ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2021 от 21.04.2021 Мазановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-71/2021

УИД 28RS0011-01-2021-000157-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года с. Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре Ефимовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Стародубовой Нины Евсеевны к администрации Мазановского района Амурской области о признании незаконными и подлежащими отмене акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2020 года № 468 о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, обязании признать жилое помещение аварийным и непригодным для проживания,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что административный истец является собственником жилого помещения по адресу: --. --3--, что подтверждается документом о праве собственности. Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования. Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 № 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения принадлежащий истице жилой дом был затоплен, воды в доме было 20-25 см. 02 сентября 2019 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Мазановского района от 14.09.2016 № 536-р в результате проведенной оценки соответствия указанного помещения установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47, требованиям было принято решение, оформленное в виде заключения, о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. Административный истцом обжаловано Заключение от 02 сентября 2019 года № 454 о соответствий помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его для проживания и необходимости проведения его капитального ремонта незаконным, в суд, поскольку оно не соответствовало фактическим обстоятельствам и существенно нарушало права и законные интересы административного истца, а именно на обеспечение жилым помещением путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Факт непригодности жилого помещения для проживания подтверждается заключением независимой экспертизы ООО ПСО «Благовещенскпроект». Решением Мазановского районного суда от 28.08.2020 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Заключения межведомственной комиссии администрации Мазановского района Амурской области от 02.09.2019 г. №454, от 05.02.2020 №69 о признании жилого дома по адресу: ----3-- подлежащим капитальному ремонту.

Административным истцом было подано заявление в администрацию Мазановского района Амурской области о проведении обследования жилого дома по адресу: ----3--.

15.12.2020 г. межведомственной комиссией администрации Мазановского района было проведено повторное обследование жилого дома по адресу: ----3--. По результатам обследования составлен акт № 468 от 15.12.2020г. в соответствии с которым, жилой дом признан пригодным для проживания. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации Мазановского района Амурской области от 15.12.2020 № 468 установлен факт проведения капительного ремонта частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и принято заключение о пригодности жилого дома для проживания.

С данным заключением межведомственной комиссии административный истец не согласен, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам и существенно нарушает права и законные интересы административного истца, а именно на обеспечение жилым помещением путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Факт непригодности жилого помещения для проживания подтверждается заключением независимой экспертизы ООО ПСО «Благовещенскпроект».

Согласно п. 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 заключение, предусмотренное п. 47 Положения может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

На основании вышеизложенного истец просит признать незаконным и отменить Заключение межведомственной комиссии от 15 декабря 2020 года № 468 о признании жилого дома по адресу: --, --3--, пригодным для проживания; Обязать административного ответчика признать жилое помещение, расположенное по адресу: --, --3--, собственником которого является административный истец, непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 года на территории Амурской области.

От представителя ответчика – администрации Мазановского района Амурской области поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования администрация Мазановского района Амурской области не признала, указывая на то, что решением Мазановского районного суда от 28 августа 2020 года № 2а-285/2020 заключения межведомственной комиссии администрации Мазановского района от 02.09.2019 № 454 и от 05.02.2020 № 69 были признаны незаконными и отменены. На основании поданного заявления в администрацию района об очередном обследовании жилого помещения, принадлежащего Стародубовой Н.Е. межведомственная комиссия обследовала заявленное жилое помещение и составила акт обследования помещения и заключение от 15.12.2020 № 468. В результате обследования жилого дома, расположенного по адресу --, был установлен факт проведения капитального ремонта частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и принято заключение о пригодности жилого дома для проживания.

В судебном заседании истица Стародубова Н.Е. настаивала на удовлетворении исковых требованиях, указала доводы, изложенные в иске.

В судебном заседании административный ответчик – представитель администрации Мазановского района Чернышова О.А. просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Суд, изучив административное исковое заявление, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с правилами ст. 8 КАС РФ, правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка граждан, а также устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7).

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в т.ч. природного характера.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.

Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 года № 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 года на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое регламентирует деятельность межведомственной комиссии, устанавливает порядок и требования к проведению оценки объектов.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (пункт 1).

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - Комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Разделом IV Положения определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов - деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено, что истцу Стародубовой Н.Е. на праве собственности принадлежат жилой дом, расположенный по адресу: --3--. Данный факт также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 апреля 2021 года.

Согласно справке администрации Мазановского сельсовета, Стародубова Н.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: --3--. Но момент чрезвычайной ситуации в связи с резким подъемом уровня воды в реке Зея в июле-августе 2019 года Стародубова Н.Е. проживала по адресу --.

Из искового заявления, следует, что в результате чрезвычайной ситуации в июле 2019 года жилое помещение, расположенное по адресу -- было повреждено.

Так, из акта обследования № 468 от 15 декабря 2020 года, следует, что по результатам обследования межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Мазановского района от 08.02.2019 г. № 81-р, было произведено обследование частного жилого дома, расположенного по адресу --. В ходе обследования было установлено, что в результате проведенного капитального ремонта были восстановлены поврежденные конструкции жилого дома: фундамент – состояние фундамента визуально обследовать не представляется возможным из-за того, что дом по периметру обустроен завалинками; наружные стены – просушка, укрепление конструкций сруба жилого дома; перегородки – сделан ремонт, восстановление штукатурного слоя; печное отопление – произведен частичный ремонт фундамента и кладки печи; подполье – наблюдаются небольшие следы грибка. Инструментальный контроль и другие виды контроля и исследования не проводились. Все элементы индивидуального жилого дома просушены. Параметры микроклимата жилого дома восстановлены. Техническое состояние конструкций индивидуального жилого дома в целом и отдельных основных несущих ограждающих конструкций приведены в надлежащее состояние. Основные несущие и ограждающие конструкции индивидуального жилого дома, элементы строения соответствуют действующим нормам безопасности. Выполнены мероприятия по восстановлению частично утраченных эксплуатационных характеристик конструкций индивидуального жилого дома. Выявлены основания для признания индивидуального жилого дома пригодным для проживания.

По результатам проведенного обследования межведомственной комиссией установлен факт проведения капитального ремонта частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и принятого заключения о пригодности жилого дома для проживания.

Таким образом, межведомственной комиссией администрации Мазановского района после обследования данного жилого дома был сделан вывод, что жилое помещение по адресу с. Мазаново, ул. Кирова, 17, пригодно для проживания.

Свои выводы комиссия делала на основании визуального обследования, что отражено в заключении межведомственной комиссии.

Стародубова Н.Е. обратилась к ООО ПСО «Благовещенскпроект» с целью проведения технического обследования вышеуказанного жилого помещения. В соответствии с представленным заключением – на основании проведенного обследования объекта, анализа выявленных дефектов и повреждений, жилой дом в целом находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания.

Проанализировав доводы истца о необходимости при решении вопроса о пригодности её жилого помещения для проживания руководствоваться не заключениями межведомственной комиссии, а заключением ООО ПСО «Благовещенскпроект», суд приходит к выводу об их отклонении. При этом исходит из того обстоятельства, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Так, исходя из п.п.2.6, 3.4 Правил № 596 (Постановление Правительства Амурской области «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области») для получения мер социальной поддержки гражданам, чьи дома пострадали в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 года единственным документом, подтверждающим утрату либо повреждение гражданином принадлежащего ему жилого помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, является заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту либо непригодным для проживания и подлежащим сносу. Никакие иные документы (в том числе заключения независимых специализированных экспертных организаций) в указанный в Правилах № 596 перечень документов не входят, следовательно, не могут подменить собой заключение уполномоченного органа - межведомственной комиссии органа местного самоуправления. Представленное в материалы настоящего гражданского дела заключение ООО ПСО «Благовещенскпроект», на которое указывает истец в обоснование заявленных ими требований, не может подменить собой заключение уполномоченного органа - в лице межведомственной комиссии администрации района.

Согласно п. 44 Положения - процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых акта и заключения).

Согласно положению о межведомственной комиссии, утвержденному постановлением администрации Мазановского района № 701 от 24.12.2015 года, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в 3 экземплярах по форме, согласно приложению № 1 к Положению № 47; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с п. 43 Положения № 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу положений пунктов 33, 34 Положения № 47 предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33 Положения в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых акта и заключения).

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (п.34 Положения в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых акта и заключения).

Таким образом, исходя из смысла процедуры проведения оценки соответствия помещения, межведомственная комиссия, в состав которой входят специалисты различных отраслей, правомочна самостоятельно определять перечень дополнительных заключений (актов), необходимых для принятия решении о признании жилого помещения соответствующим либо несоответствующим установленным требованиям. Данных, указывающих на обязанность межведомственной комиссии проводить какие-либо замеры либо использовать какое-либо оборудование в обязательном порядке при проведении обследования указанные выше Положения не содержат.

С учётом изложенного, судом признаётся, что процедура оценки жилого помещения истца и оспариваемые заключение и акт межведомственной комиссии соответствуют приведенным выше требованиям Положения, акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии соответствуют форме, установленной приложениями № 1 и 2 к Положению № 47.

Таким образом, в силу положений статьи 59 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами, суд не может признать утрату жилого помещения истца в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, так как в материалах дела отсутствует допустимое доказательство (заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актам должен был быть подтвержден такой факт.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 ФЗ-68).

В целях оказания помощи гражданам, лишившимся жилого помещения либо жилые помещения, которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, Правительство Амурской области, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 22 октября 2019 года постановление № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области».

Согласно п. 2.3 вышеуказанных Правил – «для получения выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданин из числа лиц, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил (далее заявитель), или его представитель подает в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по месту нахождения утраченного жилого помещения (далее – ГКУ УСЗН) письменное заявление о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по форме согласно приложению № I к настоящим Правилам.

Из совокупного толкования положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам, постоянно проживающим в жилых помещениях, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками, утраченных жилых помещений и не имеющими на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Исходя из содержания пп. 8 п. 2.3 Правил совместно с заявлением на выплату подаются документы, в том числе копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании иного жилого помещения, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, непригодным для проживания.

В силу действующих положений Правил предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение или строительство жилого помещения одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения нового жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этим гражданином жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.1 «Обзора судебной практики и по делам, связанным с обеспечение жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти.

Данное обстоятельство, имеет существенное значение, поскольку это в соответствии с Правилами должно подтверждается именно заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в результате ЧС.

Как следует из представленного в материалах дела акта обследования помещения от 15 декабря 2020 года № 468, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Мазановского района № 81-р от 08.02.2019 года, было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу --3--, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом рек на территории Мазановского района в период с 25 июля 2019 года. По результатам проведенного обследования комиссия установила факт проведения капитального ремонта частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и принятого заключения о пригодности жилого дома для проживания.

Кроме того, согласно ответа ГКУ АО УСЗН по Мазановскому району Стародубовой Н.Е. были получены денежные средства в размере 237600 рублей на цели проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу --3--.

Суд полагает, что аргументы представителя административного ответчика Чернышовой О.А. о том, что в представленном административном истцом заключении ООО ПСО «Благовещенскпроект», содержащим выводы об аварийности и непригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: -- отсутствует связь выявленных конструктивных нарушений жилого помещения с чрезвычайной ситуацией произошедшей в июле-августе 2019 года в связи с наводнением, обоснованы.

Исходя из выводов представленного заключения ООО ПСО «Благовещенскпроект» следует, что в соответствии с нормативными требованиями СП 55.13330.2016, СаНПиН 2.1.2.2645, в отношении объемно-планировочных решений, в части противопожарных, санитарно-эпидемиологических и других норм, предъявляемых к жилым помещениям, а также с учетом требований постановления № 47 от 28.01.2006 г. помещения жилого дома по -- в ----3-- следует признать непригодным для проживания. Выполнение конструктивных мероприятий по восстановлению до работоспособного уровня несущих и ограждающих конструкций дома технически возможно - (капитальный ремонт, реконструкция), однако в связи со значительными материальными затратами плюс отселением проживающих на период капитального ремонта весьма затратно и нецелесообразно. Учитывая данный фактор, а также возможность очередного подтопления (участок потенциально подтопляемый), экономически целесообразно разобрать дом полностью с использованием материалов от разбора для строительства на новом не подтопляемом участке. Согласно результатам оценки физического износа жилого дома по --. 17 в --, --3-- составляет -73%.

В соответствии с представленным техническим паспортом на жилое помещение, расположенное по адресу: ----3--, изготовленным 20 марта 2008 года специалистами ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Амурский филиал Свободненское отделение определено, что общий износ конструктивных элементов жилого дома составлял 61% на 2008 год.

Стороны не оспаривали, что на момент 15 декабря 2020 года, после проведенного капитального ремонта жилого дома, члены комиссии выезжали к Стародубовой Н.Е., обследовали ее жилое помещение с участием специалиста члена межведомственной комиссии - Анисимовой Ю., имеющего строительное образование (копия диплома о специальном образовании специалиста представлена в судебном заседании), которая тщательно осмотрела жилое помещение – подполье, чердачное помещение, и другие конструктивные элементы жилого дома. Члены комиссии произвели фотофиксацию жилого помещения.

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Согласно п. 3.4 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного постановлением администрации Мазановского района № 701 от 24.12.2015 года, комиссия вправе принимать решение, если на заседании присутствует не менее 2/3 её состава.

Как следует из пояснений административного истца, и представителя ответчика обследование жилого помещения, фактически производилось всеми членами комиссии 7 человек, которые расписались в акте и заключении – что составляет менее 2/3 от общего числа состава межведомственной комиссии: комиссия состоит из 10 членов, минимальный состав комиссии, правомочный проводить осмотр и делать заключение должен составлять не менее 6 человек.

В данном случае оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято без нарушения порядка проведения обследования жилого помещения, утвержденного Положением.

В судебном заседании Стародубова Н.Е. не отрицала, что социальные выплаты на цели капитального ремонта она получила, ремонт жилого помещения произвела, однако полагает, что ей в связи имеющимися недостатками конструктивных элементов жилого дома положены выплаты на приобретения иного жилого помещения. Однако данное мнение административного истца основано на неправильном толковании норм права.

Согласно части 1 статьи 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Рассматривая спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что конкретные обстоятельства возникновения повреждений жилого помещения, повлекших его непригодность для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, в соответствии с нормами материального права, могут быть установлены на основании акта и заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Проанализировав представленные суду документы, пояснения участников судебного процесса, суд приходит к выводу, что административным истцом в рамках судебного разбирательства, не представлено доказательств нарушения его прав, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании заключения межведомственной комиссии № 468 от 15 декабря 2020 года о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: --3-- пригодно для проживания, незаконным, не усматривается, как и не усматривается оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика признать жилое помещение непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 ода на территории Амурской области. Оспариваемый акт и заключение являются законными, поскольку они были приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, по результатам оценки фактического состояния жилого дома. В связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Стародубовой Н.Е., поскольку требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания и порядок принятия оспариваемого решения (заключения) - Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 соблюдены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Стародубовой Нины Евсеевны к администрации Мазановского района Амурской области о признании незаконным и отмене Заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2020 года № 468 о признании жилого дома по адресу: --, --3--, пригодным для проживания; Обязании признания жилого помещения, расположенного по адресу: --, --3--, собственником которого является административный истец, непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступивший в законную силу судебный акт может быть обжалован в порядке главы 35 КАС РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта при условии, что лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС РФ (лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами), были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья Е.Г. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2021 года