Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.04.2017 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре судебного заседания Сабаевой И.С.,
с участием административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО7, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 к временно исполняющему полномочия Главы Администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО3, администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО4, Совету депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Сергиево-Посадскому городскому прокурору Московской области ФИО5 о признании бездействия неправомерным, признании вступления в должность Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО6 неправомерным и несостоявшимся, о признании незаконным постановления о вступлении в должность Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, председателю Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, избранному Главе городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Сергиево-Посадскому городскому прокурору Московской области о признании бездействия неправомерным, обязании принять нормативный акт, признании вступления в должность неправомерным и несостоявшимся.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение первой инстанции отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
ФИО1 также обратился в суд с административным иском к Главе городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО10, администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления о вступлении в должность Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Глава городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО10 заменен на основании ч. 2 ст. 44 КАС РФ на Врио Главы Администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО11
Определением суда того же числа производство по делам было объединено в связи с однородностью предмета спора.
Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что в городском поселении <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на момент вступления ФИО10 в должность Главы городского поселения отсутствовал нормативный правовой акт, регламентирующий порядок вступления в должность избранного Главы поселения. В этой связи, видит незаконным вступление в должность избранного путем голосования ДД.ММ.ГГГГ на муниципальных выборах Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского МР МО ФИО10, а также бездействие Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского МР МО и его председателя, не обеспечившего принятие такого муниципального НПА. При этом, сами результаты выборов административный истец не оспаривает. ФИО1 указывает, что обращался по данному вопросу с письмом как депутат представительного органа местного самоуправления поселения от избирательного округа № к ФИО12 как председателю Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> СП МР МО, прокурору Даниленко И.В. и временно исполняющему полномочия главы поселения ФИО13, однако, его обращение со стороны органов местного самоуправления и прокуратуры остались без должной реакции. Данные нарушения, по мнению ФИО1, нарушают его права как жителя поселения на лигитимную власть. Обратившись в суд, просит признать неправомерным бездействие Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского МР МО и его председателя ФИО12, приведшее к непринятию НПА, устанавливающего порядок вступления в должность вновь избранного Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского МР МО. Просит признать неправомерным и несостоявшимся вступление в должность избранного на голосовании ДД.ММ.ГГГГ Главы городского поселения <данные изъяты> СП МР МО ФИО10, а также незаконным – бездействие Сергиево-Посадской городской прокуратуры по непринятию мер реагирования в целях предотвращения нарушений Устава городского поселения <данные изъяты> СП МР МО; признать незаконным постановление ФИО10 как Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 70). Ставит требование о признании необходимым опубликования решения суда по своему административному иску в муниципальной газете «<данные изъяты>».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ от требований обязать Совет депутатов городского поселения <данные изъяты> СП МР МО в течение десяти дней принять нормативный правовой акт, регламентирующий вступление в должность Главы городского поселения <данные изъяты> СП МР МО, обратив решение в данной части требований к немедленному исполнению, – ФИО1 отказался. Отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании ФИО1 свои требования в оставшейся части поддержал с учетом дополнительно представленных письменных объяснений. Акцентировал внимание суда на том, что на момент вступления ФИО10 в должность Главы городского поселения <данные изъяты> и подписания оспариваемого постановления о вступлении в должность действовала прежняя редакция Устава поселения, не предусматривающая процедуру вступления в должность избранного Главы поселения.
Представитель Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> и Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО12 по доверенности ФИО2 в заседании против удовлетворения административных исков ФИО1 возражала, полагая их заявленными необоснованно. Отметила отсутствие обоснования нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием представительного органа местного самоуправления. Указала, что, в действительности, бездействие отсутствует. На заседании Совета депутатов г/п <данные изъяты> СП МР МО ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «<данные изъяты>» №. Муниципальный нормативный правовой акт – изменения в Устав городского поселения <данные изъяты> СП МР МО – предусматривает внесение изменений в ст. 33 Устава поселения, в том числе, в части регламентирования процедуры вступления в должность Главы городского поселения <данные изъяты>. Дополнила, что в связи с отклонением регистрации Минюстом РФ принятого ДД.ММ.ГГГГ НПА повторно данный вопрос был вынесен на голосование на заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, где было принято аналогичное решение. Обратила внимание суда на то, что сама процедура вступления в должность вновь избранного Главы поселения является процедурой в большей степени формальной, о вступлении в должность Главы поселения издано соответствующее постановление. Глава считается избранным с момента утверждения ТИК СП МР МО протокола итогов голосования. По изложенным основаниям, в том числе, в письменном виде с учетом дополнительных доводов, просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Представитель административных ответчиков администрации городского поселения <данные изъяты> СП МР МО и Врип Главы администрации г/п <данные изъяты> СП МР МО по доверенности ФИО7 в заседании также возражала против удовлетворения административного иска ФИО1, полагая его необоснованно заявленным. Пояснила, что поддерживает возражения административных соответчиков – Совета депутатов г/п <данные изъяты> СП МР МО и Главы поселения. Сослалась на то, что технически процедура вступления ФИО10 в должность Главы городского поселения <данные изъяты> была регламентирована изданным ДД.ММ.ГГГГ постановлением Врип Главы администрации №, утвердившего состав оргкомитета по подготовке и проведению торжественной церемонии вступления в должность избранного Главы городского поселения и программу церемонии. Свою позицию изложила письменно. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель Сергиево-Посадского городского прокурора МО по доверенности ФИО9 перед судом требования ФИО1 не признала, против его удовлетворения возражала. Суду пояснила, что по обращению ФИО1 прокуратурой была в установленные законом сроки проведена проверка и, поскольку нарушений закона в ходе нее выявлено не было, меры прокурорского реагирования не применялись, о чем ФИО1 прокуратурой был направлен письменный ответ. Сослалась на материалы надзорного производства по обращению административного истца, истребованного судом и приобщенного к материалам рассматриваемого административного дела. Просила административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.Изучив доводы административного иска, заслушав возражения представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, в том числе, материалы надзорного производства № обращениям ФИО1 в прокуратуру, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска по следующим мотивам.
ФИО10. признан избранным Главой городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области решением Территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района МО от ДД.ММ.ГГГГ№ как зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Решение ТИК СП МР МО и протокол о результатах выборов на территории городского поселения <данные изъяты> СП МР МО опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании поселения. В тот же день ФИО10 как Главой поселения было подписано постановление № о вступлении в должность.
Указанные факты являются общеизвестными, не опровергнуты никем из участвующих в деле лиц, а потому в силу ч. 1 ст. 64 КАС РФ дополнительному доказыванию не подлежат.
Обратившись в суд, ФИО1, указывая, что действует как гражданин городского соответствующего муниципального образования и депутат местного представительного органа, фактически обжалует полномочия и правовой акт избранного Главы поселения по мотиву нарушения процедуры вступления его в должность, которая, как указывает административный истец, к тому же в поселении <данные изъяты> СП МР МО должным образом не установлена, поскольку отсутствовал (не был принят представительным органом местного самоуправления) соответствующий нормативный правовой акт. При этом, само избрание ФИО10 Главой поселения не оспаривает.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Проверяя в рамках ч. 9 ст. 226 КАС РФ соблюдение административным истцом сроков на обращение за защитой права в порядке административного судопроизводства, суд приходит к выводу, что они не нарушены.
Оценивая обоснованность и доказанность ФИО1 факта нарушения его прав оспариваемым бездействием представительного органа местного самоуправления, его председателя, городской прокуратуры, городской администрации, а также вступлением в должность избранного Главы поселения, изданием правового акта – подписанием постановления о вступлении в должность Главы поселения, суд приходит к выводу, что утверждение административного истца о таком нарушении носит ничем не подкрепленный, голословный характер.
Так, оспаривая законность вступления в должность Главы поселения избранного на голосовании зарегистрированного кандидата ФИО10, ФИО1 ссылается на нарушение его прав как гражданина поселения на лигитимность исполнительной власти местного самоуправления.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Как следует из ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Как было указано выше, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 как Главой поселения было подписано постановление № о вступлении в должность, где было указано, что оно вступает в силу с момента его подписания.
Действующая редакция Устава городского поселения <данные изъяты> СП МР МО (ст. 33) не предусматривает какого-либо иного порядка вступления Главы поселения в должность, между тем, такое вступление, как издание постановления о принятии на себя полномочий выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления, действующим законодательством, в том числе, муниципальным, не запрещено. Формальная процедура вступления в должность как ритуал вовсе не имеет под собой каких-либо правовых последствий для законности полномочий избранного на голосовании Главы поселения.
Сроки разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего процедуру вступления в должность избранного Главы поседения в Уставе г/п <данные изъяты> в действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ редакции не были оговорены. Процедура разработки соответствующих положений Устава велась заблаговременно, хоть и не была завершена, по мнению суда, не влияет на лигитимность избранного в установленном порядке должностного лица.
Также судом из представленных административными ответчиками доказательств установлено, что Советом городского поселения <данные изъяты> СП МР МО в течение ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в связи с внесенными Сергиево-Посадским городским прокурором актами прокурорского реагирования проведена работа по подготовке и принятию муниципального правового акта о внесении изменений в Устав городского поселения <данные изъяты> СП МР МО, в соответствующую статью которого подготовлены поправки, включающие порядок вступления в должность Главы.
Таким образом, утверждение о бездействии Совета депутатов поселения и его председателя, Главы поселения, а также Сергиево-Посадского городского прокурора МО не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
Постановление о вступлении в должность Главы поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ носит процедурный, формализованный характер, на полномочия должностного лица, избранного на муниципальных выборах, не влияет, прав административного истца как гражданина и депутата, не затрагивает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО8 к временно исполняющему полномочия Главы Администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО3, администрации городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО4, Совету депутатов городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Сергиево-Посадскому городскому прокурору Московской области ФИО5 о признании бездействия неправомерным, признании вступления в должность Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ФИО6 неправомерным и несостоявшимся, о признании незаконным постановления о вступлении в должность Главы городского поселения <данные изъяты> Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2017 года.
Судья подпись О.О. Соболева