ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2022 от 02.06.2022 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело № 2А-71/2022

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года п. Гайны

Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П., при секретаре судебного заседания Исаевой А.А.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Гайнского района Пермского края Галкиной В.Н.,

представителя административного ответчика администрации Гайнского муниципального округа Шкудова О.П.,

заинтересованного лица на стороне административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда Пермского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Гайнский муниципальный округ к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по демонтажу незаконно размещенной Индивидуальным предпринимателем ФИО5 рекламной конструкции,

установил:

Прокурор Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Гайнский муниципальный округ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по демонтажу незаконно установленной ИП ФИО5 рекламной конструкции в районе в п.Гайны Пермского края.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка о соблюдении законодательства о рекламе при установке и эксплуатации рекламных конструкций, расположенных на территории Гайнского муниципального округа, 02.09.2021 года прокуратурой района с привлечением сотрудника администрации Гайнского муниципального округа по адресу:выявлено наличие рекламной конструкции: на двух железных опорах размещен двухсторонний баннер с изображением автомашины с указателем в левую сторону и надписью «Автомойка шиномонтаж Тел.: », установленной с нарушением законодательства о рекламе, так как отсутствует разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». В нарушение частей 21, 21.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», согласно которым владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а так же удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную обязанность, демонтаж рекламной конструкции осуществляется за счет средств местного бюджета, администрацией Гайнского муниципального округа мер к демонтажу незаконно размещенной рекламной конструкции не принято, в связи с чем, прокуратурой района главе администрации Гайнского муниципального округа 11.11.2021г. внесено представление, на которое дан ответ о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а именно, 07.12.2021года собственнику рекламной конструкции ФИО5 выдано предписание о ее демонтаже в срок до 09.12.2021г., и при проверке исполнения данного предписания 10.02.2022 года администрацией Гайнского муниципального округа установлено, что рекламная конструкция по вышеуказанному адресу демонтирована. Вместе с тем, при проверке прокуратурой земельного участка по вышеуказанному адресу, установлено наличие той же рекламной конструкции, которая угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

С учетом уточненных требований прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Гайнского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по демонтажу незаконно размещенной ИП ФИО5 рекламной конструкции в районе в п.Гайны на 25 февраля 2022 года.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дополнив, что поскольку рекламная конструкция была установлена без разрешения и соблюдения требований технических норм, она представляла угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, на момент обращения с иском 07.04.2022 года, как и на 29.03.2022 года рекламная информация была демонтирована, а металлическая конструкция нет, при осмотре земельного участка по вышеуказанному адресу 06.05.2022 года установлено, что рекламная конструкция демонтирована полностью.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что факта бездействия администрации Гайнского муниципального округа не установлено, поскольку после получения представления прокурора 11.11.2021г., 07.12.2021г. собственнику рекламной конструкции было вынесено предписание, которое было исполнено до 10.02.2022 года, затем собственник вновь разместил рекламную информацию на то же место о чем администрации Гайнского муниципального округа известно не было, после осмотра данного земельного участка 25.02.2022г. администрацией принимались меры к тому, чтобы собственник демонтировал рекламную конструкцию, о чем последнему было высказано требование по телефону, на 29.03.2022 года и на момент обращения с иском 07.04.2022 г. рекламная информация была демонтирована, при этом осталась металлическая конструкция, которая в понимании ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не является рекламной конструкцией.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании пояснил, что в 2021 году без выдачи соответствующего разрешения органа местного самоуправления он установил рекламную конструкцию рядом с домом на в п.Гайны, которая состояла из металлического профиля и баннера с рекламной информацией, в декабре 2021г. он получил предписание администрации с требованием демонтировать рекламную конструкцию, до 11.01.2022 года он демонтировал баннер с рекламной конструкцией, а металлическая конструкция осталась, в январе 2022 года арбитражным судом он был привлечен к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ, после получения решения которого, без получения разрешения он установил баннер на прежнее место, через некоторое время ему позвонил сотрудник администрации с требованием демонтировать рекламную конструкцию, он снял баннер, затем сотрудник позвонил вновь с требованием демонтировать и металлическую конструкцию, которую он демонтировал в первой декаде апреля, после этого рекламную конструкцию не размещал.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что собственнику рекламной конструкции, размещенной на земельном участке общего пользования в районе в п.Гайны было вынесено предписание о ее демонтаже в срок до 09.11.2021г., при этом в предписании ошибочно указан месяц ноябрь, правильный срок устранения 09.12.2021г., после чего сотрудник администрации проверял лично исполнение предписания, было установлено, что в декабре 2021, январе 2022 года баннера с рекламой не было, металлическая конструкция осталась, на момент 29.03.2022 и 07.04.2022гг. баннера так же не было, после этого ей стало известно, что баннер был вновь установлен, и полностью рекламная конструкция была демонтирована 06.05.2022 года, повторного предписания о демонтаже рекламной конструкции ее собственнику не выносилось.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 26.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

В соответствии с ч.4 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с ч.9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 10 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии с ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В соответствии с ч.21.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В соответствии со статьей 21.2 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Таким образом, действующим законом предусмотрен определенный порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества, в этом случае демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

В судебном заседании совокупностью исследованных доказательств установлено, что Индивидуальным предпринимателем ФИО5 в 2021 году на земельном участке общего пользования рядом с домом на в п.Гайны Пермского края была установлена рекламная конструкция в виде двух металлических труб, соединенных между собой так же металлическими трубами на которых был размещен баннер с рекламной информацией. 11.11.2021г. прокуратурой Гайнского района главе администрации Гайнского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений в том числе, в части непринятия администрацией мер к установке собственника незаконно размещенной рекламной конструкции и ее демонтажу (л.д.12-14), во исполнение которого администрацией Гайнского муниципального округа 07.12.2021г. собственнику указанной рекламной конструкции ФИО5 внесено предписание о демонтаже рекламной конструкции в срок до 09.12.2021г. (л.д.19), которое было частично исполнено, баннер с рекламной информацией был демонтирован, что подтверждается показаниями в судебном заседании заинтересованного лица ФИО5 о том, что он после получения предписания в декабре 2021 года демонтировал баннер с рекламной информацией, и свидетеля Свидетель №1, о том, что сотрудниками администрации проверялось исполнение предписания и было установлено в конце декабря 2021г. отсутствие рекламной информации о чем 10.02.2022г. прокурору дан ответ. Вместе с тем, рекламная информация вновь была размещена на прежнем месте собственником рекламной конструкции после получения им решения арбитражного суда от 11.01.2022 года, что подтверждается актом осмотра от 25.02.2022 года, проведенного прокуратурой совместно с представителями администрации (л.д.9), после чего сотрудниками администрации по телефону собственнику было высказано требование о демонтаже рекламной конструкции, которое им выполнено частично, рекламная информация демонтирована, в пользу чего свидетельствуют представленные ответчиком фотоматериалы от 29.03.2022г. и 07.04.2022г. (л.д.34, 35), затем по требованию сотрудников администрации о полном демонтаже рекламной конструкции, собственник демонтировал и металлическую конструкцию что подтверждается пояснениями ФИО5 в судебном заседании о полном демонтаже рекламной конструкции и актом осмотра от 06.05.2022года, составленным представителем административного истца.

Указанный земельный участок в аренду или на ином виде права физическим, юридическим лицам, а также объединениям граждан не предоставлялся. Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке администрацией Гайнского муниципального района не выдавалось, что не оспаривалось сторонами.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности решения, действий (бездействия) должностного лица или органа и существующего нарушения прав лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление.

Необходимость в восстановлении нарушенных прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа и рассмотрения административного дела по существу, недопустимо удовлетворение административных требований прокурора по одним только формальным основаниям.

Руководствуясь вышеуказанными требованиями закона, из системного толкования которых следует, что решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав неопределенного круга лиц и муниципального образования в интересах которых подано административное заявление, принимая во внимание что по смыслу положений ст. 4 КАС РФ целью обращения в суд в порядке, установленном нормами названного Кодекса, является не констатация факта допущенного нарушения, а защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, учитывая, что администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края принимались вышеизложенные меры в пределах ее компетенции по устранению указанных нарушений, а также то, что на момент рассмотрения дела судом незаконное оспариваемое бездействие администрации Гайнского муниципального округа устранено путем демонтажа собственником рекламной конструкции, оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Гайнского района суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Гайнского района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации Гайнского муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по демонтажу незаконно размещенной Индивидуальным предпринимателем ФИО5 рекламной конструкции в районе в края на 25 февраля 2022 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2022 года.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Н.П. Грибанова