Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2020 года
Дело № 2а-726/2020
66RS0022-01-2020-000550-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 года г. Березовский
Свердловская область
Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Плотниковой М.П., при секретаре судебного заседания Вареник К.В., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуФИО5 к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании незаконным постановления № 818 от 09.09.2019,
установил:
ФИО5 обратилась с административным иском к администрации Березовского городского округа о признании незаконным постановления № 818 от 09.09.2019.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что администрацией Березовского городского округа по заявлению ФИО3 выдано постановление № 818 от 09.09.2019 о разрешении использования земель в кадастровом квартале № для размещения спортивной площадки по местоположению: Свердловская область, Березовский городской округ, г. Березовский, в трех метрах на юг от земельного участка по /////// постановлением ФИО3 разрешено использовать земельный участок в соответствии со схемой границ для использования на кадастровом плане территории кадастрового квартала № под размещение спортивной площадки, площадью 358 кв.м. Пунктом 2.1. указанного постановления является осуществление размещения спортивной площадки в течение трех лет с момента принятия постановления при наличии проектной документации на установку данных элементов, разработанное уполномоченным лицом. Административный истец ФИО5 полагает, что вынесенное постановление нарушает её права, ввиду несоответствия назначения использования с градостроительными нормами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, а также нарушает требования СНиП 2.07.01-89. Учитывая, что вынесенным постановлением нарушены права административного истца, в соответствии со статьей 208 Кодекса Российской Федерации ФИО5 просит признать незаконным постановление № 818 от 09.09.2019.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что элементы благоустройства, в частности спортивная площадка, устанавливаются только при наличии проектной документации на установку указанных элементов, разработанной уполномоченным лицом, что установлено пунктом 5.3.3 Решения Думы Березовского городского округа от 31.03.2016 № 3. Вместе с тем, наличие проектной документации отсутствует. Полагает, что размещенная спортивная площадка не соответствует требованиям СНиП и нормам градостроительного законодательства, поскольку спортивная площадка закрыла пожарный проезд жителей дома, осветительные приборы освещают окна жилого дома, у осветительных приборов отсутствуют приборы учета, размещенная спортивная площадка проходит по газовому трубопроводу. Относительно возражений административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд с административным исковым заявлением указала, что административным истцом не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с административным иском, поскольку о нарушенном праве административный истец узнала из публикаций фотографий об открытии спортивной площадки в сети Интернет 19.12.2019, что подтверждается распечатками с сети Интернет. Просили административный иск удовлетворить в полном объеме, признать незаконным постановление № 818 от 09.09.2019.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных ФИО5 требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях. В обоснование возражений указала, что постановление администрации Березовского городского округа № 818 от 09.09.2019 вынесено уполномоченным органом и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Положениями статей 39.2, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, публичной собственности. Порядок и условия размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся с государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, пунктом 26 которого предусмотрено, что использование земель без предоставления и установления сервитута возможно, в том числе, для размещения спортивных и детских площадок. Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 № 482-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении таких объектов. В соответствии с установленным Постановлением Правительства Свердловской области порядком в целях получения разрешения на использование земель заинтересованное лицо ФИО3 обратился в уполномоченный орган с соответствующим разрешением. Оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земель в указанных координатах не имелось. Оснований для признания незаконным решения администрации № 818 от 09.09.2019, предусмотренных в статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется, при этом административным истцом не доказан факт нарушения принятым постановлением ее прав и законных интересов.
Заинтересованное лицо ФИО3 и его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений указали, что постановление администрации Березовского городского округа № 818 от 09.09.2019 выдано на основании статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок и основания выдачи разрешения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Заинтересованным лицом ФИО3, административным ответчиком администрацией Березовского городского округа соблюдены все требования, предусмотренным указанным нормативным актом. Ссылка административного истца на отсутствие проектной документации противоречит требованиям Закона, а также подтверждает факт, что у истца не может быть никаких фактических оснований полагать о несоответствии площадки требованиям СНиП. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 установлен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Среди видов таких объектов выделены в том числе, защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 9), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18), спортивные и детские игровые площадки, городки для размещения, которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19). Обоснованность выдачи разрешения зависит от того, соответствует ли предполагаемая цель использования территории в соответствии со схемой градостроительному регламенту территории, установленной правилами землепользования и застройки населенного пункта. Решением Думы Березовского городского округа от 22.12.2016 № 33 утверждены Правила землепользования и застройки Березовского городского округа. Статьей 1 указанных Правил установлено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством и настоящими Правилами. Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Под градостроительным зонированием в Правилах понимается зонирование территории Березовского городского округа в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а градостроительным регламентом - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства. Под красными линиями Правилами понимается линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Относительно спорной территории статьей 62 указанных Правил установлены Градостроительные регламенты. Зоны рекреационного назначения. Зона Р-2 – зона городских парков, скверов, садов. В основные виды разрешенного использования включаются в том числе обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников и иной деятельности: создание и уход за парками, садами и скверами, а также обустройство мест отдыха в них; устройство площадок для занятия спортом и физкультурой: беговые дорожки, спортивные сооружения, трассы (лыжные, вело и т.п.). При этом, Правила не устанавливают предельные параметры земельного участка под данные виды использования. Вид использования, заявленный заинтересованным лицом ФИО3 полностью соответствует Правилам землепользования и застройки Березовского городского округа. Ссылка административного истца на Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» является несостоятельной, поскольку данный акт утратил силу. Ссылка истца на решение Думы Березовского городского округа от 30.11.2017 № 107 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Березовского городского округа» не имеет никакого отношения к процедуре выдачи разрешения. Положения СНиП 2.07.01-89, на которые ссылается административный истец, относится к проектированию жилой застройки, и не могут быть приняты во внимание к размещению площадок в соответствующей застройке. Пунктом 2.13 указанного СНиП при проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояние от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в таблице 2. Согласно п. 6.7 СНиП минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть от жилого строения 3 метра. Жилой дом возведен административным истцом в период действия указанного СНиП и административный истец, не обеспечив указанный отступ принял на себя все возникшие риски. Учитывая, что административным истцом не представлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым актов ее прав, постановление не может быть признано незаконным, а потому в удовлетворении требований просили отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица и его представителя, исследовав и оценив письменные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.ст. 4, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. Между тем, административный истец должен доказать, что оспариваемым решением нарушаются его права либо создаются препятствия в реализации прав.
При разрешении спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) закону или нормативному правовому акту, регулирующего спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.
В судебном заседании установлено, усматривается из письменных доказательств, что 01.08.2019 ФИО3 обратился к главе Березовского городского округа с письменным заявлением о выдаче разрешения на использование под площадку для занятия спортом, для размещения которой в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 не требуется разрешения на строительства земель в координатах характерных точек границ территории согласно схеме на срок 5 лет на основании схемы границ земель.
Оспариваемым постановлением администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 ФИО3 разрешено использование земель в кадастровом квартале 66:35:0107001 для размещения спортивной площадки, местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, Березовский городской округ, /////// в 3 метрах на юг от земельного участка по /////// (л.д.6-7).
Разрешая вопрос о соответствии содержания оспариваемого постановления закону или нормативному правовому акту, регулирующего спорное правоотношение, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, пунктом 26 которого предусмотрено, что использование земель без предоставления и установления сервитута возможно, в том числе для размещения спортивных и детских площадок.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 № 482-ПП.
Согласно п. 2 указанного Порядка размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного исполнительным органом государственной власти Свердловской области или органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее - орган местного самоуправления), осуществляющим распоряжение соответствующими землями или земельными участками (далее - уполномоченный орган).
Как установлено в судебном заседании, что 01.08.2019 заинтересованное лицо ФИО3 обратился к главе Березовского городского округа с письменным заявлением о выдаче разрешения на использование под площадку для занятия спортом.
Пунктом 10 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 № 482-ПП содержится исчерпывающий перечь оснований для отказа в размещении таких объектов.
Учитывая, что оснований для отказа ФИО3 в разрешении на размещение спортивной площадки, предусмотренных п. 10 Правил, не имелось, администрацией Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 вынесено постановление о разрешении использования земель в кадастровом квартале 66:35:0107001 для размещения спортивной площадки по местоположению: Свердловская область, Березовский городской округ, г. Березовский, в трех метрах на юг от земельного участка по ///////.
Оценивая изложенные выше обстоятельства в совокупности, учитывая нормы Земельного законодательства Российской Федерации, нормативных актов, регулирующие порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, принимая во внимание, отсутствие у администрации Березовского городского округа оснований для отказа ФИО3 в разрешении на размещение спортивной площадки, суд приходит к выводу, что содержание оспариваемого постановления администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 соответствует закону, нормативному правовому акту, регулирующего спорное правоотношение, а потому является законным.
Кроме того, суд находит заслуживающим внимание пояснений заинтересованного лица ФИО3, что обоснованность выдачи разрешения зависит от того соответствует ли предполагаемая цель использования территории в соответствии со схемой градостроительному регламенту территории, установленной правилами землепользования и застройки населенного пункта.
Правила землепользования и застройки Березовского городского округа установлены решением Думы Березовского городского округа от 22.12.2016 № 33.
Оспариваемое постановление администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 в части вида использования, заявленного заинтересованным лицом ФИО3, полностью соответствует Правилам землепользования и застройки Березовского городского округа установленным решением Думы Березовского городского округа от 22.12.2016 № 33.
Разрешая вопрос о нарушении оспариваемым постановлением администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующему.
Оспариваемым постановлением администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 ФИО3 разрешено использование земель в кадастровом квартале 66:35:0107001 для размещения спортивной площадки, местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, Березовский городской округ, г. Березовский в 3 метрах на юг от земельного участка по ///////.
Административным истцом не представлено относимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что оспариваемым постановлением, разрешающим ФИО3 использование земель для размещения спортивной площадки, нарушены права, свобода и законных интересы административного истца, как и не представлено доказательств, что именно выданным разрешением нарушены права административного истца.
Вынесенное администрацией постановление от 09.09.2019 № 818 о разрешении ФИО3 использование земель в кадастровом квартале 66:35:0107001 для размещения спортивной площадки, местоположение: Российская Федерация, Свердловская область, Березовский городской округ, г. Березовский в 3 метрах на юг от земельного участка по ///////, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку оспариваемое постановление вынесено в соответствии с нормами Земельного законодательства, нормативных актов, регулирующих порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Ссылка административного истца о незаконности постановления администрации Березовского городского округа от 09.09.2019 № 818 по мотиву отсутствия проектной документации, не может быть принята во внимание, поскольку наличие (либо отсутствие) проектной документации не влияет на принятие органом местного самоуправления постановление о разрешении (либо отказ в разрешении) на использование земель для размещения спортивной площадки. При этом, суд учитывает, что п. 2.1 оспариваемого постановления лишь предусмотрено осуществление размещения спортивной площадки в течение 3 (трех) лет с даты принятия постановления при наличии проектной документации на установку данных элементов, разработанной уполномоченным лицом.
Доводы истца о том, что размещенная спортивная площадка не соответствует требованиям СНиП и нормам градостроительного законодательства, поскольку спортивная площадка закрыла пожарный проезд жителей дома, осветительные приборы освещают окна жилого дома, у осветительных приборов отсутствуют приборы учета, размещенная спортивная площадка проходит по газовому трубопроводу, не может быть признана судом состоятельной, поскольку доказательств, подтверждающих указанное, отвечающих требованиям относимости, допустимости, административным истцом в нарушение требований ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Разрешая возражения административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 219 Кодекса административного производства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным ответчиком указано, что оспариваемое постановление вынесено 09.09.2019, административное исковое заявление подано в суд 12.03.2020, соответственно административным истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
Представителем административного истца в судебном заседании указано, что административным истцом не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с административным иском, поскольку о нарушенном праве административный истец узнала из публикаций фотографий об открытии спортивной площадки в сети Интернет 19.12.2019.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление вынесено 09.09.2019, административное исковое заявление подано в суд 12.03.2020, то есть, с пропуском трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного производства Российской Федерации.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного производства Российской Федерации установлен трехмесячный срок на обращение в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оценивая представленные административным истцом распечатки (скриншоты) с сети Интернет, суд приходит к выводу, что административным истцом объективно доказано, что о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, она узнала 19.12.2019 из публикаций фотографий об открытии спортивной площадки в сети Интернет, чему свидетельствуют представленные доказательства (скриншот страницы Интернета).
Таким образом, учитывая, что с административным иском административный истец обратилась 12.03.2020, а о нарушенном праве узнала 19.12.2019, то трехмесячный срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, оценивая изложенные обстоятельства, письменные доказательства в совокупности, оснований для признания постановление администрации Березовского городского округа № 818 от 09.09.2019 незаконным не имеется, а потому в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Согласно ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Иных требований в рамках настоящего административного дела административным истцом не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искаФИО5 к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании незаконным постановления № 818 от 09.09.2019.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Березовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий М.П. Плотникова