ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7231/2021 от 18.11.2021 Раменского городского суда (Московская область)

50RS0039-01-2021-012150-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года г. Раменское, Московская область

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колесник С.К.,

при секретаре Чанкаевой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7231/2021 по административному иску Вороновой В. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру,

установил:

Административный истец Воронова В.А. обратилась в Раменский городской суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-17612182/2 от 16.08.2021 и, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>

В обосновании заявленных требований указывает, что 08.07.2008 между административным истцом и ООО «Гарантия -Строй» заключен предварительный договор ГС-0000469 участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> 09.11.2011 между административным истцом и ООО «Гарантия - Строй» было заключено дополнительное соглашение об уступке прав требования <номер> по договору ГС -402/6 участия в долевом строительстве жилого дома, согласно которого к истцу перешло право требования квартиры № <номер>, расположенной по адресу: <адрес> у ООО «МосИнжСтрой». Данный договор зарегистрирован в УФРС по Московской области <дата> за №50-50-23/073/2012-071. После проведенного обмера БТИ реальная площадь квартиры составила 81, 4 кв.м. В связи с чем между истцом и ООО «МосИнжСтрой» подписано дополнительное соглашение № 402-6-13-83-Д от 112.02.2013, уточняющего параметры объекта недвижимости а также сумму доплаты за дополнительную площадь. Обязательства по оплате предварительного договора, с учетом дополнительного соглашения были исполнены в полном объеме. После завершения строительства были переданы ключи от квартиры № <номер>, расположенной по адресу: <адрес>. При этом акт приема – передачи подписан не был в связи с его не готовностью. Впоследствии, деятельность ООО «Гарантия-Строй», ООО «МосИнжСтрой» и его правопреемников была прекращена, в связи с чем реальная возможность получения подписанного акта приема передачи квартиры № <номер> отсутствует. Таким образом оформить право собственности на спорную квартиру во внесудебном порядке истец не имеет возможности.

Как указано в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 1/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Совместное &apos;Становление от 29.04.2010 N 10/22) если одна из сторон договора купли-продажи движимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).

В ситуации ликвидации стороны по сделке купли – продажи недвижимого имущества покупатель может защитить свои права в соответствии с разъяснениями, данными п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 1/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Многоквартирный дом введен в эксплуатацию. При таких обстоятельствах административный истец считает отказ в государственной регистрации прав (уведомление № КУВД-001/2021-17612182/2 от 16.08.2021) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> незаконным и наущающим его права.

В судебное заседание административный истец Воронова В.А., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, не явилась, направила своего представителя – адвоката Воронова Е.А. который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам и просил его удовлетворить.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области –в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено в адрес суда возражение на административное исковое заявление с копией реестрового дела.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав представителя административного истца и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу положений п. 4 ч. 4 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременно государственного кадастрового учета осуществляется при условии в наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется;

Из представленного регистрационного дела следует, что 29 апреля 2021 года № КУВД-001/2021-17612182 административным истцом были поданы документы и заявление о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости <адрес>

По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, установлено, что административным истцом было представлено заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартира, расположенная пол адресу: <адрес>, однако в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о заявленном объекте. Кроме того, передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства представлен не был.

В связи с чем, государственная регистрация была приостановлена 16.08.2021 г.

16 августа 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области вынесено решение - уведомление № КУВД-001/2021-17612182/2 от 16.08.2021 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> поскольку причины приостановления государственной регистрации права устранены не были.

Исходя из положений ст. 29 п. 3 ч. 1 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, предоставленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение права и обременение недвижимого имущества, и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

В силу п.п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (п. 2 ст. 1 Закона о недвижимости).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о регистрации недвижимости в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях.

Согласно сведениям, содержащимся в реестре прав на недвижимость ЕГРН, в отношении квартиры № <номер> расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют сведения об объекте недвижимости, право на который регистрируется.

Согласно п. 15 ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН в соответствии с ФЗ N 210, не относятся к документам, которые органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя, т.е. обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости, регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в частности, в связи с переходом права на объект недвижимости.

В реестровом деле к заявлению приложены соглашение об уступке прав требования по договору от 09.11.2011; договор долевого участия в строительстве от 08.08.2011; дополнительное соглашение к договору от 25.03.2009.

Таким образом, правоустанавливающий документ не был представлен ответчику, а представленные на регистрацию документы (соглашение об уступке прав требования по договору от 09.11.2011; договор долевого участия в строительстве от 08.08.2011; дополнительное соглашение к договору от 25.03.2009), при отсутствии сведений об объекте в ЕГРН, не подтверждают возникновение права на жилое помещение, прав на которое заявлены к регистрации.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

В силу п. 3 ч. 11 ст. 48 Закона о регистрации передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства является документом, необходимым для государственной регистрации прав участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными Законом №218-ФЗ для государственной регистрации такого права.

Однако передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства административным истцом не был представлен в регистрирующий орган.

В связи с чем, основания для осуществления действий по регистрации прав на объект недвижимого имущества у ответчика отсутствовали.

Ссылка административного истца на п. п. 61,62 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» основана на неверном толковании норм закона, и подразумевает право истца для обращения в суд в ином порядке, в связи с чем не может быть признана судом обоснованной.

При указанных обстоятельствах, оспариваемые действия осуществлены ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах полномочий, предоставленных законом, и оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174-175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Вороновой В. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-17612182/2 от 16.08.2021 и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2021 года.