ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-723/19МОТИВИ от 16.12.2019 Североуральского городского суда (Свердловская область)

66RS0050-01-2019-000998-31

Дело №2а-723/2019 Мотивированное решение составлено 16.12.2019.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск 09 декабря 2019 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сармановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Александровой О.И.,

с участием помощника прокурора г.Североуральска Богатырева О.А.-М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Североуральска в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Североуральского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципальной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории Североуральского городского округа,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Североуральска обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.03.2018 №156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности», приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» прокуратурой г.Североуральска проведена проверка Администрации Североуральского городского округа на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности в части принятия профилактических мер. Проверкой установлено, что Администрацией Североуральского городского округа до настоящего времени не разработана и не принята самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. С учетом имеющихся нарушений 14.08.2019 прокуратурой г.Североуральска в адрес главы Североуральского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Вместе с тем, Администрацией Североуральского городского округа по результатам рассмотрения вышеуказанного представления отказано в его удовлетворении.

Сославшись на ст. 39 Кодекса административного производства Российской Федерации, подп.7.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, прокурор г.Североуральска просил суд признать незаконным бездействие администрации Североуральского городского округа, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории Североуральского городского округа, обязать администрацию Североуральского городского округа рассмотреть вопрос о принятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории Североуральского городского округа.

В судебном заседании помощник прокурора г.Североуральска Богатырев О.А.-М. поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Административный ответчик администрация Североуральского городского округа, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила возражения, из которых следует, что с указанным административным исковым заявлением не согласна в связи с тем, что выполнение мероприятий в сфере противодействия экстремизму и терроризму осуществляется подпрограммой «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Североуральского городского округа» в рамках муниципальных программ, таких как: «Безопасность жизнедеятельности населения Североуральского городского округа на период 2014-2021 гг.», утвержденной постановлением Администрации от 30.10.2015 №1535, «Развитие системы образования в Североуральском городском округе до 2024, утвержденной постановлением Администрации от 31.08.2018 №913, «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан Североуральского городского округа до 2024 года» от 23.03.2018 №306. Считает, что сам по себе факт отсутствия отдельной программы при наличии в муниципальном образовании муниципальных программ с подпрограммой «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Североуральского городского округа» не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц. Сославшись на ст.ст. 10, 12, 132 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полагает, что органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно определять и утверждать программы на территории городского округа исходя из необходимости их принятия и финансового обеспечения.

На основании изложенного просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

С учетом мнения лица, участвующего в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения помощника прокурора г.Североуральска, исследовав и оценив письменные доказательства, представленные сторонами, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (ч.2 ст. 227 данного Кодекса).

Согласно подп.7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п.1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму (п.7).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 N114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 5 указанного Закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Пр-2753, Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

На основании пунктов 24 и 25 Стратегии целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (пункт 26).

Согласно пункту 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.

Кроме того предусмотрена реализация Стратегии в три этапа.

На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: а) разработка плана реализации настоящей Стратегии; б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (2016-2024 годы) планируется осуществить следующие мероприятия: а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии; в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз; д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму: е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (2025 год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

На основании п.4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Статьей 6 Устава Североуральского городского округа предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Как усматривается из представленных административном ответчиком в материалы дела документов, постановлением Администрации Североуральского городского округа от 20.10.2016 N 1261 «О реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Североуральского городского округа» утверждено Положение об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Североуральского городского округа.

Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 20.11.2018 N 1209 утверждены Состав и Регламент антитеррористической комиссии Североуральского городского округа.

25.01.2019 постановлением Администрации Североуральского городского округа за N 60 утвержден План реализации основных направлений подпрограммы «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Североуральского городского округа» муниципальной программы Североуральского городского округа «Безопасность жизнедеятельности населения Североуральского городского округа» на 2019 год.

Из материалов дела также следует, что муниципальной программой «Развитие системы образования в Североуральском городском округе до 2024 года (утв. постановлением от 31.08.2018 №913) поставлена задача 8 «Обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений», кроме того, разработан подпрограмма 3 «Патриотическое воспитание населения Североуральского городского округа в рамках муниципальной программы «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан Североуральского городского округа до 2024 года» (утв. постановлением от 23.03.2018 N 306).

В связи с кадровыми изменениями внесены изменения в Положение межведомственной комиссии по профилактике экстремизма на территории Североуральского городского округа в части состава межведомственной комиссии.

Также утверждены План мероприятий по профилактике экстремизма на территории Североуральского городского округа на 2019-2020 годы, Комплексный план мероприятий по противодействию идеологии терроризма в Североуральском городском округе на 2019-2023 годы (постановления от 23.05.2019 N 535 и от 23.05.2019 N 861 соответственно).

Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 26.08.2019 N 876 утвержден порядок подготовки и обучения муниципальных служащих, работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения, а также по минимизации морально-психологических последствий террористического акта; примерная программа обучения.

Кроме того, утвержден Регламент осуществления мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории Североуральского городского округа (постановление от 26.08.2019 N 873).

Однако несмотря на все предпринимаемые меры, вопреки требованиям закона административным ответчиком не разработана и не утверждена муниципальная целевая программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время имеет место незаконное бездействие Администрации Североуральского городского округа в части непринятия указанной муниципальной программы.

При этом, работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе, включенных в иные муниципальные программы, не является достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием.

Представленные в материалы дела административным ответчиком программы (подпрограммы, планы и т.д.) предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы.

С учетом изложенного, поскольку административным ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, таким образом, допускает незаконное бездействие в этой части, в связи с чем возникает необходимость его устранения.

При этом, по смыслу вышеприведенных норм права в их совокупности, в том числе с учетом содержания пунктов 24, 25, 27, 29 Стратегии, орган местного самоуправления обязан принять муниципальную целевую программу, предусматривающую формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, чего до настоящего времени не сделал. Кроме того, вышеуказанная Стратегия, несмотря на установление ее реализации в три этапа, не ограничивает органы местного самоуправления в сроках принятия целевых программ.

При указанных обстоятельствах, административные исковые требования прокурора г.Североуральска подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора г.Североуральска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Североуральского городского округа, выразившееся в непринятии целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории Североуральского городского округа.

Обязать Администрацию Североуральского городского округа рассмотреть вопрос о принятии целевой программы по профилактике терроризма и. экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории Североуральского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Э.В. Сарманова

Копия верна