ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7214/20 от 03.11.2020 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тюмень 03 ноября 2020 года

Ленинский районный суд г. Тюмени Тюменской области в составе:

председательствующего судьи С.В. Михалевой

с участием представителя административного истца ФИО1

при секретаре Устюговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-7214\2020 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным уведомления № от 06.07.2020г. Администрации Тюменского муниципального района о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером и обязании Администрации Тюменского муниципального района повторно рассмотреть Уведомление от 25.06.2020г.

установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании незаконным уведомления № от 06.07.2020г. Администрации Тюменского муниципального района о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером и обязании Администрации Тюменского муниципального района повторно рассмотреть Уведомление от 25.06.2020г., указывая на то, что с 2010г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. С 2013г. он начал застройку участка индивидуальным жилым домом (далее по тексту ИЖД). На 09.08.2014г. ИЖД был выстроен, крыша еще не покрыта металлочерепицей, на 01.08.2016г. – ИЖД полностью выстроен. В 2018г. было осуществлено технологическое присоединение данного дома к сети газоснабжения, что подтверждается техническими условиями от 07.08.2018г., договором № от 25.09.2018г. о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения в отношении объекта «жилой дом», квитанциями по лицевому счету <***>.

25.06.2020г. в целях узаконивая возведенного объекта, он подал Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, 06.07.2020г. ответчик вынес оспариваемое Уведомление. Причиной отказа послужило расположение земельного участка в границах зоны территории слабого подтопления, прилегающей к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности. С отказом истец не согласен по тем основаниям, что юридическое значение для признания отказа Административного ответчика правомерным имеет именно внесение сведений о зонах в ЕГРН до даты осуществления строительства и до даты принятия оспариваемого решения. Сведения о зонах затопления, подтопления р. Тура с притоками на территории Тюменской области внесены в ЕГРН 28.07.2020г.

На указанное административное исковое заявление от представителя ответчика ФИО3 поступили возражения, в которых она просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая на то, что обжалуемое уведомление является законным по тем основаниям, что 28.01.2020г. в адрес Администрации поступило информационное письмо Департамента имущественных отношений Тюменской области, согласно которому в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесённых к зонам с особыми условиями использования территории запрещается, в том числе, размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов иобъектов от затопления, подтопления. Согласно фрагменту карты зон с особыми условиями, Земельный участок расположен в зонах затопления 1-процентной обеспеченности. Согласно сведениям ИСОГД Тюменской области, выписке о зонах с особыми условиями использование территорий,представленной Управлением Росреестра по Тюменской области, Земельный участок, в пределах которого планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в границе зон затопления территории г. Тюмени и Тюменского района, Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводеами, с реестровым номером 72:17-6.114. Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31.01.2020г. на основании приказа № 100. В связи, с чем считают доводы истца о том, что отсутствуют какие – либо ограничения по использованию Земельного участка, противоречащими фактическим обстоятельствам и представленным материалам дела.

От представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО4 поступил отзыв, в котором он просит рассмотреть заявленные требования на усмотрение суда, указав, что в соответствии с данными ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне слабого подтопления. Ограничения использования территорий, попадающих в границы зон затопления, подтопления определены ст. 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации. С учетом положений п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, пп.1 п.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ считают оспариваемое Уведомление законным.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении.

Административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляли, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает требование административного истца не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.

Судом установлено, что 25.06.2020 г. административный истец обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.

По результатам рассмотрения уведомления от 25.06.2020г. административным ответчиком принято уведомление от 06.07.2020 № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

По результатам проведенной в соответствии с подпунктом 1 части 7 статьи 19 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверки Администрацией установлена недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по местоположению: <адрес> (далее - земельный участок) по следующим основаниям.

Согласно, сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 03.07.2020г., сведениям онлайн – сервиса «Публичная кадастровая карта», размещенным на официальном сайте Росреестра в информационно – телекоммуникационной системе «Интернет», земельный участок с кадастровым номером по местоположению: <адрес>, в пределах которого планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах зоны территории слабого подтопления, прилегающей к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности. Согласно приказу «Об определении границ зон затопления, подтопления территории г. Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, прилегающих к реке Тура с притоками» № 100 от 2019-06-20 и ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах данных зон размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства запрещено.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В силу части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства, в том числе, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом Нижне-обского бассейного водного управления от 20.06.2019 № 100 утверждены границы зон затопления, подтопления территории г.Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, куда входит земельный участок, принадлежащий административному истцу.

В соответствии с приказом Нижне-обского бассейного водного управления от 20.06.2019 № 100 в границах зон затопления, подтопления запрещается, в том числе, строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Сведений о проведении специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении земельного участка в материалах дела не содержится, сторонами не представлено.

Таким образом, без проведения специальных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод размещение индивидуального жилого дома на земельном участке не представляется возможным.

В связи с тем, что оспариваемое уведомление Администрации Тюменского муниципального района от 06.07.2020 № является соответствующим закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поэтому оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным уведомления № от 06.07.2020г. Администрации Тюменского муниципального района о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером и обязании Администрации Тюменского муниципального района повторно рассмотреть Уведомление от 25.06.2020г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд.

Решение в окончательной форме изготовлено с помощью компьютера 13.11.2020г.

Председательствующий С.В. Михалева