ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-722/2023 от 16.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №2а-722/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 16 ноября 2023 года

Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Пупыниной С.М.,

при секретаре Абрамовой В.А.,

с участием административного истца Скляренко О.В.,

представителя административного ответчика Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Скляренко О.В. к административному ответчику Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным пункта постановления и возложении обязанности,

установил:

Административный истец Скляренко О.В. обратился в суд к административному ответчику Администрации муниципального образования <адрес> с административным иском о признании незаконным пункта постановления и возложении обязанности, в котором просит, с учетом уточненных требований, признать отказ администрации муниципального образования <адрес>, выраженный в письме начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения градостроительных ограничений, установленных вышеуказанным постановлением, незаконным; обязать Администрацию муниципального образования <адрес> внести изменения в постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр.Скляренко О.В.», исключив установленные в постановлении градостроительные ограничения в использовании земельного участка: п.3 «Об установлении ограничения в использовании вышеуказанного земельного участка» и производные от него п.3.1, п.3.1.1, п.3.2, п.3.2.1, п.3.3, п.3.3.1.

В обоснование административного искового заявления указано, что решением Ленинского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требование Скляренко О.В. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в перераспределении границ земельного участка, обязании устранить нарушения прав гражданина - удовлетворены. Во исполнение решения суда Администрацией муниципального образования <адрес> было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером в <адрес> и земель находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. Скляренко О.В.».

Указанное постановление содержит п. 3 «Об установлении ограничений в использовании земельного участка», который является необоснованным, принятым не в соответствии с вышеуказанным решением суда. Не согласившись с п.3 и от него производными п.3.1.; п.3.1.1; п.3.2; п.3.2.1; п.3.3, п.3.3.1., административный истец обратился в Администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об исключении указанных пунктов из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, однако ответом Администрации МО <адрес>, выраженным в письме начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано.

В судебном заседании административный истец Скляренко О.В. поддержал уточненные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. При этом пояснил, что постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части установления указанных ограничений, поскольку выписка из ЕГРН на земельный участок по <адрес>, не содержит сведений о таких ограничениях. Кроме того, административным ответчиком не представлено сведений, в связи с чем были установлены данные ограничения. Согласно заключения Управления архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к проекту границ земельного участка с кадастровым номером , имеющаяся в данном заключении информация подготовлена на архивной топографической съемке прошлых лет, в связи с чем не представляется возможным дать достоверную информацию о наличии подземных, надземных инженерных сетей. Также в обжалуемом постановлении в п. 3.3 установлены ограничения в связи с расположением земельного участка в зоне исторических памятников, при этом указано 2 школы, которые являются объектами культурного наследия. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. уже указана лишь одна школа. Пункт 3.2 и вытекающий из него 3.2.1 также считает незаконными, поскольку еще в 2000 году им была произведена прокладка ливневой канализации, в связи с чем зона затопления и подтопления не может быть установлена на данном земельном участке.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования <адрес>ФИО10 возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что постановление Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Согласно заключению к проекту границ земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок содержит перечень действующих градостроительных ограничений, которые отражены в постановлении Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что административный истец Скляренко О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 655+/- 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного строительства – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требование Скляренко О.В. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в перераспределении границ земельного участка, обязании устранить нарушения прав гражданина, удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в перераспределении границ земельного участка общей площадью 655 кв.м., с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, в результате которого увеличится земельный участок, находящийся в частной собственности до 953 кв.м. Определено обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить нарушения прав гражданина путем принятия решения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности Скляренко О.В., общей площадью 655 кв.м. с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности в результате которого увеличится земельный участок, находящийся в частной собственности до 953 кв.м.

Во исполнение указанного решения суда административный истец обратился в Администрацию муниципального образования <адрес> с требованием об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес>.

Постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером в <адрес> и земель находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. Скляренко О.В.» утверждена схема земельного участка площадью 953 кв.м. на кадастровом плане территории на землях населенных пунктов в <адрес>, путем перераспределения земельного участка общей площадью 655 кв.м. с кадастровым номером с видом разрешенного строительства ИЖС и земель, находящихся в распоряжении МО <адрес> (п.1).

Пунктом 3 вышеуказанного Постановления в использовании данного земельного участка установлены следующие градостроительные ограничения.

Образуемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций: водопровод. В охранных зонах инженерных сетей необходимо соблюдение следующих сервитутов: запрещается строительство и размещение зданий и сооружений, посадка многолетних насаждений; обеспечение беспрепятственного доступа соответствующим коммунальным службам города для ремонта и обслуживания инженерной коммуникации; согласно СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с изменениями N 1,2), расстояние по горизонтали (в свету) от инженерных сетей до ближайших зданий и сооружений, следует принимать: водопровод - 5,0 м. от оси в обе стороны (п. 3.1).

Необходимо соблюдать охранные зоны инженерных коммуникаций или запроектировать перенос их за границы застройки при наличии технических условий на перенос (п. 3.1.1).

Согласно схеме границ, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, земельный участок в зоне неприемлемого риска, в зоне кратковременного затопления, с периодичностью до нескольких раз в год и эрозионной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков. Оползневые, обвально-обсыпные процессы (п. 3.2).

В соответствии со статьей 54 Правил землепользования и застройки городского округ» <адрес> определены ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства в связи с установлением зон с особыми условиями использования, а именно: на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются; запрещается новое строительство на земельных участках, попадающих в зону затопления и подтопления, на которых расположены здания, запрещается осуществление реконструкций (п. 3.2.1).

Согласно схеме объектов культурного наследия, земельный участок расположен в охранной зоне исторических памятников: 2 - Школа, где учились Герои Советского Союза: в ДД.ММ.ГГГГФИО1, в ДД.ММ.ГГГГФИО2. Школа построена в начале ДД.ММ.ГГГГ в., (гос. ), угол <адрес>; 7- Школа, где в ДД.ММ.ГГГГ была сформирована 255-я Таманская дважды Краснознаменная орденов Суворова второй степени, Кутузова второй степени бригада морской пехоты, (гос. ), <адрес> (п. 3.3).

Не согласившись с вынесенным постановлением в части наличия вышеуказанных градостроительных ограничений на земельном участке по адресу: <адрес>, Скляренко О.В. обратился в Администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об исключении градостроительных ограничений, установленных постановлением.

По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГСкляренко О.В. отказано во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ мотивирован тем, что топографической съемкой установлено, что по <адрес> проходит водопровод, охранная зона которого, согласно СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с изменениями N 1,2), составляет 5,0 м от оси трубы в обе стороны. Образуемый в результате перераспределения земельный участок площадью 953 кв.м. частично попадает в охранную зону инженерных коммуникаций: водопровод. Решением городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план городского округа МО <адрес>, в составе которого выполнен раздел «Охрана историко-культурного наследия». Решением городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Генеральный план, в том числе обновлена схема объектов культурного наследия, отражающая наличие памятников археологии, архитектуры, истории и монументального искусства. Для земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, установлен особый режим использования. Согласно схеме границ территорий, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в составе Генерального плана, утвержденного решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ., рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне кратковременного затопления, с периодичностью до нескольких раз в год и эрозионной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневых, обвально-обсыпных процессов. В соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> определены ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства в связи с установлением зон с особыми условиями использования.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным отказа во внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также об исключении из постановления пунктов, связанных с установлением ограничений на земельном участке по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О государственной регистрации недвижимости» отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями этого федерального закона.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзацем вторым п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3).

Как следует из п. 10 ст. 106 Земельного кодекса РФ, обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона (п. 11 ст. 106 ЗК РФ).

Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ч. 16.1 ст. 26 данного Федерального закона, до 1 января 2025 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.

Из приведенного правового регулирования следует, что подготовка сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается правообладателями зданий, сооружений, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.

Пунктами 3.1 и 3.1.1 Постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены ограничения, касающиеся эксплуатации земельного участка в зоне инженерных коммуникаций (водопровод). Суд не может согласиться с законностью данных пунктов исходя из следующего.

Как следует из заключения к проекту границ земельного участка с кадастровым номером в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (утверждено заместителем начальника управления архитектуры и градостроительства <адрес>), указанная в данном заключении информация подготовлена на основе архивной топографической съемки М 1:500 Управления архитектуры и градостроительства прошлых лет, в связи с чем не представляется возможным дать достоверную информацию о наличии подземных и надземных инженерных сетей, зданий и сооружений, наличии ценных зеленых насаждений и наличии геодезических знаком.

Из ответа МУП «Водоканал <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного на запрос суда, следует, что согласно техническому паспорту на водопроводную сеть Лит ВД, планшет 12-19, на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют муниципальные водопроводные сети, а также централизованные сети водоотведения, эксплуатируемые МУП «Водоканал».

Вышеизложенное позволяет сделать суду вывод о том, что данные ограничения не основаны на актуальной информации о наличии в границах земельного участка инженерных коммуникаций (водопровода). Поэтому пункты 3.1 и 3.1.1 Постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежат исключению.

Пунктами 3.2 и 3.2.1 Постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены ограничения, касающиеся зон, подверженных затоплению, подтоплению и эрозионной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются: строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод; использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Указанные ограничения также установлены Решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>» (Статья 33. Ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства в связи с установлением зон с особыми условиями использования).

На основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка Скляренко О.В. в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства» предоставлен в собственность Скляренко О.В. бесплатно земельный участок площадью 322 кв.м. и за плату по нормативной цене земельный участок площадью 333 кв.м., считать в собственности Скляренко О.В. земельный участок площадью 655 кв.м. в <адрес>.

Данным распоряжением Скляренко О.В. было предложено, в том числе на протяжении всего испрашиваемого земельного участка забрать ручей в трубу из любого материала, обеспечивающую пропуск нормативно-расчетных расходов ливневого стока; обеспечить надлежащее санитарное состояние русла ливнестока по 10 метров до и после трубы.

Распоряжением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Скляренко О.В. присоединен дополнительный земельный участок площадью 300 кв.м. со стороны оврага к земельному участку по <адрес>. при присоединении дополнительного земельного участка отделением Кубанского Бассейнового водного управления (КБВУ) от ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено предварительное согласование, с указанием конкретных условий, так как по испрашиваемому участку проходит ливнесток, впадающий в <адрес>.

Указанным распоряжением Скляренко О.В. разрешена прокладка ливневой канализации, согласно проекту, согласованному с руководством Краснодарского НГЧ СКЖД, заключения Кубанского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, на дополнительно присоединенном земельном участке оврага в районе <адрес>.

При этом, при присоединении нового земельного участка, в результате которого был образован земельный участок площадью 953 кв.м. в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГСкляренко О.В. в отделение Кубанского Бассейнового водного управления (КБВУ) для предварительного согласования проекта ливневой канализации не обращался. Доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, довод административного истца о том, что еще в ДД.ММ.ГГГГ им была согласована прокладка ливневой канализации на образованном земельном участке, в связи с чем ограничения, касающиеся зон, подверженных затоплению, подтоплению и эрозионной деятельности, не могут быть установлены, суд находит несостоятельным. В данной части требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Однако, постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено ограничение на вышеуказанном земельном участке, запрещающее строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. В то же время этим же постановлением установлен полный запрет на строительство и реконструкцию. Указанные ограничения прямо противоречат друг другу, кроме того, полный запрет на строительство и реконструкцию объектов противоречат Водному кодексу РФ, а также Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>.

Таким образом, в указанной части нельзя признать законным и обоснованным установление такого ограничения, в связи с чем в п. 3.2.1 подлежит исключению указание на ограничение «запрещается новое строительство на земельных участках, попадающих в зону затопления и подтопления, на которых расположены здания, запрещается осуществление реконструкции».

Пунктами 3.3 и 3.3.1 Постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены ограничения, касающиеся расположения земельного участка в охранной зоне исторических памятников.

Как следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос суда, защитная зона объекта культурного наследия возникает в силу федерального закона, то есть установление защитных зон объектов культурного наследия не требует принятия отдельного решения. Со дня внесения в ЕГРН сведений о зоне охраны объекта культурного наследия ранее установленная вокруг данного объекта защитная зона прекращает свое существование.

Согласно ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , земельный участок с кадастровым номером расположен в защитной зоне объекта культурного наследия: «Школа, где ДД.ММ.ГГГГ была сформирована 255-я Таманская дважды Краснознаменная орденов Суворова второй степени, Кутузова второй степени бригада морской пехоты». При этом указанная в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. «Школа, где учились Герои Советского Союза: в ДД.ММ.ГГГГФИО1, в ДД.ММ.ГГГГФИО2. Школа построена в начале ДД.ММ.ГГГГ в.,», в ответе на запрос не значится. Как пояснил представитель административного ответчика ФИО4, участвовавший ранее в судебном заседании, объект культурного наследия: «Школа, где учились Герои Советского Союза: в ДД.ММ.ГГГГФИО1, в ДД.ММ.ГГГГФИО2. Школа построена в начале ДД.ММ.ГГГГ.», снесена.

Указанный объект также не отражен в Заключении к проекту границ земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Управлением архитектуры и градостроительства <адрес>. В пункте 7 вышеназванного Заключения указано, что согласно схеме объектов культурного наследия земельный участок расположен в охранной зоне исторических памятников: школа, где в ДД.ММ.ГГГГ была сформирована 255-я Таманская дважды Краснознаменная орденов Суворова второй степени, Кутузова второй степени бригада морской пехоты, (гос. ), - <адрес>

Выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером подтверждается отсутствие установленных Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ограничений на указанном земельном участке, имеется лишь отметка об ограничениях в области электросетевого хозяйства. Такое же ограничение в области электросетевого хозяйства установлено и на смежных земельных участках, согласно выпискам из ЕГРН, иных ограничений не содержится.

Кроме того, на неоднократные запросы суда о предоставлении документов об установлении зон с особыми условиями использования территории и их границах в отношении земельного участка с кадастровым номером , такие документы суду не предоставлены.

В связи с чем, пункты 3.3 и 3.3.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. подлежат исключению.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих законность и обоснованность вынесенного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части установления ограничений на земельном участке с кадастровым номером .

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Скляренко О.В. к административному ответчику Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным пункта постановления и возложении обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление административного истца Скляренко О.В. к административному ответчику Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным пункта постановления и возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации муниципального образования <адрес>, выраженный в письме начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения градостроительных ограничений – незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> внести изменения в Постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. Скляренко О.В.» исключив в п. 3.2.1 указание «запрещается новое строительство на земельных участках, попадающих в зону затопления и подтопления, на которых расположены здания, запрещается осуществление реконструкции»; исключить полностью пункты 3.1, 3.1.1, 3.3 и 3.3.1 данного Постановления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского

районного суда г. Новороссийск подпись С.М. Пупынина

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2023 г.