ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-727/2022 от 14.09.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

УИД 69RS0040-02-2022-000839-88

Дело № 2а-727/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 годаг. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при помощнике судьи Ивановой Д.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Центрального района г. Твери – Орловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тверской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тверской области проведена проверка Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в части надлежащего использования объекта культурного наследия «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1. Здание, расположенное по вышеуказанному адресу, согласно приказу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 19 апреля 2019 года № 9-нп является вновь выявленным объектом культурного наследия Тверской области «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.» и включен в соответствующий перечень. Выявленный объект культурного наследия согласно требованиям ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в ч. 1 ст. 10 Закона Тверской области от 23 декабря 1999 года № 112-ЗО. Для обоснования принятия решения уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. В нарушение положений п. 4 ст. 64, ст.ст. 15, 33, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, ч.ч. 1-3 ст.10 Закона Тверской области от 23 декабря 2009 года Главным управлением государственная историко-культурная экспертиза вновь выявленного объекта культурного наследия не проведена, ввиду чего решение о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении в данный реестр не принято. Просит признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия ««Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, по результатам которой принять одно из решений, предусмотренных п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Определением суда от 15 июля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное административное исковое заявление, согласно которому прокурор просит признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, по результатам которой принять одно из решений, предусмотренных п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний от 14 марта 2022 года, 20 апреля 2022 года, 15 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство культуры РФ, Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, МОО по Изучению Историко-Культурного Наследия Вышневолоцкого района Тверской области «ВКО им. М.И. Сердюкова».

Определением судьи от 14 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено ТУ Росимущества в Тверской области, Администрация Вышневолоцкого городского округа.

Определением судьи от 18 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора - Орлова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнений, просила их удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержав письменные возражения, согласно которым полагает, что нахождение вышеуказанного объекта в статусе выявленных объектов культурного наследия не лишает его государственной охраны. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. В отношении выявленных объектов культурного наследия подлежат применению требования к сохранению, установленные Федеральным законом № 73-Ф3, равно как и особый порядок проведения работ на объекте, обеспечивающий его физическую сохранность и сохранение историко-культурной ценности. Проблема, связанная с включением в Реестр выявленных объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой обеспечивают региональные органы охраны объектов культурного наследия, является общероссийский, ее наличие связано с недостаточными объемами финансирования. Главное управление обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия в целях решения вопроса о включении их в Реестр исключительно в рамках бюджетных ассигнований, предоставленных на указанные цели из областного бюджета Тверской области.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Администрации Вышневолоцкого городского округа не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Министерства культуры РФ не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, согласно представленным письменным пояснениям сведения об объекте культурного наследия с наименованием Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенного по адресу г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, в реестре отсутствуют. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, осуществляющего учет и государственную охрану, в том числе выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области, объект имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Просит принять судебный акт в соответствии с законодательством РФ.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Министерства финансов Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, ТУ Росимущества в Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, МОО по Изучению Историко-Культурного Наследия Вышневолоцкого района Тверской области «ВКО им. М.И. Сердюкова» не явились, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела слушанием не просили, возражений не представили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Ч. 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежат нарушенное право гражданина, юридического лица, группы лиц, публичные интересы.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обращение прокурора с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц отвечает требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку административный иск, поступивший в суд 14 февраля 2022 года, направлен на прекращение длящегося до настоящего времени, по утверждению административного истца, бездействия административного ответчика, срок обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом не пропущен.

Правоотношения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно Преамбулы указанного Федерального закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, объекты «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, согласно приказу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 19 апреля 2018 года № 23-нп, являются вновь выявленными объектами культурного наследия Тверской области.

Сведений о принадлежности вышеуказанных объектов недвижимого имущества согласно выпискам из ЕГРН не имеется.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ, а также п. 5.4.3 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 590, Министерство культуры РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 03 октября 2011 года № 954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии ст. 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01 сентября 2009 года № 759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу таких полномочий, согласно п. 2 ч. 1 указанной статьи Закона, отнесены организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № № 94-пп утверждено Положение о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, в соответствии с которым Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Согласно подп. в п. 8 Положения Главное управление осуществляет следующие функции: в том числе осуществляет региональный государственный надзор: за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований.

Ст. 6 Закона Тверской области от 23 декабря 2009 года № 112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области» предусмотрено, что к полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством.

Сведения об объектах культурного наследия с наименованиями «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XXв.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют, что участниками процесса не оспаривалось.

15 июля 2021 года в адрес административного ответчика было внесено представление об устранении нарушений – непроведению экспертизы объектов культурного наследия с наименованиями «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», по результатам которого Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Согласно ответа Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на запрос от 27 августа 2021 года, административный ответчик согласился с вынесенным представлением, планируя запросить финансирование на проведение государственно-историко культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия.

В силу ст. 16 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр (п.п. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ).

В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

П. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ предусмотрено, что решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Согласно положениям ч.ч.1-3 ст.10 Закона Тверской области от 23 декабря 2009 года № 112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области» уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи. Для обоснования принятия решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Такое решение в отношение заявленного объекта административным ответчиком на дату рассмотрения дела не принималось.

В соответствии с п. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, согласно которой все объекты культурного наследия, как включенные в реестр, так и выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Выполнение региональным органом охраны объектов культурного наследия предусмотренных действующим Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ требований по государственной охране выявленного объекта культурного наследия не освобождает его от обязанности принятия дальнейших предусмотренных действующим законодательством мер, направленных на обеспечение принятия в отношении каждого выявленного объекта культурного наследия решения о включении в реестр либо об отказе во включении реестр с соблюдением законодательно установленной процедуры, включающей проведение историко-культурной экспертизы.

При этом, в силу прямого указания в п. 8 ст. 18 Федерального закона №73-ФЗ такое решение должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

В силу ст. 28 данного Федерального закона одной из целей государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в реестр.

В соответствии с п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569, государственная историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

Процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр, установленная ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ, предусматривает, в том числе, организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы, так и сроки, установленные для данной процедуры.

Доказательств принятия административным ответчиком мер, направленных на организацию проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения выявленных объектов культурного наследия в реестр, суду не представлено.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования не могут быть приняты судом, поскольку отсутствие финансирования не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения установленных законом обязанностей.

Поскольку до настоящего времени процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр со стороны уполномоченного органа – административного ответчика, не организована, что нарушает право неопределенного круга лиц как на доступ к культурным ценностям, так и на сохранение исторического и культурного наследия, заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия подлежат удовлетворению с возложением в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия, по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Поскольку для выполнения административным ответчиком установленных судом обязанностей необходима организация и фактическое проведение определенного объема работ, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить для их исполнения заявленный прокурором срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина административным истцом при обращении в суд не уплачивалась с силу п.9 ст.333.36 НК РФ. Административный ответчик от уплаты государственной пошлины также освобожден на основании п.19 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко - культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1.

Возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия «Главный дом усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», «Флигель усадьбы Рябушинских, нач. XX в.», ансамбль «Усадьба Рябушинских, нач. XX в.», расположенных по адресу: г. Вышний Волочек, пер. Открытый, д. 1, по результатам которой принять одно из решений, предусмотренных п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

ПредседательствующийТ.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2022 года.

ПредседательствующийТ.В. Кузьмина