Дело № 2а-7252/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющего диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар - ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес>, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в согласовании предоставления земельного участка.
Требования мотивированы тем, что в ее собственности находится жилой дом, общей площадью 84,4 кв.м., этажность: 2, расположенный по адресу: <адрес>, на основании определения Советского районного суда г. Краснодара от 13.11.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором находится вышеуказанный жилой дом, не оформлен.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар о рассмотрении возможности предварительного согласования предоставления земельного участка, площадью 350 кв.м., находящего по адресу: <адрес>, к заявлению был приложен необходимый пакет документов, в том числе схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования г. Краснодар сообщило ФИО1 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на испрашиваемый земельный участок. В обоснование указанного отказа администрация сослалась на замечание Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о том, что согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п.15. «Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар» испрашиваемы земельный участок расположен в зоне многоквартирных жилых домов, поэтому образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Считая данный отказ незаконным, противоречащим требованиям действующего земельного законодательства, ст. ст. 39.20, 39.15, 39.3 ЗК РФ, ст.ст. 1, 30 ГрК РФ, истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Просит признать незаконным полностью отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 заявленные требования поддержала по доводам иска, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар ФИО6 в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, ссылаясь на то, что причины отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует требованиям закона, в связи с чем, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Истцом по настоящему делу оспаривается решение, выраженное в ответе департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, при этом административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела установлено, что на основании определения Советского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником жилого дома, назначение: жилое, площадь 84,4 кв.м., этажность: 2, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 20). Право собственности истца зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар о рассмотрении возможности предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 350 кв. м., находящегося по адресу: <адрес>. Заявление подано через МКУ муниципального образования город Краснодар «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг».
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№.26 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 6-7).
Отказ мотивирован тем, что согласно кадастровому плану территории в границах элемента планировочной структуры расположен земельный участок с видом разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирного дома». В соответствии с пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Исходя из положений ГрК РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы, определенные проектом планировки территории.
Давая оценку указанным в письме доводам административного ответчика, суд не может признать их состоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно с. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из содержания п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ собственнику здания гарантировано исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Таким образом, право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, Федеральными законами (ч. 3 ст. 27 ЗК РФ).
Частями 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ установлены перечень категорий земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.
На основании ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, возникает у органа местного самоуправления в случае, если лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы, осуществляет оформление прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости.
По заявке ФИО1 подготовлена схема расположения земельного участка (л.д. 14-15).
Частью 8 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 17 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, давая оценку основаниям оспариваемого отказа, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15. ЗК РФ в данном отказе не содержится. Таких оснований судом в ходе рассмотрения дела также не установлено.
Отказ ответчика мотивирован тем, что согласно кадастровому плану территории в границах элемента планировочной структуры расположен земельный участок с видом разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирного дома».
Давая оценку данным доводам суд, руководствуется следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу, расположен в зоне Ж. 1.1 индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара, что соответствует испрашиваемому виду разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Суд находит несостоятельной ссылку административного ответчика на п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как следует из положений части 1 ст.43 Градостроительного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что в настоящий момент отсутствует утвержденный проект межевания территории и территория вокруг испрашиваемого земельного участка застроена индивидуальными жилыми домами, а не многоквартирными.
Тем самым, основания для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка на испрашиваемом земельном участке у ответчика отсутствовали и действие органа местного самоуправления (отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка) является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы истца.
Кроме того, на основании ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 № 1890 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
В соответствии с п. 9 указанного Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация муниципального образования город Краснодар.
На основании п. 10 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: - постановление администрации муниципального образования город Краснодар о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Постановление) либо письмо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (Письмо об отказе) либо письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги (Письмо).
Административный регламент не предусматривает, в каких случаях муниципальный орган принимает Письмо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а в каких Письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Земельное законодательство (статья 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации «Предварительное согласование предоставления земельного участка») при подаче заявителем заявления о предварительном согласовании земельного участка предусматривает принятие одного из следующих решений: о возвращение заявление заявителю, о приостановлении срока рассмотрения поданного заявления, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15. ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, федеральное земельное законодательство не предусматривает вообще принятие решения об отказе в предоставлении услуги.
Административный ответчик принял оспариваемое решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в тексте которого указано, что администрацией муниципального образования город Краснодар принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на испрашиваемом земельном участке. То есть фактически заявителю отказано в предварительном согласовании.
Таким образом, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка на испрашиваемом земельном участке, выраженный в письме Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению ФИО1 отДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Изготовлено 29.03.2016