ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-727/2021 от 26.07.2021 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2021 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Жувагина А.Г.,

при секретаре Григорьевой А.В.,

с участием прокурора Кадникова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области административное дело №2а-727/2021 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в порядке ст.39 КАС РФ к Резникову Семену Викторовичу о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Резникову С.В. о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований истец указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части выявления Интернет-ресурсов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. Установлено, что на интернет сайте на странице https://garant-viplat.ru размещена информация о возможности получения денежных средств под залог материнского капитала без учета принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, на цели, не предусмотренные действующим законодательством, таким образом, страница сайта предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст.159.2 УК РФ и бюджетного законодательства Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Google Chrome» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP.

В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка https://garant-viplat.ru и при переходе по отмеченной ссылке открывается страница сайта. На сайте по указанному адресу: размещена следующая информация: «Выдача наличных под материнский капитал по всей России. Незамедлительная выдача денег удобным для Вас способом. Мы ужесегодня готовы выдать деньги». При получении на ссылку – получить средства предлагается оформить заявку на получение денежных средств. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Полагали, что страница сайта https://garant-viplat.ru предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст.159.2 УК РФ и бюджетного законодательства Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства. Фактически в размещенной на интернет - странице информации идет речь о выдаче наличных средств под залог материнского капитала, в нарушение установленного законом порядка распоряжения такой мерой государственной поддержки семей, имеющих детей, тогда как размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего - противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем распространяемая ими на «Интернет» странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Посредством данного сайта возможна реализация мошеннических схем по обналичиванию средств материнского капитала.

На момент проверки URL-адрес: https://garant-viplat.ru, на котором размещена вышеназванная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.

Согласно информации ООО «ТаймВэб» от 23.06.2021 администратором доменного имени: https://garant-viplat.ru в соответствии с регистрационными данными является Резников С.В., e-mail: <данные изъяты>.

Просили признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайте: доменное имя странице https://garant-viplat.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Направить копию решения в Управление Федеральную службу по надзору в сфере связй, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Тульской области для включения указателей страниц сайта странице https://маткапитал-законно.рф сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании:

Прокурор Кадников А.Е. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что информация размещенная на спорном сайте до настоящего времени находится в открытом доступе.

Административный ответчик Резников С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Тульской области не явился, в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовных и административно- наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

На основании ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.3 этой же статьи лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1).улучшение жилищных условий; 2).получение образования ребенком (детьми); 3).формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона; 4).приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; 5).получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Согласно ч.6 указанной статьи заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 настоящей статьи.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ч. 6).

Частью 2 ст.9 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона. При этом, указанными статьями предусмотрено только безналичное перечисление средств материнского капитала на счета соответствующих организаций.

Таким образом, материнский капитал - это безналичные средства, иные способы распоряжения которыми, кроме перечисленных, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Статьей 159.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами"и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

В соответствии с Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 №48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат, а именно установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

Для целей статьи 159.2 УК РФ к социальным выплатам, в частности, относятся и средства материнского (семейного) капитала.

Как установлено судом, межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части выявления Интернет-ресурсов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.

Установлено, что на интернет сайте на странице https://garant-viplat.ru размещена информация о возможности получения денежных средств под залог материнского капитала без учета принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, на цели не предусмотренные действующим законодательством, то есть страница сайта предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст. 159.2 УК РФ и бюджетного законодательства Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства.

Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Google Chrome» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP. При переходе по отмеченной ссылке открывается страница сайта https://garant-viplat.ru, где фактически предлагается мошенническая схема вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета. При нажатии на кнопку получить средства предлагается оформить заявку на получение денежных средств.

Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Таким образом, страница сайта https://garant-viplat.ru предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст.159.2 УК РФ и бюджетного законодательства Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства.

Согласно информации ООО «ТаймВэб» от 23.06.2021 администратором доменного имени: https://garant-viplat.ru в соответствии с регистрационными данными является Резников С.В., e-mail: <данные изъяты>.

В силу ст.ст.9, 10 Федерального закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Тем самым, фактически в размещенной на «Интернет» странице информации идет речь о выдаче наличных средств под залог материнского капитала, в нарушение установленного законом порядка распоряжения такой мерой государственной поддержки семей, имеющих детей.

Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего - противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем, распространяемая ими на «Интернет» странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На момент проверки URL-адрес: https://garant-viplat.ru, на котором размещена вышеназванная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.

Вместе с тем, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим вышеуказанную информацию.

В силу ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено » (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 2 части 5 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вспушившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сета «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд приходит к выводу, что посредством данного сайта возможна реализация мошеннических схем по обналичиванию средств материнского капитала.

При таких обстоятельствах, у суда имеется достаточно оснований для признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной на интернет-сайте: доменное имя странице https://garant-viplat.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и удовлетворении административных исковых требований Алексинского межрайонного прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Степанову Григорию Николаевичу о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайте: доменное имя странице https://garant-viplat.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 июля 2021 года.

Судья