Дело № 2а-7206/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 20 октября 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мазуровой Ольги Викторовны к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении жалобы в порядке подчиненности, о понуждении провести полную, объективную и всестороннюю проверку по жалобе в порядке подчиненности, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и сообщить об этом административному истцу,
у с т а н о в и л:
Мазурова О.В. обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда Челябинской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в нерассмотрении жалобы Мазуровой О.В. в порядке подчиненности, поданной на бездействие начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ (по охране труда) Челябинского округа № 1 Воронина А.В., который отказался привлекать к административного ответственности МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» по статье 5.27 КоАП РФ за предоставление административному истцу отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней не в соответствии с графиком отпусков.
Требования административного иска мотивированы тем, что Мазуровой О.В. ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Челябинской области была направлена жалоба о нарушении трудового законодательства работодателем МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ». Административный истец просил рассмотреть незаконные действия указанного работодателя, выразившиеся в предоставлении административному истцу отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней (приказ №-О от ДД.ММ.ГГГГ) ни в соответствии с графиком отпусков (в нарушение ст. 123 ТК РФ); провести административное расследование по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ по нарушению трудового законодательства, привлечь должностное лицо и МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» к административной ответственности за нарушение положений ст. 123 Трудового кодекса РФ и выслать административному истцу копию постановления по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения жалобы административному истцу был направлен ответ начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ (по охране труда) Челябинского округа № 1 Воронина А.В. от 12 июля 2021 года, из которого следует, что инспекция не стала привлекать к административной ответственности указанного работодателя. Считая такой ответ незаконным бездействием, административный истец обратился с жалобой в порядке подчиненности. Данная жалоба оставлена административным ответчиком без удовлетворения. Административный истец считает, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие по рассмотрению в порядке подчиненности его жалобы, что влечет нарушение права на обжалование отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Административный истец участия в судебном заседании не принял, извещен, сведений о причинах неявки суду не представил.
Представитель административного ответчика Романова А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования административного иска не признала, сославшись на то, что на момент поступления в инспекцию жалобы Мазуровой О.В. в Советском районном суде г. Челябинска по указанным в жалобе фактам нарушения трудового законодательства уже находилось в производстве гражданское дело по иску Мазуровой О.В. к МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» о признании незаконными действий, выразившихся в предоставлении отпусков в указанный период, а потому в соответствии с положениями ст., ст. 235, 357 Трудового кодекса РФ, а также в соответствии с п. 145 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№, Роструд или его территориальный орган отказывает в удовлетворении жалобы, когда доводы заявителя являются предметом судебного рассмотрения.
Заинтересованные лица главный государственный инспектор труда, начальник отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Челябинского округа № С.А. Фомичев и главный государственный инспектор труда, заместитель начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Челябинского округа № А.В. Воронин участия в судебном заседании не приняли, извещены, просили рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Государственного автономного учреждения здравоохранения «Центр вспомогательных репродуктивных технологий <адрес>», являющегося правопреемником МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ», - Целищева Э.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска сочла необоснованными, поддержав позицию представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требования административного иска неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 875 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее Положение).
В соответствии с п. 2 указанного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее - работодатели).
Согласно п. 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В соответствии с п. 7 Положения Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Челябинской области поступила жалоба Мазуровой О.В., в которой она просила рассмотреть незаконные действия МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ», где работала Мазурова О.В., выразившиеся в предоставлении ей отпусков в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней (приказ №-О от ДД.ММ.ГГГГ) ни в соответствии с графиком отпусков (в нарушение ст. 123 ТК РФ); провести административное расследование по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ по нарушению трудового законодательства, привлечь должностное лицо и МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» к административной ответственности за нарушение положений ст. 123 Трудового кодекса РФ и выслать административному истцу копию постановления по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы административному истцу был направлен ответ начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ (по охране труда) Челябинского округа № Воронина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным ответом Государственной инспекцией труда в Челябинской области проведена предварительная проверка соблюдения трудового законодательства Российской Федерации в отношении МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ». В ходе предварительной проверки установлено, что в производстве Советского районного суда г. Челябинска находится гражданское дело по иску Мазуровой О.В. к МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» о признании незаконными действий по предоставлению отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 36 календарных дней без согласия истца и без извещения истца о начале отпуска. Учитывая, что в соответствии с требованиями статьей 235 и 257 ТК РФ государственный инспектор труда осуществляет государственный контроль и надзор в связи с поступившими письменными обращениями граждан о нарушении их трудовых прав за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, Государственная инспекция труда в Челябинской области не вправе проводить проверку по доводам жалобы Мазуровой О.В.
Не согласившись с указанным ответом, Мазурова О.В. обратилась с жалобой в порядке подчиненности Главному государственному инспектору Труда Российской Федерации, которая была направлена на рассмотрение начальнику Государственной инспекции труда в Челябинской области.
В ответ на обращения Мазуровой О.В., в том числе, на обращение о фактах нарушения МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» положений статьи 123 Трудового кодекса РФ при предоставлении административному истцу отпусков в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, письмом начальника отдела и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Челябинского городского округа № С.А. Фомичева от ДД.ММ.ГГГГ Мазуровой О.В. указано на отсутствие оснований для проведения проверки по указанным выше доводам, учитывая наличие в производстве Советского районного суда г. Челябинска иска Мазуровой О.В. к вышеуказанному работодателю по тем же доводам, а соответственно и на отсутствие незаконного бездействия со стороны должностных лиц Государственной инспекции труда в Челябинской области.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.
В соответствии с положениями части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений (абзац второй).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями п. 145 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ Роструд или его территориальный орган отказывает в удовлетворении жалобы, когда доводы заявителя являются предметом судебного рассмотрения или о них заявлено в суд.
Исходя из приведенных норм, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент поступления в Государственную инспекцию труда в Челябинской области жалобы Мазуровой О.В. в производстве Советского районного суда г. Челябинска уже находилось гражданское дело по иску Мазуровой О.В. к МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» о признании незаконными действий, выразившихся в предоставлении административному истцу отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней ни в соответствии с графиком отпусков.
При таких обстоятельствах, должностными лицами Государственной инспекцией труда в Челябинской области обоснованно указано на отсутствие оснований для проведения проверки в отношении МАУЗ «ЦЕНТР ВРТ» по тем доводам административного истца, которые являются предметом рассмотрения судом.
Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что на момент поступления жалобы Мазуровой О.В. в Государственную инспекцию труда в Челябинской области вопрос о законности предоставления её отпуска в вышеуказанный период был предметом проверки судом.
При таком положении довод административного истца о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в нерассмотрении жалобы в порядке подчиненности, не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.
С учетом изложенного суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения всех заявленных в административном иске требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Административный иск Мазуровой Ольги Викторовны к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении жалобы в порядке подчиненности, о понуждении провести полную, объективную и всестороннюю проверку по жалобе в порядке подчиненности, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и сообщить об этом административному истцу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п М.Н.Величко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер
Мотивированное решение составлено 29.10.2021
Решение вступило в законную силу__________.
Судья М.Н. Величко
Секретарь