ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7242/2023/620004-01-2023-003231-08КОПИ от 20.12.2023 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-7242/2023 / 62RS0004-01-2023-003231-08 КОПИЯ

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2023 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 08 декабря 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Соловьевой М.Я., при секретаре судебного заседания Солонцовой З.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества Коммерческий банк «***8» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***9, начальнику отдела – старшему судебному приставу Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***10, ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным требования

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество Коммерческий банк «***11» (далее по тексту ПАО КБ «***12») обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***13. Далее по тексту - судебный пристав-исполнитель), начальнику отдела – старшему судебному приставу Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***14., ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным требования.

В обоснование заявленных требований указано, что судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Екатеринбурга было возбуждено исполнительное производство № *** от *** года с предметом исполнения: запретить ПАО КБ «***16», а также подконтрольным, дочерним юридическим лицам, в том числе в отношении которых ПАО КБ «***15», является акционером, учредителем, имеет прямой или косвенный контроль, их учредителем (участникам), органам управления, доверенным и иным уполномоченным лицам совершать любые действия и принимать любые решения: - направленные на отчуждение, обременение правами третьих лиц имеющих активов, включающих в себя денежных средствах, имущественные комплексы, а также здания, строения, сооружения, оборудования, технику. Ценные бумаги и другое имущество, уменьшение их стоимости, порчу или утрату, совершать иные операции (действия ухудшающие имущественное положение юридических лиц, полностью или частично останавливать технологические процессы, за исключением случаев необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций (техногенного характера, ликвидации их последствий; - о реорганизации (ликвидации) юридических лиц; - о выплате (объявлении) дивидендов, о распределении прибыли и убытков; - о выплате вознаграждений единолично исполнительным органом, члена коллективного исполнительного органа; - о совершении операций ухудшающим имущественное положение данных юридических лиц; - об отказе от или об изменении условий действующих лицензий, иных разрешительных документов юридических лиц и переуступки и передачи третьим лицам; - об уменьшении размера уставного капитала (фонда) юридических лиц; о передаче полномочий органов управляющим, об утверждении их полномочий и условий договора с ними; - об учреждении (создании) либо участии в юридических лицах, создаваемых по законодательству Российской Федерации и иностранных государств; - об изменении условий договоров (контрактов) по направлении деятельности, консалтинговых услуг, договоров займа, - о предоставлении займов, выдаче векселей, принятии любых кредитных обязательств, а также об уступке прав требований» в отношении должника ПАО КБ «***17» в пользу взыскателя Генеральная прокуратура Российской Федерации.

*** года судебным приставом-исполнителем вынесено в отношении ПАО КБ «***18» требование о предоставлении документов в срок до *** года. Не согласившись с данным требованием, полагая его незаконным и не относящимся к предмету исполнительного производства, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя от *** года, вынесенное в рамках исполнительного производства № *** от *** года.

Административный истец в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал. Указала, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства было вынесено требование от 24 июля 2023 года в соответствии с которым обязала Банк предоставить перечень документов, часть документов, банком была предоставлена, остальная часть испрашиваемых документов, в т.ч. по предоставлению информации по имуществу, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится с приложением соответствующих документов относится к банковской тайне и запрошена быть не может, кроме того, судебным приставом исполнителем нарушен принцип соразмерности, поскольку запрашиваемые судебным приставом-исполнителем документы не относятся к предмету исполнительного производства и не могут способствовать реализации мер принудительного исполнения.

Представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель ***19 действующая по доверенности в удовлетворении требований административного искового заявления просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Генеральной прокуратуры Российской Федерации ***20 полагал требование судебного пристава-исполнителя законным, вынесенным в соответствии с требованиями ФЗ-229, уполномоченным лицом.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ***21., начальник отдела ***22., представитель административного ответчика ГУ ФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, а также то, что по настоящему делу явка лиц, участвующих в деле, признана необязательной, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения права, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением. Соблюдение требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам подлежит доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***24 находится исполнительное производство № *** возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Екатеринбурга в рамках гражданского дела *** с предметом исполнения: «запретить ПАО КБ «***23», а также подконтрольным, дочерним юридическим лицам, в том числе в отношении которых ПАО КБ «***25», является акционером, учредителем, имеет прямой или косвенный контроль, их учредителем (участникам), органам управления, доверенным и иным уполномоченным лицам совершать любые действия и принимать любые решения: - направленные на отчуждение, обременение правами третьих лиц имеющих активов, включающих в себя денежных средствах, имущественные комплексы, а также здания, строения, сооружения, оборудования, технику. Ценные бумаги и другое имущество, уменьшение их стоимости, порчу или утрату, совершать иные операции (действия ухудшающие имущественное положение юридических лиц, полностью или частично останавливать технологические процессы, за исключением случаев необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций (техногенного характера, ликвидации их последствий; - о реорганизации (ликвидации) юридических лиц; - о выплате (объявлении) дивидендов, о распределении прибыли и убытков; - о выплате вознаграждений единолично исполнительным органом, члена коллективного исполнительного органа; - о совершении операций ухудшающим имущественное положение данных юридических лиц; - об отказе от или об изменении условий действующих лицензий, иных разрешительных документов юридических лиц и переуступки и передачи третьим лицам; - об уменьшении размера уставного капитала (фонда) юридических лиц; о передаче полномочий органов управляющим, об утверждении их полномочий и условий договора с ними; - об учреждении (создании) либо участии в юридических лицах, создаваемых по законодательству Российской Федерации и иностранных государств; - об изменении условий договоров (контрактов) по направлении деятельности, консалтинговых услуг, договоров займа, - о предоставлении займов, выдаче векселей, принятии любых кредитных обязательств, а также об уступке прав требований» в отношении должника ПАО КБ «***26» в пользу взыскателя Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем административного истца ***.

*** года в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем было вынесено требование, в котором на административного истца была возложена обязанность в срок до *** года предоставить: учредительные документы, в том числе изменения к ним; список структурных подразделений, филиалов; бухгалтерский баланс за последний отчетный период; отчет о прибыли и убытках предприятия; отчет о движении денежных средств; сведения о владении акциями и долями в уставном капиталах иного предприятия; расшифровку следующих срок баланса: основные средства, незавершенное строительств, долгосрочные финансовые вложения, кассовая книга за последние три (шесть) месяцев, дебиторская задолженность, предложения по погашению имеющейся задолженности. А также: перечень имущества, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится: в первую очередь: движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или указании услуг, в том числе ценные бумаги, предметы дизайна офисов, готовую продукцию, драгоценные металлы; во вторую очередь –имущественные права, непосредственно не участвующие в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь –недвижимое имущество, непосредственно не участвующие в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в четвертую очередь- непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, имущественные права и участвующие в производстве товаров имущество.

*** года ПАО КБ «***27» в адрес административного ответчика во исполнение требования судебного пристава-исполнителя были направлены копия Устава, изменения к Уставу №***. А также указано на то, что запрашиваемые административным ответчикам сведения относятся к банковской тайне.

Оценивая доводы административного истца о незаконности указанного требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Федеральный закон № 229-ФЗ) и статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения" (далее по тексту Федеральный закон № 118-ФЗ») законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Согласно части 1 статьи 5 данного закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 13 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Исходя из совокупного содержания положений статей 10, 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» принятие непосредственных мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов относится к компетенции судебных приставов – исполнителей.

Из пунктов 1 и 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые являются вкладчиками в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"), выдаются кредитной организацией организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".

Таким образом, сведения как о реквизитах банковского счета лица (в том числе индивидуального предпринимателя), так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, в связи с чем являются охраняемой законом банковской тайной, соблюдать которую обязаны банки (иные кредитные организации) и их сотрудники, а будучи полученными в установленном порядке органами принудительного исполнения, также продолжают пользоваться правовой охраной в качестве налоговой тайны. Изъятия из действия данных правовых режимов, - в частности, возможность предоставления указанных сведений по запросам отдельных категорий органов и лиц - исчерпывающим образом установлены федеральным законодательством строго в целях защиты прав и законных интересов граждан и обеспечения реализации государственными органами своих полномочий. Иной подход, по смыслу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П, не согласовывался бы с конституционным правом каждого на неприкосновенность его частной жизни и запретом сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку к такой информации относятся и сведения о материальном (финансовом) положении гражданина.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 12 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона " Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему - в связи с исполнением им постановления суда - сведений о денежных вкладах физических лиц, в их конституционно-правовом истолковании означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения.

Кроме того, учитывая обязанности банка и иных кредитных организаций представлять необходимые сведения в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа, при возникновении сомнений в полномочиях должностного лица по истребованию необходимых сведений, банк, действуя разумно и добросовестно, имел возможность запросить полномочий должностного лица, а также наличие согласия старшего судебного пристава на истребование сведений.

Оценивая доводы административного истца о том, что судебным приставом исполнителем были установлены сроки, в которые банк не имеет возможности исполнить оспариваемое требование судом отклоняются, поскольку банк не лишен возможности обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении срока для добровольного исполнения требований.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для признания постановления, решения, действия должностного лица службы судебных приставов незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие постановления, решения, действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым постановлением, решением, действиями прав и законных интересов заявителя.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производства. Нарушений прав истца, а также положения ФЗ «Об исполнительном производстве» при вынесении требования допущено не было. Судебным приставом-исполнителем при совершении оспариваемых действий не был нарушен принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер, принятых судебным приставом в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа, как и права должника.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Публичного акционерного общества Коммерческий банк «***28» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***29, начальнику отдела – старшему судебному приставу Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области ***30, ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным требования - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ М.Я.Соловьева

Копия верна.

Судья М.Я.Соловьева