Дело № 2А-7276/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 21 июня 2019 г.
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Шалютиной Е.М., при секретаре Серковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исакаева Г.Г., Хлебникова И.А., Кузнецовой Г.Е. о признании недействительным постановления Правительства Курганской области, возложении обязанности,
установил:
Исакаев Г.Г., Хлебников И.А., Кузнецова Г.Е. обратились в суд с административным иском о признании недействительным постановления Правительства Курганской области, возложении обязанности.
В обоснование иска указали, что «согласно Закону Курганской области от 30.12.2002 № 270 "О почетном звании Курганской области "Почетный гражданин Курганской области" почетное звание Курганской области "Почетный гражданин Курганской области" присваивается за выдающиеся заслуги в развитии отраслей экономики и социальной сферы, охраны окружающей среды и экологической безопасности области, обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав человека, проявлении благотворительной, иной деятельности, способствующей повышению известности и авторитета Курганской области, за особые отличия в защите Отечества, жизни и здоровья людей. Исходя из официальных заявлений об открытом презрении и ненависти к основному закону России – Конституции Российской Федерации, сделанных лично ФИО8 что он готов от нее улететь на Марс, а также исходя из судебных решений, вступивших в законную силу, и подтвердивших незаконность его действий, прямо нарушивших права и свободы граждан Курганской области (право на свободу собраний) а также судебных решений, свидетельствующих о создании им команды подчиненных, погрязших в коррупции и осужденных, включая его первого заместителя (что невозможно отделить от непосредственных итогов его деятельности на посту <данные изъяты>, выразившихся в создании абсолютных условий для процветания коррупции), а также создании для энергобаронов особых условий, повлекших установление наивысших в Уральском округе, убийственных для бизнеса, энерготарифов, которые снижены лишь после вмешательства федерального центра, следуют однозначные выводы, что данные факты прямо противоречат вышеназванному Закону № 270. Немыслимо присвоение почетного звания лицу, открыто презирающему права человека и способствовавшему расцвету коррупции в правительстве региона».
Просят признать недействительным Постановление Правительства Курганской области о присвоении звания Почетный гражданин Курганской области в отношении ФИО9., обязать Правительство Курганской области отменить указанное постановление.
Административные истцы Исакаев Г.Г., Кузнецова Г.Е. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.
Административный истец Хлебников И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель административного ответчика по доверенности Столярова Н.А. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец доказывает: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. Административный ответчик доказывает: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с преамбулой Закона Курганской области от 10.11.2008 № 406 "О почетном звании Курганской области, наградах Курганской области, премиях Курганской области и иных видах поощрений" почетное звание Курганской области, награды Курганской области, премии Курганской области являются высшей формой признания заслуг и поощрения граждан, организаций, коллективов организаций и граждан за достижения в социально-экономическом и культурном развитии Курганской области, большой личный вклад и высокое профессиональное мастерство, способствующие развитию Курганской области, а также признания достижений муниципальных образований Курганской области в сфере социально-экономического развития.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 10.11.2008 № 406 "О почетном звании Курганской области, наградах Курганской области, премиях Курганской области и иных видах поощрений" почетное звание "Почетный гражданин Курганской области" является высшим по значимости среди почетных званий, наград и премий.
Основания и порядок присвоения звания «Почетный гражданин Курганской области» регулируются Законом Курганской области от 30.12.2002 № 270 "О почетном звании Курганской области "Почетный гражданин Курганской области".
Постановлением Правительства Курганской области № № от 03.02.2017 почётное звание Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» присвоено ФИО10
Из материалов дела следует, что с ходатайством о присвоении ФИО11 почтённого звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» обратилась Курганская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов 24.10.2016.
С ходатайством представлены наградной лист по установленной форме и выписка из протокола заседания президиума Курганской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Рабочая комиссия по рассмотрению кандидатур на присвоение почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области» на заседании 26.01.2017 рассмотрели 7 кандидатур на присвоение почетного звания, 2 из которых были одобрены, в том числе кандидатура ФИО12 Управлению государственной службы и кадров Правительства Курганской области поручено подготовить и направить ФИО14 протокол заседания рабочей комиссии, список граждан, представленных к присвоению почётного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области».
Таким образом, порядок предварительного рассмотрения кандидатур для присвоения почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области" и порядок присвоения почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", предусмотренные ст. 3, 4 Закона Курганской области от 30.12.2002 № 270 "О почетном звании Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", соблюдены.
Лишение почетного звания и наград, как предусмотрено ч. 1 ст. 7 4 Закона Курганской области от 10.11.2008 № 406 "О почетном звании Курганской области, наградах Курганской области, премиях Курганской области и иных видах поощрений" производится органом государственной власти Курганской области, принявшим решение о присвоении почетного звания, награждении наградой, в случае, если данное решение было принято на основании недостоверных данных (документов).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Согласно ч 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В определении от 20.04.2017 № 737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 1727-О, в развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Из представленных материалов дела не следует, что оспариваемым постановлением административного ответчика нарушаются либо затрагиваются права, свободы и законные интересы административных истцов, создаются препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, возлагаются какие-либо обязанности.
Оспариваемым постановлением не разрешен вопрос о каких-либо правах административных истцов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было.
Оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 06.02.2017 в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 № 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)", любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с изданным высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области в соответствии с законом ненормативным правовым актом.
Административные истцы обратились в суд об оспаривании постановления 21.05.2019, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока. Утверждение административных ответчиков о том, что срок для обращения в суд ими не пропущен, поскольку оспариваемое постановление нарушает их права с момента принятия и до настоящего времени, основано на неверном толковании норм права.
Суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, объективно препятствующих административным истцам обратиться в суд в течение трех месяцев с момента принятия оспариваемого постановления при рассмотрении дела не приведено.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Содержащееся в административном исковом заявлении требование о вынесении частного определения в отношении всех лиц, причастных к представлению ФИО13 к присвоению почётного не подлежит удовлетворению, поскольку предусмотренных ст. 200 КАС РФ оснований для вынесения такого определения судом не усматривается.
Руководствуясь ст. 175-180, КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Исакаева Г.Г., Хлебникова И.А., Кузнецовой Г.Е. о признании недействительным постановления Правительства Курганской области, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья Е.М. Шалютина.