Дело №2а-727/2022
УИД 33RS0011-01-2022-000741-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 4 апреля 2022 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Никифорова К.С.,
при секретаре Алекаевой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Соловьевой Е.С., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика администрации Ковровского района ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица помощника Ковровского городского прокурора Волковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области о нецелесообразности включения в границу населенного пункта <адрес> земельных участков, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
установил:
09.02.2022 ФИО1 обратилась в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области о нецелесообразности включения в границу населенного пункта <адрес> земельных участков, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, которые относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. 25.10.2021 административный истец обратилась в администрацию города Коврова с заявлением, в котором просила внести изменения в генеральный план Малыгинского сельского поселения путем присоединения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <адрес>, что необходимо для дальнейшего развития населенного пункта, его расширения и использования присоединенных земельных участков в целях ИЖС. 01.12.2021 на заседании комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Малыгинского сельского поселения было принято решение о нецелесообразности включения в границу населенного пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами <№>. Мотивы и обоснования принятого решения ни протокол, ни уведомление не содержат. Фактически, заявление ФИО1 на заседании комиссии не рассматривалось и не обсуждалось. В течение последнего года администрацией Ковровского района неоднократно вносились изменения в генеральный план Малыгинского сельского поселения в части изменения границ, а именно в части включения в границы иных населенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что данное решение является незаконным, просит отменить решение комиссии администрации Ковровского района по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Малыгинского сельского поселения от 01.12.2021 о нецелесообразности включения в границу населенного пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами <№>, возложить на орган местного самоуправления обязанность повторно рассмотреть её заявление.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате, месте и времени рассмотрения дела, её представитель адвокат Соловьева Е.С. поддержала заявленные административные исковые требования. Пояснила суду, что составленный уполномоченной комиссией протокол по заявлению ФИО1 является формальным, на заседании комиссии фактически не рассматривался ряд вопросов, в том числе на предмет оценки наличия и развития инженерно-транспортной инфраструктуры в населённом пункте, потребности в увеличении числа земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, иных обязательных критериев.
Представитель административного ответчика администрации Ковровского района Владимирской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила суду, что ранее в орган местного самоуправления неоднократно поступали обращения ФИО1, как о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов, так и о включении данных земельных участков в границу населённого пункта <адрес>. Полагает, что администрацией Ковровского района Владимирской области дана надлежащая оценка доводам заявителя, решение принято на основании имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления сведений и документации.
Представитель Ковровской городской прокуратуры Волкова Е.С. пояснила, что по фактам обращения ФИО1 в Ковровскую городскую прокуратуру проводилась проверка, по результатам которой главе Ковровского района было внесено представление, связанное с нарушением порядка рассмотрения обращений ФИО1 Полагает, что заявление ФИО1 было рассмотрено органом местного самоуправления с нарушением требований федерального законодательства.
Представители заинтересованных лиц администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.
К документам территориального планирования относятся, в том числе генеральные планы сельских поселений.
В силу ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 названного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Судом установлено, что 25.10.2021 ФИО1 в администрацию Ковровского района Владимирской области, являющуюся уполномоченным органом местного самоуправления в сфере подготовки документов территориального планирования, внесению в них изменений, в том числе в отношении генерального плана муниципального образования Малыгинское Ковровского района Владимирской области, подано заявление о включении земельных участков с кадастровыми <№> в границу населённого пункта – <адрес>.
В заявлении указано, что данные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, общая площадь участков составляет <данные изъяты> кв.м, местоположение – севернее <адрес>. Заявителем подготовлен межевой план земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, предлагаемого к включению в границу указанного населённого пункта, приведено обоснование необходимости расширения границ населённого пункта, в частности, для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим трёх и более детей, индивидуального жилищного строительства. Земельные участки, предлагаемые ФИО1, обеспечены подъездными путями, поставлены на государственный кадастровый учёт, имеется возможность подведения инженерно-технических коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение).
Также в обоснование заявления указано, что жители <адрес> согласны на включение земельных участков в границу населённого пункта; совершение указанных действий будет способствовать расширению и развитию населённого пункта, расположенного в непосредственной близости от <адрес>.
25.11.2021 в адрес ФИО1 Управлением жизнеобеспечения, гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района Владимирской области направлен ответ № 04-28/851, из содержания которого следует, что заявление ФИО1 будет рассмотрено на ближайшем заседании комиссии по подготовке внесения изменений в генеральный план Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области (далее – Комиссия).
01.12.2021 состоялось заседание Комиссии, по результатам которого изготовлен протокол от 01.12.2021 № 5. Из содержания протокола следует, что ранее в администрацию Ковровского района Владимирской области неоднократно поступали обращения ФИО1 по вопросу включения в границу населённого пункта <адрес> вышеуказанных земельных участков, проводилось заседание Комиссии, ответы на обращения и копия протокола направлялись заявителю.
Во вновь поданном заявлении Комиссией не усматривается новых доводов и обстоятельств, в связи с чем принято решение считать нецелесообразным включение в границу населённого пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми <№>.
Копия протокола направлена ФИО1 с сопроводительным письмом 12.01.2022.
В материалы дела представлены копии обращений ФИО1 в органы местного самоуправления Ковровского района Владимирской области по вопросу изменения категории указанных земельных участков, а также о включении данных участков в состав населённого пункта <адрес>.
Так, в материалах дела имеется копия протокола заседания Комиссии от 20.01.2021 № 1 по названному вопросу, согласно которому площадь данного населённого пункта составляет <данные изъяты>, площадь предлагаемых к включению в его границы земельных участков – <данные изъяты> (л.д. 103). Потребность в предоставлении земельных участков у жителей <адрес>, как указано в протоколе, отсутствует. Положительный экономический эффект, по мнению органа местного самоуправления, вследствие включения указанных земельных участков в границу населённого пункта, может наступить лишь для заявителя. В муниципальном образовании Малыгинское Ковровского района отсутствуют перспективные программы развития населённого пункта <адрес>, в том числе с точки зрения инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, одновременно с этим представляется целесообразным проработать вопрос об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (для сельскохозяйственного производства).
Доводы аналогичного содержания приведены и в иных ответах, направленных органом местного самоуправления в ответ на обращения ФИО1 по вопросу перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов, с учётом особенностей для данного перевода, предусмотренного федеральным законодательством.
Между тем, в материалы дела административным истцом представлены сведения о наличии в районе <адрес> автомобильных дорог межмуниципального значения общего пользования «Хохлово – Ручей» - Гатиха – Дворики (IV категория), Бизимово – Сергейцево (V категория), в соответствии с перечнем автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Владимирской области, в редакции распоряжения Губернатора области от 10.01.2020 № 2-р (л.д. 105-108).
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о расписании движения автобусов по маршруту <данные изъяты>, выкопировка карты газификации Владимирской области, содержащая сведения о наличии сетей газоснабжения (газораспределения) в <адрес>, представленные административным истцом (л.д. 109-114). Также к материалам дела приобщена копия подписного листа жителей <адрес>, содержащая 16 подписей, которые свидетельствуют о согласии жителей на включение в границу населённого пункта <адрес> земельных участков, предложенных ФИО1 (л.д. 42).
Сведения о газификации населённого пункта имеются и в распоряжении органа местного самоуправления, равно как и сведения о наличии сетей электроснабжения, что подтверждается справкой МБУ Ковровского района «Служба единого заказчика» (л.д. 79), при этом согласно схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района, утверждённой постановлением администрации Ковровского района от 30.12.2021 № 543, <адрес> отнесена к населённым пунктам, не охваченным централизованной системой водоснабжения (л.д. 74-78).
В материалах дела также имеется выкопировка из генерального плана муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района, свидетельствующая об изменении площадей 25 населённых пунктов (в сторону увеличения), за счёт присоединения земель сельскохозяйственного назначения к землям населённых пунктов для индивидуального жилищного строительства, общая площадь присоединяемых земель сельскохозяйственного назначения составила <данные изъяты> (л.д. 81-82).
Сведения о проведённом анализе данных обстоятельств и документации на заседании Комиссии 01.12.2021 в представленной копии протокола заседания Комиссии отсутствуют. Доводы ФИО1 о возможности предоставления предлагаемых ею земельных участков отдельным категориям граждан, в том числе имеющим троих и более детей, фактически не рассмотрены, ссылки на наличие соответствующих муниципальных программ либо государственных программ Владимирской области (а равно их подпрограмм), направленных на социальную поддержку многодетных семей с точки зрения предоставления льготных земельных участков, в протоколе от 01.12.2021 не приведены. Потребность в развитии населённого пункта с указанной точки зрения органом местного самоуправления не оценена.
При этом 24.03.2022 органом местного самоуправления в адрес ФИО1 направлен дополнительный ответ на ранее поданное обращение от 25.10.2021, в котором содержатся ссылки об отнесении предлагаемых заявителем земельных участков к сельскохозяйственным угодьям, их особом статусе, специфике предоставления и перевода в иную категорию, в том числе с учётом положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (л.д. 87-88).
Также в материалах дела имеются сведения из Ковровского отдела Управления Росреестра по Владимирской области, согласно которым земельные участки, предложенные ФИО1, были образованы путём раздела земельного участка с кадастровым <№>, который, в свою очередь, был образован путём выдела в счёт земельных долей из земельного участка с кадастровым <№>, находящегося в собственности участников общей долевой собственности <данные изъяты>; при этом, как следует из представленной названным уполномоченным органом информации, в собственность участников общей долевой собственности могли быть предоставлены только сельскохозяйственные угодья.
Вместе с тем, оценка названным обстоятельствам на заседании комиссии 01.12.2021 фактически не давалась, с учётом архивных документов, относящихся к данному предмету и имеющихся как в материалах дела, так и в распоряжении органа местного самоуправления, а также положений п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведений, содержащихся в генеральном плане Малыгинского сельского поселения, согласно которым в районе <адрес> отдельные зоны сельскохозяйственных угодий не выделены и не обозначены.
Таким образом, Комиссией органа местного самоуправления не обеспечено всестороннее, полное и объективное рассмотрение заявления ФИО1 от 25.10.2021 по вопросу, являющемуся предметом спора по настоящему административному делу.
При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать решение комиссии администрации Ковровского района по подготовке проекта внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района Владимирской области от 1 декабря 2021 года о нецелесообразности включения в границу населённого пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами <№> незаконным.
Возложить на администрацию Ковровского района Владимирской области обязанность повторно, в установленном законом порядке и сроки, рассмотреть заявление ФИО1 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района Владимирской области путём включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта – <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.С. Никифоров
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.