Дело № 2а-724/2021
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Российской Федерации
29 декабря 2021 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего судьи Швецовой И.С.
С участием зам. прокурора района Ильенко А.М.
При секретаре Ромашкиной Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения Думы Хасанского муниципального района Приморского края № 14 от 26.10.2018 года,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является депутатом Думы Хасанского муниципального района Приморского края.
На сайте администрации Хасанского муниципального района Приморского края 01.11.2018 года в разделе «Решения Думы Хасанского муниципального района» размещено решение Думы Хасанского района № 14 от 26.10.2018 года, которое по мнению, истца является незаконным и не подлежит применению с момента вступления в силу, как Думой Хасанского муниципального района данное решение не принималось, а председатель Думы, подписывая и опубликовывая решение, вышел за пределы своих полномочий.
19.10.2018 года депутатами Думы Хасанского муниципального района был направлен приект повестки дня очередного заседания Думы, где вопросом под № 11 значилось «осуществление полномочий председателя Думы Хасанского муниципального района на постоянной основе, однако данный вопрос на постоянных комиссиях Думы не рассматривался, в сопроводительных материалах и на заседании Думы отсутствовали необходимые Регламентом документы, позволяющие рассматривать и принимать данное решение, а именно: пояснительная записка к проекту Думы, финансово - экономическое обоснование, заключение Главы Хасанского муниципального района на проект, проект не прошел правовую, лингвистическую и антикоррупционную проверку.
Как указывает истец, данные обстоятельства, нарушают его права, как депутата Думы Хасанского муниципального района на принятие объективного решения при рассмотрении и голосовании по вопросу повестки дня.
В ходе заседания Думы 26.10.2018 года, проект решения не зачитывался и депутатами не обсуждался, на голосование проект решения не выносился, только рассматривалось заявление председателя, в связи с чем подписание и опубликование решения Думы, явно вышло за пределы полномочий председателя.
По итогам проверки заявления истца от 16.10.2020 года Губернатором Приморского края в Думу направлено заявление о привлечении ФИО2 к ответственности за коррупционные об исполнении ей обязанности председателя Думы на постоянной основе и последующем принятии Решения по этому вопросу.
Также в ответе на его (истца) обращение в Департамент внутренней политики Правительства Приморского края указано, что за осуществление полномочий председателя Думы на постоянной основе ФИО2 проголосовало 13 депутатов, включаю саму ФИО2, однако в случае неучастия ФИО2 в голосовании, решение Думой района не могло быть принято либо оно было бы легитимным, поскольку принималось меньшинством голосов депутатов (12) от их установленной численности, Ильина самоотвод не заявила в комиссию Думы по контрою за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, не сообщила о возникновении у нее личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.
Таким образом, по мнению истца, Ильина не выполнила обязанность о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязанность об уведомлении о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, предусмотренную п. п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона 273-ФЗ, в связи с чем просит решение Думы Хасанского муниципального района № 14 от 26.10.2018 года отменить.
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно указав, что 04.10. 2018 года, на первом заседании Думы ХМР ФИО2 была избрана председателем Думы на непостоянной основе. В соответствии с регламентом Думы и Уставом Хасанского района избрание председателя проходит тайным голосованием. По итогам голосования было принято решение об избрании ФИО2 председателем Думы на непостоянной основе. Ответчик вводит суд в заблуждения указывая на то, что вопрос о порядке и форме исполнения обязанностей ( на постоянной либо непостоянной основе) председателем Думы рассматривался на втором (очередном) заседании Думы. Порядок исполнения обязанностей председателем Думы является неотъемлемой частью решения об избрании председателя, вследствие чего любые изменения в решение об избрании председателя Думы должны вносится в порядке предусмотренном для такого решения (т. е. тайнам голосованием). Рассылка депутатам проекта решения не относится к предмету настоящего иска и не подразумевает безусловного, рассмотрения и принятия соответствующего документа на заседании Думы. Истец не опровергает рассмотрение и обсуждения депутатами заявления председателя Думы исполнении обязанностей на постоянной Думы, при голосовании были допущены нарушения антикоррупционного законодательства, Председатель Думы допустил при голосовании конфликт интересов, приняв участи е голосовании по рассмотрению своего заявления.
В случае соблюдения антикоррупционного законодательства председатель Думы должен был заявить о конфликте интересов и уклонится от обсуждения и голосования по вопросу поданного заявления. Однако при рассмотрении вопроса ФИО2 осознавало что непринятие ей участия в голосовании приведет к отклонению заявления. Так как для принятия решения требовалось 13 голосов ЗА. В зале на момент голосования присутствовало 13 депутатов включая ФИО2, и ее голос стал решающим. Губернатором ПК были рассмотрены и выявлены факты нарушения антикоррупционного законодательства и подано заявление о применении к ФИО2 меры ответственности, которое было удовлетворено решением И.О. председателя Думы. Рассмотрение и удовлетворение заявления председателя об исполнении обязанностей на постоянной основе не влечет автоматического принятия решения Думы ХМР и изменения ранее принятых решений. На заседании Думы вопрос об изменении решения №1 Думы не рассматривался. Голосование о принятии Решения об исполнении обязанностей председателя Думы на постоянной осное и внесения изменений в ранее принятые решения не проводились. Данные доводы подтверждаются повесткой для заседания Думы в котором отсутствует вопрос принятия решения об исполнении председателем обязанностей на постоянной основе, протоколом и фонограмой заседания Думы Оспариваемое решение изготовлено и подписано председателем без проведения процедуры голосования и принятия, что ведет к его отмене и признанию недействующим.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями в судебном заседании не согласилась, представила отзыв на иск. Который приобщен к материалам дела, полагала, что оснований для признания оспариваемого истцом решения Думы Хасанского района не имеется, считает, что истцом пропущен срок для обращения, предусмотренный ст. 219 КАС РФ с настоящими требованиями, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выслушав представителя административного ответчика, заключения зам. прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оно нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Территориальной избирательной комисии Хасанского района Приморского края № от 21.09.2018 года ФИО2 с 21.09.2018 года избрана депутатом Думы Хасанского муниципального района.
На основании решения Думы от 04.10.2018 года № 1 Ильина избрана председателем Думы на непостоянной основе, ФИО1 заместителем председателя Думы Хасанского муниципального района.
На основании решения Думы от 26.10.2019 года № 14 ФИО2 с 01.12.2018 года замещает должность председателя Думы на постоянной основе, с получением денежных выплат, предусмотренных нормативно-правовым актом от 01.11.2011 года № 119 – НПА в размере 81 628, 83 рублей.
В соответствии с частью 1 ст. 28 Устава Хасанского муниципального района организация и деятельность Думы Хасанского муниципального района регулируются законодательством Российской Федерации, законами Приморского края, Уставом района и регламентом Думы района.
Статьи 36 и 37 Регламента Думы района, регулируют нормотворческую деятельность Думы района. Нормотворческая деятельность - деятельность субъектов нормотворчества по разработке, рассмотрению, принятию и официальному обнародованию нормативно-правовых актов, которая осуществляется по определенной процедуре. Нормативный правовой акт устанавливает общеобязательные правила, адресован неопределенному кругу лиц и рассчитан на неоднократное применение, обязателен для исполнения на всей территории субъекта нормотворчества.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 29.1 Устава Хасанского муниципального района Дума района, помимо нормативных правовых актов, принимает решения по вопросам организации своей деятельности, которые не являются нормативными правовыми актами.
Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (пункт 4.1).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункты 2, 3).
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя (пункт 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Избрание председателя Думы района, осуществление его полномочий на постоянной основе относятся к принятию решения по вопросам организации деятельности Думы района, так как согласно ст. 28.1. Устава Хасанского муниципального района, ст. 41 Регламента Думы района организация деятельности Думы района является полномочием председателя Думы района.
В соответствии со статьей 28.1 Устава Хасанского муниципального района, избранный председателем Думы муниципального района депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной или на непостоянной основе по решению Думы муниципального района. Депутат, замещающий должность председателя Думы муниципального района, желающий осуществлять полномочия на постоянной основе или, имеющий намерение прекратить осуществление своих полномочий на постоянной основе, подает соответствующее заявление в Думу муниципального района.
Финансово-экономическое обоснование и заключение главы Хасанского муниципального района являются приложением к проекту нормативного правового акта и направляются вместе с проектом в Думу района для рассмотрения в соответствии с порядком, установленным Нормативным правовым актом от 30.03.2006 № 4-НПА «О Порядке внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение Думы Хасанского муниципального района, перечне и форме прилагаемых к ним документов», в случае, когда принятие нормативного правового акта влечет за собой дополнительное выделение средств из бюджета Хасанского муниципального района.
Решение об осуществлении полномочий председателя Думы Хасанского муниципального района на постоянной основе, не является нормативным правовым актом, не влияет на изменение (увеличение) бюджетных обязательств, так как средства на выплату заработной платы председателю Думы Хасанского муниципального района предусмотрены в Бюджетной смете Думы Хасанского муниципального района на 2018 год, утвержденной решением Думы Хасанского муниципального района от 21.12.2017 № 481.
Проектом бюджетной сметы Думы Хасанского муниципального района на 2019 год, предоставленным в администрацию Хасанского муниципального района 02.08.2018 года, предусмотрены финансовые средства на заработную плату депутату, исполняющему обязанности на постоянной основе.
Согласно ст. 11 Регламента Думы района проект повестки дня заседания вместе с подготовленными документами направляется для ознакомления всем депутатам Думы района.
Согласно части 2 статьи 4 Регламента Думы района депутаты Думы района информируются об очередном заседании Думы района и вопросах, вносимых на его рассмотрение, не позднее, чем за 5 календарных дней, до начала заседания. Думы района. Проекты решений и иные документы, подготовленные на очередное заседание Думы района, выдаются депутатам Думы района, не позднее, чем за 3 календарных дня до начала заседания.
17.10.2018 года ФИО2 направлено в Думу заявление об осуществлении полномочий председателя Думы на постоянной основе, содержащее ходатайство о выплате ей денежного содержания, установленного нормативным правовым актом администрации Хасанского муниципального района от 01.11.2011 года № 119-НПА «О гарантиях деятельности лиц, замещающих муниципальные должности Хасанского муниципального района, с 01.12.2018 года.
26.10.2018 года состоялось очередное заседание Думы, на котором одним из вопросов повестки было запланировано рассмотрение указанного заявления.
Проект решения Думы района «Об осуществлении полномочий председателя Думы Хасанского муниципального района на постоянной основе» был составлен по инициативе председателя Думы, зарегистрирован под № 11 на основании заявления председателя об осуществлении полномочий председателя Думы района на постоянной основе 18.10.2018 года, вместе с остальными документами повестки дня заседания был направлен всем депутатам Думы района 19.10.2018 года, что составило более пяти календарных дней и дало всем депутатам Думы района равную возможность ознакомиться с документами, подготовить свои вопросы, замечания или возражения.
Также, указанный проект решения, до направления его депутатам Думы был согласован, в том числе и заместителем председателя Думы ФИО1
Вопрос об осуществлении полномочий председателя Думы Хасанского муниципального района на постоянной основе района рассматривался на очередном заседании Думы района 26.10.2018 года. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Регламента Думы района решение Думы района принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы района. Установленное число депутатов - 25 человек (ч. 3 ст. 27 Устава Хасанского муниципального района, ч. 2 ст. 1 Регламента Думы района).
При рассмотрении вышеуказанного вопроса на заседании Думы района присутствовало 13 депутатов, докладывала по вопросу ФИО2
Решение «Об осуществлении полномочий председателя Думы Хасанского муниципального района» от 26.10.2018 № 14 было принято единогласно.
При принятии повестки дня заседания возражения по данному вопросу были высказаны депутатом Думы района ФИО4, в ходе обсуждения вопроса выступили депутаты Думы района ФИО5 и ФИО6
Депутат Думы района ФИО1 ни при принятии повестки дня заседания, ни при рассмотрении вопроса об осуществлении полномочий председателя Думы района на постоянной основе с вопросами, замечаниями или возражениями не выступал, проголосовал за вышеназванное решение, о чем свидетельствует протокол заседания Думы района шестого созыва от 26.10.2018 № 2.
В части принятия участия в голосовании самой ФИО2, то в настоящее время ни федеральное, ни краевое законодательство, ни муниципальные нормативные правовые акты Хасанского муниципального района не содержат запрета на принятие участия в голосовании непосредственного кандидата на должность председателя представительного органа муниципального образования.
В октябре 2020 года депутат Думы Хасанского муниципального района ФИО1 направил обращения о конфликте интересов во время голосования председателя Думы ФИО2 на заседании Думы Хасанского муниципального района 26.10.2018 года в прокуратуру Хасанского района и Губернатору Приморского края.
Прокуратурой Хасанского района нарушений законодательства в действиях ФИО2 установлено не было.
01.03. 2021 года в Думу района поступило заявление Губернатора Приморского края ФИО7 с учетом наличия смягчающих обстоятельств о применении к депутату Думы Хасанского муниципального района Приморского края ФИО2 иной меры ответственности за коррупционное правонарушение.
28.05.2021 года Губернатору Приморского края направлена информация о применении много дисциплинарного взыскания 28.05.2021 года в отношении председателя Думы Хасанского муниципального района ФИО2, каких – либо замечаний от Губернатора Приморского края, Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края о привлечении к ответственности ФИО2 в Думу Хасанского муниципального района, не поступало.
Давая оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания решения Думы Хасанского муниципального района № 14 от 26.10.2018 года незаконным и его отмене по доводам истца, не имеется.
Статьей 219 КАС предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В ходе подготовки к судебному заседанию по данному делу административному деду истцом ФИО1 озвучено мнение о том, что ему не было известно о принятом 26.10.2018 года Думой Хасанского муниципального района решении № 14, он узнал об этом решении Думы только в 2020 году.
Представителем ответчика представлены сведения, что 12.11.2019 года ФИО1 представил в Думу Хасанского муниципального района проект нормативного правового акта «О внесении изменений в Нормативный правовой акт, устанавливающий денежное содержание и иные выплаты лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления Хасанского муниципального района на постоянной основе. Проект содержит изменения размера в части уменьшения ежемесячного денежного вознаграждения председателя Думы Хасанского муниципального района и депутата Думы, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. Проект направлен им, как исполняющим обязанности председателя Думы Хасанского муниципального района на рассмотрение в постоянные комиссии Думы, то есть, депутату Думы Хасанского муниципального района ФИО1 12.11. 2019 года доподлинно известно об исполнении председателем Думы Хасанского муниципального района ФИО2 своих полномочий на постоянной основе. Указанный проект о внесении изменений в нормативный правовой акт не рассмотрен, так как, согласно замечаний руководителя аппарата Думы Хасанского муниципального района ФИО8, проект подлежит доработке, инициатором проекта ФИО1 проект не доработан.
Решения Думы Хасанского муниципального района от 26.10.2018 года, в том числе и решение № 14 были опубликованы на официальном сайте Думы в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» 01.11.2018 года в 15.50, который является общедоступным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предполагаемое нарушение прав ФИО1 имело место 01.11.2018 года, оспариваемое решение Думы было официально опубликована на сайте администрации Хасанского муниципального района в разделе «Решения Думы Хасанского муниципального района»
С административным иском в суд ФИО1 обратился 10.08.2021 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Думе Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения Думы Хасанского муниципального района Приморского края № 14 от 26.10.2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья