ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-725/2022 от 30.08.2022 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 30 августа 2022 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,

при секретаре Харьковской К.В.,

с участием заместителя прокурора Новоалександровского района Ставропольского края Пилипко Д.А.,

представителя административного истца Бабаниной Н.С.,

представителя административного ответчика Зайцевой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-725/2022 по административному исковому заявлению АО «Колхоз им. Ленина» к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании недействительным с момента принятия постановления № 850 от 18 июня 2021 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Колхоз им. Ленина» г. Новоалександровск обратилось в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании недействительным с момента принятия постановления администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края № 850 от 18.06.2021 года в части установления публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:000000:6091, 26:04:000000:133, 26:04:000000:95, 26:04:040203:406. Свои требования мотивируют тем, что постановлением администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края № 850 от 18.06.2021 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объектов системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, необходимых для организации газоснабжения населения» (далее - Постановление № 850) в отношении ряда земельных участков, расположенных в границах Новоалександровского городского округа, установлен публичный сервитут. Сервитут установлен в интересах ООО «Газпром добыча Краснодар» в целях размещения объектов газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, необходимых для организации газоснабжения населения. Среди земельных участков, обремененных публичным сервитутом в соответствии с Постановлением № 850 от 18.06.2021, значатся арендуемые АО «Колхоз им. Ленина» земельные участки:

- с кадастровым номером 26:04:000000:6091, площадью 3247805 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, район Новоалександровский, г. Новоалександровск, на территории Новоалександровского городского округа. Земельный участок используется АО «Колхоз им. Ленина» по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 21.06.2019, сроком с 09.07.2019 по 31.12.2029, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № 26:04:000000:6091-26/001/2019-3 от 09.07.2019;

- с кадастровым номером 26:04:000000:133, площадью 31404400 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования; для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир севернее г. Новоалександровск. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, район Новоалександровский. Земельный участок используется АО «Колхоз нм, Ленина» на правах аренды на основании договора аренды № 1/2006 от 29.09.2006, заключенного сроком с 08.11.2006 по 31.12.2026, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № 26-26- 04/003/2006-785/107 от 08.11.2006;

- с кадастровым номером 26:04:000000:95, площадью 1523809 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир на землях колхоза им. Ленина. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, район Новоалександровский. Земельный участок используется АО «Колхоз им. Ленина» на правах аренды на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц на стороне арендодателей от 07.12.2015, заключенного сроком на 10 лет с момента государственной регистрации договора аренды, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № 26-26-024/024/200/2016-9111/8 от 28.10.2016;

- с кадастровым номером 26:04:000000:406, площадью 67601 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, 3,0 км северо-восточнее г. Новоалександровска. Земельный участок используется АО «Колхоз им. Ленина» на правах аренды на основании договора аренды земельного участка от 20.08.2014, заключенного сроком до 31.12.2025, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № 26-0-1-121/2003/2014-388 от 15.09.2014.

Заявитель считает Постановление № 850 не соответствующим установленным пунктами 5, 6 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ требованиям в части указания сроков и графика выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, а также условий, на которых обладатель публичного сервитута должен осуществлять свою деятельность.

Данное нарушение превращает публичный сервитут из права ограниченного пользования чужим земельным участком в право по сути неограниченного пользования, тем самым, нарушает баланс интересов правообладателя земельного участка и лица, в пользу которого установлен сервитут, создает условия для злоупотреблений со стороны лица, в пользу которого установлен сервитут, препятствует правообладателю земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность на земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования. АО «Колхоз им. Ленина» является организацией, основным видом деятельности которой является сельскохозяйственное производство. Сельхозпроизводство как вид деятельности характеризуется цикличностью и сезонностью, необходимостью соблюдения агротехнических мероприятий, высокой ролью земли как основного средства производства. Поэтому любое вмешательство в процессы выращивания сельскохозяйственной продукции со стороны третьих лиц неизбежно приводит к потерям сельскохозяйственного производства, а, следовательно, убыткам у организации сельхозпроизводителя. С учетом изложенного, просит суд признать недействительным с момента принятия постановление администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края № 850 от 18.06.2021 в части установления публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:000000:6091, местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, район Новоалександровский, г. Новоалександровск, на территории Новоалександровского городского округа, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь 3247805 кв.м.; 26:04:000000:133, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир севернее г. Новоалександровск, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, район Новоалександровский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадь 31976046 кв.м.; 26:04:000000:95, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир на землях колхоза им. Ленина, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Новоалександровский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь: 1523809 кв.м.; 26:04:040203:406, местоположение: Ставропольский край, Новоалександровский район, 3.0 км северо-восточнее г. Новоалександровска, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадь 67601 кв.м.

В судебном заседании представитель административного истца - АО «Колхоз им. Ленина» по доверенности Бабанина Н.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, приобщив к материалам дела пояснения по делу.

Представитель административного ответчика - администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края по доверенности Зайцева О.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Также представили отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром добыча Краснодар» по доверенности Мирошниченко Е.А. возражал протии удовлетворения иска. Также представили возражения на исковое заявление, которые приобщены к материалам дела.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, представили суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили вынести решение на усмотрение суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Новоалександровского района Пилипко Д.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2). К целям установления публичного сервитута относится, в том числе проход или проезд через земельный участок (п. 4). Срок сервитута определяется по соглашению сторон (п. 7). Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 14). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п. 17).

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Постановлением администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 18.06.2021 № 850 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объектов системы газоснабжения и его неотъемлемых тех но логических частей, необходимых для газоснабжения населения» (далее Постановление администрации от 18.06.2021 № 850) принято решение об установлении публичных сервитутов в отношении объектов, необходимых для газоснабжения населения Новоалександровского городского округа Ставропольского края:

1. «Шлейф от скважины № 64 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5050 (год завершения строительства 1967).

2. «Шлейф от скважины № 45 УНТС», кадастровый номер 26:04:000000:5089.

3. «Шлейф от скважины № 97 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5110 (год завершения строительства 1967).

4. «Шлейф от скважины № 58 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:511 1 (год завершения строительства 1969).

5. «Шлейф от скважины № 102 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5117 (год завершения строительства 1967).

6. «Шлейф от скважины № 112 Расшеватское месторождение», кадастровый помер 26:04:000000:5118 (год завершения строительства 1967).

7. «Шлейф от скважины № 70 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5119 (год завершения строительства 1967).

8. «Шлейф от скважины № 113 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5121 (год завершения строительства 1967).

9. «Шлейф от скважины № 48 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5122 (год завершения строительства 1969).

10. «Шлейф от скважины № 68 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5124 (год завершения строительства 1966).

11. «Шлейф от скважины № 8 Расшеватское месторождение», кадастровый номер 26:04:000000:5125 (год завершения строительства 1963).

12. «Шлейф СКВ-85 П1-6», кадастровый номер 26:04:000000:842 (год завершения строительства 1968).

13. «Кабельная линия электропередач от ТП до насосной ДЭГа УНТС», кадастровый номер 26:04:040203:480 (год завершения строительства 1969).

14. «Кабельная линия электропередач от ТП до котельной УНТС», кадастровый номер 26:04:040203:478 (год завершения строительства 1969).

15. Кабельная линия электропередач от ТП до НПУ», кадастровый номер 26:04:000000:699 (год завершения строительства 1969).

16. «Кабельная линия электропередач от распределительного шкафа ЖБНС ПГРС и ТП-1», кадастровый номер 26:04:000000:716 (год завершения строительства 1967).

17. «Кабельная линия электропередач от ТП до эксплуатационного блока ПГРС и ТП-1», кадастровый номер 26:04:000000:702 (год завершения строительства 1967).

18. «Кабельная линия электропередач от ТП до электростали ПГРС», кадастровый номер 26:04:000000:689 (год завершения строительства 1967).

19. «Кабельная линия электропередач от ТП до склада с навесом ПГРС», кадастровый номер 26:04:000000:667 (год завершения строительства 1967).

20. «Кабельная линия электропередач от ТП до склада метанола ПГРС», кадастровый номер 26:04:000000:668 (год завершения строительства 1967).

21. «Кабельная линия электропередач от ТП до НПУ ПГРС и ГП-1», кадастровый номер 26:04:000000:688 (год завершения строительства 1967).

22. «Кабельная линия электропередач от ТП до насосной пневматической ЖБНС», кадастровый номер 26:04:000000:718 (год завершения строительства 1967).

23. «Кабельная линия электропередач от ТП до распределительного шкафа», кадастровый номер 26:04:000000:690 (год завершения строительства 1969).

24. «Кабельная линия электропередач от СШК до ГП-1 и ПГРС» кадастровый номер 26:04:000000:601 (год завершения строительства 1967).

25. «Кабельная линия электропередач от ТП до насосной ДЭГа», кадастровый номер 26:04:040203:479 (год завершения строительства 1969).

26. «Кабельная линия электропередач ПГРС и ГП-1», кадастровый номер 26:04:000000:662 (год завершения строительства 1967).

Целью установления публичного сервитута является размещение линейных объектов системы газоснабжения и их неотъемлемых технологических частей, для организации газоснабжения населения, предусмотренная п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

Органом, принимающим решение об установлении публичного сервитута, является администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края, в соответствии с п. 4 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановление администрации от 18.06.2021 № 850 принято по итогам рассмотрения ходатайств от ООО «Газпром добыча Краснодар» (ИНН 2308065678), поступивших в администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края 15.04.2021. Ходатайства содержали обоснования необходимости установления публичного сервитута, а именно, возникновение права собственности ООО «Газпром добыча Краснодар» на вышеуказанные объекты до 01.09.2018, что подтверждается записями о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

До принятия постановления № 850, администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края установлены: отсутствие оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, для возврата ходатайств об установлении публичного сервитута; направлены в орган регистрации прав запросы о правообладателях 88 земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, получены из Росресстра в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения; приняты меры по выявлению правообладателей земельных участков в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 8 ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации путем размещения и опубликования сообщения о возможном установлении сервитута; подготовлен проект постановления администрации об установлении публичного сервитута; проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления администрации об установлении публичного сервитута, получены соответствующие заключения правового отдела администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, прокуратуры Новоалександровского района Ставропольского края на проект Постановления администрации от 18.06.2021 № 850; сформирован реестр собственников, содержащий сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки. Составлена таблица, включающая сведения о 1600 собственниках; подготовлено извещение правообладателям земельных участков о возможном установлении публичного сервитута и заявителю.

После принятия постановления № 850:

- ООО «Газпром добыча Краснодар» обеспечено направление правообладателям земельных участков копии решения об установлении публичного сервитута, почтовыми отправлениями с уведомлениями о вручении;

- администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края, в соответствии с пп. 4 п. 7 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечено направление в орган регистрации прав копии решения об установлении публичного сервитута и графическое описание местоположения границ публичного сервитута в виде схемы расположения совмещенной с картографической основой и описание границ в виде файла в формате ХМL, подготовленных кадастровым инженером ООО «Газпром добыча Краснодар» (установлено приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.01.2021 № 14/0004, Требованиями к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения (далее - Требования). В силу п. 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате ХМL (ХМL-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 8 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Постановление администрации от 18.06.2021 № 850 принято в отношении уже существующих объектов, право собственности заявителя на которые зарегистрировано в ЕГРН до 01.09.2018 (годы завершения строительства вышеуказанных объектов 1963- 1969), целью установления публичного сервитута является эксплуатация существующих объектов.

На момент поступления в администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края ходатайств от ООО «Газпром добыча Краснодар» (15.04.2021), действовала Схема территориального планирования Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, утвержденная Решением совета Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 11 декабря 2012 № 2/25.

На момент вынесения постановлении администрации от 18.06.2021 № 850, действовал Генеральный план Новоалександровского городского округа Ставропольского края, утвержденный решением совета депутатом Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.04.2021 № 47/453.

Пунктом 4 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации определена информация, которая должна содержаться в решении об установлении публичного сервитута. В указанном подпункте отсутствует требование о включении в решение об установлении публичного сервитута информации о необходимости обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения.

Подпунктом 7 п. 4 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об установлении публичного сервитута должно содержать информацию о реквизитах решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных п. 2 ст. 39.41 настоящего Кодекса только лишь в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами.

В п. 2 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет о строящихся либо реконструируемых объектах:

1) подпункт 1, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории;

2) подпункт 2, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения;

3) если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения;

4) если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений;

5) в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений);

6) если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 4 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такие требования установлены Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута» (далее - Требования).

Согласно ст. 3 Требований, обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать одно из указанных подпунктами статьи сведений. В целях установления публичного сервитута в отношении существующего сооружения для его реконструкции или эксплуатации необходимо руководствоваться подпунктом «л» данной статьи, которым установлено в качестве обоснования указание в ходатайстве реквизитов правоустанавливающих или право удостоверяющих документов на сооружение.

В связи с тем, что право собственности ООО «Газпром добыча Краснодар» на объекты зарегистрировано надлежащим образом, и сведения о такой регистрации содержатся в ЕГРН, представленные заявителем ходатайства об установлении публичных сервитутов в отношении объектов системы газоснабжения содержат реквизиты записей ЕГРН о регистрации права собственности. Аналогичные данные о подтверждении права собственности заявителя на объекты, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, содержатся и в Постановлении администрации от 18.06.2021 № 850.

Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 № Д23и-6636 «О рассмотрении обращения», согласно п. 1 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации ходатайство об установлении публичного сервитута должно содержать, в том числе обоснование необходимости установления публичного сервитута. С учетом подпункта «л» п. 3 Требований, обязательными сведениями при обосновании необходимости установления публичного сервитута в целях установления публичного сервитута в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства для его реконструкции или эксплуатации являются реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на соответствующий объект. При этом в целях установления публичного сервитута для эксплуатации существующего объекта подготовка документации по планировке территории не осуществляется. Следовательно, положения п. 3 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации также не подлежат применению.

Заявителем реализовано предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» законное право по оформлению публичного сервитута для эксплуатации объектов, права на которые возникли до 01.09.2018, а Постановление администрации от 18.06.2021 № 850 в части требований к содержанию обоснования установления публичного сервитута соответствует требованиям ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 542.

Целью установления публичного сервитута является эксплуатация существующих сооружений, право собственности на которые у заявителя возникло до 01.09.2018 (годы завершения строительства 1963-1969);

На момент поступления в администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края ходатайств от ООО «Газпром добыча Краснодар» (15.04.2021), подготовки сообщения о возможном установлении публичного сервитута, действовала Схема территориального планирования Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, утвержденная Решением совета Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 11 декабря 2012 № 2/25, на момент вынесения Постановлении администрации от 18.06.2021 № 850 действовал Генеральный план Новоалександровского городского округа Ставропольского края, утвержденный решением совета депутатом Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.04.2021 № 47/453.

Преамбула - вступительная часть муниципального акта не является обязательными элементом структуры.

Вышеуказанные положения законодательства о том, что при установлении публичного сервитута для эксплуатации существующего объекта подготовка документации по планировке территории не осуществляется, администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края в преамбуле - вступительной части Постановления администрации от 18.06.2021 № 850 не отражена ссылка на Генеральный план Новоалександровского городского округа Ставропольского края.

Согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения, в том числе линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации газоснабжения населения.

В соответствии с п. 3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018, и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном гл. V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.

Согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям ИТС 29-2017 «Добыча природного газа», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2017 № 2844, все вышеперечисленные объекты являются частью системы газоснабжения. Газовый промысел (ГП) представляет собой технологический комплекс, предназначенный для добычи и сбора газа с площади месторождения, а также обработки газа и конденсата с целью подготовки их к дальнейшему транспортированию. Сооружения и коммуникации ГП условно разделяют на основные и вспомогательные. К основным относятся эксплуатационные, наблюдательные и разведочные скважины, газосборные коллекторы, газовые сборные пункты с технологическим оборудованием промысловой подготовки газа и конденсата, компрессорные станции. Вспомогательные сооружения и коммуникации включают объекты энергохозяйства, водоснабжения, канализации и связи, механические мастерские, транспортную сеть, автохозяйство, склады и т.д. Шлейфы предназначены для сбора и транспортировки газа от скважины до газосборного пункта. Кабельное электроснабжение представляет собой вспомогательные сооружения системы газоснабжения.

Согласно схемам границ публичных сервитутов, представленным ООО «Газпром добыча Краснодар», содержащим текстовое и графическое описание границ публичных сервитутов, все вышеперечисленные объекты размещены в границах Расшеватского месторождения газа на территории Новоалександровского городского округа Ставропольского края. Данные схемы также являются приложением к Постановлению администрации от 18.06.2021 № 850.

Сведения о Расшеватском месторождении газа содержатся в Схеме территориального планирования Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, утвержденной Решением совета Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 11 декабря 2012 № 2/25, Генеральном плане Новоалександровского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением совета депутатом Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 23.04.2021 № 47/453, что подтверждает местное значение объектов системы газоснабжения Расшеватского месторождения газа.

В соответствии с материалами по обоснованию Генерального плана Новоалександровского городского округа Ставропольского края, газоснабжение Новоалександровского городского округа осуществляется природным и сжиженным газом, объекты газоснабжения Расшеватского месторождения обеспечивают природным и сжиженным газом северо-западную часть округа.

Ходатайства об установлении публичного сервитута содержат цель установления публичного сервитута - эксплуатация существующих сооружений, право собственности на которые у заявителя возникло до 01.09.2018 (годы завершения строительства 1963-1969). Сведения о необходимости обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения содержатся в наименовании решения. Как указывалось ранее, согласно методическим рекомендациям по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленным ФБУ НЦПИ при Минюсте России, структура муниципального акта содержит как правило три части: вступительную (преамбулу), основную (содержательную), заключительную (резолютивную), преамбула - вступительная часть муниципального акта не является обязательными элементом структуры.

Таким образом, объекты, в отношении которых вынесено Постановление администрации от 18.06.2021 № 850, являются частью системы газоснабжения в границах Расшеватского месторождения газа и в конечной своей цели необходимы для обеспечения газоснабжения населения Новоалександровского городского округа Ставропольского края. Данный факт подтверждает публичный интерес местного значения в отношении объектов системы газоснабжения ООО «Газпром добыча Краснодар».

Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, учитывая перечисленные выше нормы действующего законодательства, административное исковое заявление АО «Колхоз им. Ленина» к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании недействительным с момента принятия постановления № 850 от 18 июня 2021 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления АО «Колхоз им. Ленина» к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края о признании недействительным с момента принятия постановления № 850 от 18 июня 2021 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, которое изготовлено 05.09.2022.

Судья А.П. Белокопытов