забайкальского края.

Судья Н.В. Страмилова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.04.2021 года