ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-721/18 от 12.04.2018 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

№ 2а-721/2018 12 апреля 2018 года г.Приозерск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Горбунцова И.Л.

при секретаре Ильиной М.С.,

без участия сторон

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

установил:


Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы для постановки его на государственный кадастровый учет. В обоснование иска указано, что в ходе проверки Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой реализации комитетом по природным ресурсам Ленинградской области полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Проверкой установлено, что на территории Приозерского района Ленинградской области расположен памятник природы регионального значения «Гряда Вярямянселькя», который учрежден решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Постановление Правительства Ленинградской области от 21.12.2009 390 (в ред. от 23.08.2012) «О государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя», которым определена его площадь - 7613,5 га и границы.

В соответствии с п. 17, 18 Положения, режим особой охраны заказника и его границы в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества, природоохранной, землеустроительной и проектной документации. Финансирование заказника осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес> и иных не запрещенных действующим законодательством источников.

В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комитет по природным ресурсам <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций <адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции <адрес>, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1).

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2).

В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения <адрес> о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).

Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что государственный природный заказник регионального значения «Гряда Вярямянселькя» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Прокурор в иске просит признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес> и обязать в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы государственный природный заказник регионального значения «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет».

В судебное заседание Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура не явилась, просили рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Административный ответчик Комитет по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, судом постановлено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Проверкой установлено, что на территории <адрес> расположен государственный природный заказник регионального значения «Гряда Вярямянселькя», который учрежден Решением Исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории <адрес>».

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя», которым определена его площадь - 7613,5 га и границы.

В соответствии с п. 17, 18 Положения, режим особой охраны заказника и его границы в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества, природоохранной, землеустроительной и проектной документации. Финансирование заказника осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес> и иных не запрещенных действующим законодательством источников.

В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комитет по природным ресурсам <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций <адрес> в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции <адрес>, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии (п. 1.1).

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 1.2).

В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения <адрес> о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (п. 3.4).

Результаты проведенной прокуратурой проверки показали, что государственный природный комплексный заказник «Гряда Вярямянселькя» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Статьей27Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пункт 3 статьи26Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно ст.1ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о государственной регистрации единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях и границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

В соответствии со ст.5ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в РФ, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница РФ, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований, Границы населенных пунктов, береговые линии, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно статьи7Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей10Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

Статьей 32 Закона о государственной регистрации необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно ч. 18 ст. 32 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, № 78-ФЗ "О землеустройстве".

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее содержанию.

Сведения об особо охраняемой природной территории - государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» в реестре границ отсутствуют. Доказательств направления документов, необходимых для внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - государственного природного комплексного заказника «Гряда Вярямянселькя»» - в орган регистрации права суду не предоставлено.

В соответствии со статьями56,94, Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодексаограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст.44Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ст.131 ГК РФправо собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Кроме того, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.

В судебном заседании установлено, что в государственном кадастре недвижимости сведения о государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя», как об особо охраняемой природной территории, отсутствуют.

Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>.

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Исходя из вышеизложенных норм, положений следует, что бездействие комитета по природным ресурсам <адрес> противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.218-228 КАС РФ, суд,

решил :


Административный иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие комитета по природным ресурсам <адрес> по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории особо охраняемой природной территории - государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет, незаконным.

Обязать комитет по природным ресурсам <адрес> в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения <адрес> - государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, через Приозерский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.



Судья И.Л. Горбунцова