Дело № 2а-7221/2020
УИД 75RS0001-02-2020-003440-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года г.Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Емельяновой В.Е.,
при секретаре Вильской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Бурятия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании отказа о принятии выморочного имущества незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.
Осужденный Кавелин В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, умер ДД.ММ.ГГГГ. На балансе учреждения осталось имущество указанного гражданина в виде ценных вещей: сережка - 1 шт. Учреждением ДД.ММ.ГГГГ в направлено письмо МТУ Роеимущеетва в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальскому краю о принятии ценных вещей. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что установление выморочного имущества производится только в судебном порядке. Согласно сведения сайта Федеральной нотариальной палаты наследственное дело не открывалось. Просит признать отказ ответчика о принятии выморочного имущества в виде ценных вещей незаконным, обязать произвести оценку стоимости сережки-1 шт., обязать ответчика получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство в виде ценных вещей: сережки-1 шт., находящегося на балансе учреждения.
В судебное заседание стороны не явились, представитель административного истца представил ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом отклонено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, Кавелин В.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, где ДД.ММ.ГГГГ умер. На балансе учреждения осталось имущество указанного гражданина в виде сережки - 1 шт.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-1 направило в МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае письмо о принятии ценных вещей. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил ответ о том, что установление выморочного имущества (установление наследников, наименование имущества, количество, стоимость и т.д.) производится только в судебном порядке.
На основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№ межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае реорганизовано в форме его разделения на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (в том числе запись о создании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия являются правопреемниками прав и обязанностей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Считая отказ в принятии выморочного имущества незаконным, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В случае если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто и наследников не имеет право наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 Гражданского кодекса Российской Федерации,, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации) имущество умершего считается выморочным (п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.. Соответствующий федеральный закон не принят.
На основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № Н7-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 №).
В отношении выморочного имущества публично-правовые образования наделяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону: поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абз. 2 п. 1 ст. 1152), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (ст. 1154), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (п. п. 1, 3 ст. 1155); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абз.2 п.1 ст.1157); при этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке (абз. 3 п. 1 ст. 1162).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным (пункт 50).
Таким образом, особенность наследования выморочного имущества состоит в том, что принятие этого наследства не требуется, а с другой стороны, отказ от него не допускается, специального судебного решения о признании имущества выморочным не требуется.
С учетом изложенного, поскольку Российская Федерация в силу прямого указания закона наследует выморочное имущество, принятие которого не требуется, и отказ от которого не допускается, специального судебного решения о признании имущества выморочным не требуется, она, как наследник по закону, обязана принять его в собственность, однако от указанной обязанности ответчик уклоняется, что следует из представленного истцом ответа от ДД.ММ.ГГГГ.
Уклонение от выполнения данной обязанности ущемляет права истца, который вынужден содержать данное имущество на балансе, принимать меры к его сохранению.
Следовательно, отказ административного ответчика от совершения действий по принятию в собственность Российской Федерации находящегося на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия выморочного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 174-175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия) в совершении действий по принятию в собственность Российской Федерации находящегося на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия выморочного имущества, оставшегося после смерти Кавелина В.В.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия совершить предусмотренные действующим законодательством действия по принятию в собственность Российской Федерации находящегося на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия выморочного имущества, оставшегося после смерти Кавелина В.В.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Е. Емельянова