ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-724/2016 от 14.11.2016 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

<Номер>а-724/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<Адрес> 14 ноября 2016 года

Судья Лабинского районного суда <Адрес> Лисунов Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес> о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований земельного законодательства, в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес> о признании незаконным бездействия администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес>, выразившегося в не принятии мер по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что Лабинской межрайонной прокуратурой в январе 2015 года в адрес главы администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, по результатам рассмотрения которого, органом местного самоуправления в Лабинский районный суд направлено исковое заявление о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Определением Лабинского районного суда от <Дата> исковое заявление администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес> о признании собственности на невостребованные земельные доли оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора.

Лабинской межрайонной прокуратурой района проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли.

В результате проверки установлено, что администрацией Каладжинского сельского поселения <Адрес> не принято исчерпывающих мер по формированию и признанию права собственности на невостребованные земельные доли. Так, <Дата> представительным органом местного самоуправления утвержден список лиц, участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые не распоряжались земельными участками в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), расположенные относительно ориентира: <Адрес>, СПК «Колхоз им. Суворова» Каладжинского сельского поселения. Однако, при наличии невостребованной земельной доли площадью 650,17 га, расположенной на землях бывшего СПК «Колхоз им. Суворова», с 2015 года органом местного самоуправления не приняты все необходимые меры по признанию права собственности на него.

По истечении длительного периода времени нарушения не устранены, меры, направленные на устранения нарушений, указанных судом в определении от <Дата>, не принимаются. Новое исковое заявление в суд не направлено.

Таким образом, своим бездействием администрация Каладжинского сельского поселения <Адрес> нарушает интересы Каладжинского сельского поселения муниципального образования <Адрес>, неопределенного круга лиц, так как признанные в законном порядке невостребованные земельные доли могут быть вовлечены в гражданский оборот.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать бездействие администрации Каладжинского сельского поселения по несоблюдению требований земельного законодательства, в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли- незаконным; а также возложить на администрацию Каладжинского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем принятия предусмотренных ст. 12.1 Федерального закона от <Дата> N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» мер по оформлению невостребованных земельных долей площадью 650,17 га.

Представитель административного истца предоставил суду ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика – администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес>ФИО2 представила суду заявление с просьбой рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства.

В соответствии с ч.2 ст.140 КАС РФ в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.

Федеральным законом от <Дата> №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Статьей 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от <Дата> №101-ФЗ (вступила в силу с <Дата>), предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от <Дата> №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от <Дата> №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В силу ч.ч.3-8 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Материалами дела установлено, что <Дата> администрацией Каладжинского сельского поселения утвержден список невостребованных земельных долей, площадь которых составляет 650,17 га.

Определением Лабинского районного суда от <Дата> исковое заявление администрации Каладжинского сельского поселения <Адрес> о признании собственности на невостребованные земельные доли оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора. До настоящего времени нарушения не устранены, меры, направленные на устранения нарушений, указанных судом в данном определении, не принимаются.

Ненадлежащее осуществление администрацией полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст.218 КАС РФ дает прокурору право обращения в суд в защиту этих прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие административного истца незаконным и возложить обязанности по устранению допущенных нарушений.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Каладжинского сельского поселения <Адрес> по несоблюдению требований земельного законодательства, в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли, и возложить на администрацию Каладжинского сельского поселения <Адрес> обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия предусмотренных ст.12.1 Федерального закона от <Дата> №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» мер по оформлению невостребованных земельных долей площадью 650,17 га.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья