ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7226/2015 от 19.02.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-909/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 19 февраля 2016 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Сёмченко В.В. с участием:

представителя истца – адвоката Хомякова В.В.,

представителя ответчика Павкина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Джулакян А. В. к отделу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым в г. Ялта, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Крым о признании действия незаконным, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Джулакян А.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым, отдел в г. Ялта в части не рассмотрения ее заявления от <дата> о выдаче вида на жительство в установленный законом срок; обязании Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Крым отдел в г. Ялта рассмотреть ее заявление от <дата> о выдаче вида на жительство с соблюдением установленного законом срока.

Уточнив исковые требования, Джулакян А.В. просила признать незаконным действие Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым, отдел в г. Ялта в части отказа в выдаче ей вида на жительство на основании ее заявления от <дата>, оформленного письменным ответом от <дата>д; обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым, отдел в г. Ялта решить вопрос о выдаче ей вида на жительство на основании ее заявления от <дата>.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является гражданкой Армении, проживала в г. Ялта на основании свидетельства о временном проживании, выданного на период времени с <дата> по <дата>, в связи с чем имеет право на оформление вида на жительство в Российской Федерации. <дата> она направила в адрес начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым, отдел в г. Ялта заявление о выдаче ей вида на жительство, приложив все необходимые документы, однако письмом от <дата> в выдаче документа ей было необоснованно отказано.

Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в г. Ялта в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что в отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в г. Ялта <дата> поступило заявление Джулакян А.В. с просьбой выдать ей вид на жительство взамен свидетельства о временном проживании в г. Ялта в период времени с <дата> по <дата>. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена возможность замены удостоверения на временное проживание, выданного Государственной миграционной службой Украины на вид на жительство образца Российской Федерации. По результатам рассмотрения обращения истца письмом от <дата> ей была разъяснена возможность обращения в подразделение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым по месту жительства с письменным заявлением о получении разрешения на временное проживание. В письме также было указано на обязанность лица лично обратиться в отдел миграционной службы за получением соответствующего разрешения на проживание.

Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Джулакян А.В. является гражданкой Армении, что подтверждается ее паспортом.

<дата> истец зарегистрировала брак с ФИО 1 являющимся гражданином Российской Федерации.

<дата>Джулакян А.В. отделом миграционной службы Украины было выдано удостоверение на временное проживание в Украине на срок до <дата>.

<дата> истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу<адрес>.

<дата>Джулакян А.В. направила начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым в г. Ялта почтой заявление, в котором просила выдать ей вид на жительство.

К заявлению были приложены: две копии паспорта истца; копия доверенности представителя Хомякова В.В.; копия свидетельства о браке; копия свидетельства о рождении; копия индивидуальной карточки; копия справки о нахождении на учете по беременности; копия свидетельства на временное проживание.

<дата> Врио начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы Росси по Республике Крым в г. Ялта был направлен Джулакян А.В. ответ на ее обращение, в котором указано, что право получить «российский» вид на жительство взамен «украинского» удостоверения на постоянного проживания имеют иностранные граждане, постоянно проживавшие на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, то есть имевшие по состоянию на указанную дату удостоверения на постоянное проживание, выданное официальными органами Украины, Автономной Республики Крым. Поскольку истцу было предоставлено только право временного проживания на территории Республики Крым, ей было разъяснено право на получение разрешения на временное проживание как лицу, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации и имеющему место жительство в Российской Федерации, для чего истцу необходимо лично обратиться в подразделение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым по месту жительства с письменным заявлением.

Истец полагает, что поскольку она прожила на территории Республики Крым в течение одного года на основании разрешения на временное проживание, то имеет право на оформление вида на жительство в Российской Федерации.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

П. 5 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами Федеральной миграционной службы России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года № 215 (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 13 Административного регламента государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами Федеральной миграционной службы России и их структурными подразделениями.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления установлен п. п. 21-35 Административного регламента.

В соответствии с п. 31 Административного регламента оригинал документа, удостоверяющего личность гражданина, претендующего на получение вида на жительство подлежит возврату заявителю, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык, предоставленные заявителем, приобщаются к заявлению. Копии документов заверяются сотрудником, осуществляющим прием заявления.

Таким образом, исходя из утвержденного стандарта и порядка предоставления государственной услуги по выдаче вида на жительство, истцу для получения указанной государственной услуги необходимо было обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего проживания лично с предоставлением оригинала документа, удостоверяющего его личность, а также его копии.

Возможность направления лицом в орган миграционной службы заявления о выдаче вида на жительство почтой, действующим законодательством не предусмотрена.

П. 41 Административного регламента установлено, что заявление и документы к рассмотрению не принимаются, в том числе, если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала.

Таким образом, поскольку судом установлено, что истцом не был предоставлен в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего жительства оригинал документа, удостоверяющего ее личность, иные необходимые документы для получения государственной услуги по выдаче ей вида на жительство на территории Российской Федерации, основания для принятия ее заявления к рассмотрению в соответствии и в порядке, установленными Административным регламентом, отсутствовали.

Поскольку судом установлено, что ответчик правомерно не принял к рассмотрению заявление Джулакян А.В. о предоставлении ей государственной услуги по выдаче вида на жительство, следовательно, никаких действий и решений об отказе в предоставлении истцу указанной государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований которых установлен п. п. 43-44 Административного регламента, ответчиком не принималось.

Порядок рассмотрения обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Поскольку иное не установлено законом, заявление Джулакян А.В., направленное ею <дата> начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым в г. Ялте подлежало рассмотрению в сроки и в порядке, установленные Законом № 59-ФЗ.

В соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1. настоящей статьи.

Судом установлено, что обращение Джулакян А.В., полученное <дата> уполномоченным лицом отдела Управления Федеральной миграционной службы России в Республике Крым по г. Ялта, рассмотрено руководителем указанного органа, в соответствии с его компетенцией, <дата> заявителю направлен исчерпывающий письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, даны необходимые разъяснения.

Представитель истца в судебном заседании факт получения указанного ответа не отрицал.

При этом доводы представителя истца о направлении Джулакян А.В. ответа на ее обращение со значительным нарушением срока, а именно только <дата> суд не принимает во внимание, поскольку истец уточнила исковые требования и бездеятельность ответчика по нерассмотрению ее обращения в установленные законодательством сроки не является предметом спора по рассматриваемому делу, следовательно, момент рассмотрения и направления ответчиком ответа на обращение не является обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, предмет спора в виде обжалуемого истцом действия (решения) об отказе в выдаче ей вида на жительство отсутствует, а действия ответчика по рассмотрению обращения Джулакян А.В. были совершены должностными лицами отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в г. Ялта в соответствии с действующим законодательством, регулирующим правоотношения в сфере миграции, а также в сфере рассмотрения обращений граждан; в пределах предоставленных ответчику полномочий и с соблюдением установленной нормативными правовыми актами процедуры рассмотрения подобных обращений; не нарушают прав, свобод и законных интересов истца, а изложенные ею в административном иске доводы основаны на неправильном толковании закона, не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Джулакян А. В..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева