ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-727/17 от 23.01.2018 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело 2а-74/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.,

с участием истца старшего помощника прокурора Кондинского района Новоселова Д.Н.,

при секретаре Шестаковой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Кондинского района, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района о признании бездействия незаконным, обязанности установить автоматический шлагбаум при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Кондинского района о признании незаконным бездействия, обязанности установить автоматический шлагбаум при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района.

Требования мотивирует тем, что при проверке исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму на объектах с массовым пребыванием людей установлено, что 29.10.2015 межведомственной комиссией Кондинского района проведено обследование и категорирование места массового пребывания людей – здания администрации Кондинского района, находящегося в собственности муниципального образования Кондинский район, по итогам которого объекту присвоена 3 категория. Согласно акту обследования. и категорирования места массового пребывания людей от 29.10.2015 и паспорта безопасности данного объекта первоочередным, неотложным мероприятием, направленным на обеспечение антитеррористической защищенности здания администрации Кондинского района является установка автоматического шлагбаума, который является инженерным заградительным сооружением, препятствующим несанкционированному проезду транспорта на территорию массового пребывания людей. При прокурорской проверке в мае 2017 года выявлено, что указанное мероприятие не выполнено, в связи с чем 10.05.2017 в администрацию Кондинского района прокурором района внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу для рассмотрения вопроса о финансировании установки автоматического шлагбаума будет создана рабочая группа. В ходе прокурорской проверки в декабре 2017 года установлено, что автоматический шлагбаум отсутствует.

Полагая бездействие ответчика по установке автоматического шлагбаума незаконным, прокурор со ссылкой на положения федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», на Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 (далее Требования), обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании административный истец прокурор Новоселов Д.Н. административные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, просит признать незаконным бездействие административного ответчика по установке автоматического шлагбаума при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района <адрес>, обязать административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить автоматический шлагбаум при въезде на указанную территорию.

Административный ответчик надлежаще извещен о времени и месте разбирательства дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания неходатайствует, направил возражения против административного иска, с которым не согласен. Указывает, что ответчиком через подведомственное учреждение МКУ «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района» принимались меры по приобретению и установке автоматического шлагбаума. В настоящее время до компетентного органа доведены ассигнования, лимиты на приобретение шлагбаума, в план-график закупок шлагбаума данные внесены 12.01.2018, получены коммерческие предложения, заключен договор от 18.01.2018 на поставку товара со сроком до 28.01.2018.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав истца прокурора Новоселова Д.Н., исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ст. 2 ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В силу указанного федерального закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3).

Согласно ст. 30 федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения ( п. 13).

Согласно п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются:

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утвержденными постановлением правительства РФ от 25.03.2015 № 272 (далее Требования), предусмотрено, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно пунктов 6, 14, 16 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности, который является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

В соответствии с пунктами 21, 22 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем в том числе оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Установлено, что 29.10.2015 межведомственной комиссией Кондинского района проведено обследование и категорирование места массового пребывания людей – здания администрации Кондинского района, расположенного <адрес> которому присвоена третья категория, что подтверждается Актом обследования и категорирования места массового пребывания людей ( л.д. 47-52).

Указанное здание находится в собственности МО Кондинский район ( л.д. 29).

В 2016 году утвержден Паспорт безопасности места массового пребывания людей здания администрации Кондинского района, пунктом 13 которого рекомендовано установить автоматический шлагбаум; установить наружное видеонаблюдение и увеличить количество внутренних камер видеонаблюдения ( л.д. 38-46).

Указанное здание администрации внесено в Реестр объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории ХМАО-Югры (по состоянию на 01.04.2017) ( л.д. 30-36).

10.05.2017 в адрес ответчика прокурором Кондинского района внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе связанных с невыполнения первоочередных мероприятий по антитеррористической защищенности здания администрации в части установки автоматического шлагбаума ( л.д. 11-18).

Согласно письму администрации Кондинского района от 18.12.2017 автоматический шлагбаум на территории здания администрации района не установлен по причине отсутствия финансирования в 2017 году ( л.д. 27-28).

Представленной суду перепиской между МКУ «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района» и администрацией Кондинского района в 2015, 2017 годах подтверждается обсуждение вопроса об установке автоматического шлагбаума на территории здания администрации Кондинского района, подготовке локального сметного расчета на установку и монтаж шлагбаума, изменении сводной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на эти цели. Коммерческие предложения по поставке и установке шлагбаума направлялись ответчику в июне-августе 2017 года. Договор на поставку комплекта шлагбаума стоимостью 100 000 руб. в течение 5 календарных дней заключен ответчиком 18 января 2018 года.

Проанализировав положения вышеназванных Федеральных законов, Требований, установленные обстоятельства, суд полагает возложить на ответчика обязанность установить автоматический шлагбаум при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района, поскольку указанное мероприятие по обеспечению антитеррористической безопасности в установленные законом сроки в течение не более 2 лет не исполнено. Между тем здание администрации является объектом с массовым пребыванием людей, выступает одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения района.

Суд полагает разумным указанный в исковом заявлении срок исполнения указанных требований в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что администрацией Кондинского района предпринимаются необходимые меры по устранению выявленных нарушений в части отсутствия автоматического шлагбаума при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района, заключен договор на поставку необходимого оборудования, суд не усматривает достаточных оснований для признания незаконным бездействия администрации в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования удовлетворить частично.

Обязать административного ответчика администрацию Кондинского района Ханты-Мансийского автономно округа-Югры в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить автоматический шлагбаум при въезде на территорию, прилегающую к зданию администрации Кондинского района по <адрес>

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 28 января 2018 года, путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд.

Судья О.А.Косолапова