ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7281/17 от 05.12.2017 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-7281/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года

Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан

в составе:

председательствующего судьи Сарваровой Т.К.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан о признании действия (бездействия) незаконными, обязании произвести проверку,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан о признании действия (бездействия) незаконными, обязании произвести проверку. В обоснование указал, что, ДД.ММ.ГГГГ он в прокуратуру Калининского района г. Уфы подал заявление, с просьбой провести проверку организаций ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфы» и ООО «ЖЭУ №47» на предмет нарушений законодательства при работе с должниками по коммунальным услугам. Им было перечислено пять пунктов нарушений законодательства, которым, по его мнению он подвергся, также есть основания полагать, что четыре из них носят массовый характер. Данное заявление прокуратурой было перенаправлено в государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору. Предоставленный ответ ответчиком за от ДД.ММ.ГГГГ года состоит полностью из цитат законодательства и ничего более. Из него не усматривается, что была произведена проверка деятельности вышеназванных организаций по существу поставленных вопросов, дана правовая оценка их деятельности и предприняты меры для защиты нарушенных прав граждан. Своим бездействием административный ответчик нарушил его право на получение письменного ответа по существу поставленных вопросов (пп. 3 ст. 5 ФЗ N959), а также право на государственную защиту, как его прав, так и прав других жильцов, которые также могли подвергнуться противоправным действиям со стороны организаций указанных в заявлении (п. 1 ст. 45 Конституция РФ).

Административный истец просит суд:

-признать действия (бездействия) административного ответчика незаконными;

-обязать административного ответчика произвести проверку организаций ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфы» и ООО «ЖЭУ №47» на предмет нарушений законодательства при работе с должниками по коммунальным услугам по всем пунктам нарушения законодательства, указанных в его заявлении в прокуратуру и предоставить мотивированный ответ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 свои заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, при этом указал, что ЖЭУ 47, являясь подрядчиком УЖХ от своего имени информирует жильцов об имеющейся задолженности и требует оплаты, производит отключение коммунальных услуг. Также в систем канализационных труб была поставлена заглушка, хотя у него по водоотведению задолженности не имеется, имеется лишь задолженность по другим коммунальным услугам. Считает, что на его обращение ответчик не дал мотивированного ответа, была лишь отписка. Просит его требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 заявленные административные исковые требования не признал, просил отказать, при этом указал, что поступившие обращение было рассмотрено и дан соответствующий ответ.

Определением Калининского районного суда г.Уфы от 27 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО УЖХ Калининского района г.Уфы РБ, ООО ЖЭУ-47.

В судебном заседании представитель третьего лица ОАО УЖХ Калининского района г.Уфы РБ по доверенности ФИО3 требования не признала, просила отказать. При этом указала, что заглушка была установлена обоснованно, в связи с задолженность по жилищно-коммунальным услугам. Также просила применить срок исковой давности, так как исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав.

На судебное заседание представитель третьего лица ООО ЖЭУ-47 не явился, извещен. Об уважительности неявки суд не известили.

Определением Калининского районного суда г.Уфы от 17 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО4, ФИО5

На судебное заседание ФИО5, ФИО4 не явились, извещены, имеются заявления о рассмотрении дела без их участия.

Изучив материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием).

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Судом установлено, что истец ФИО1 и ФИО4 являются сособственниками по 1\2 доли каждый квартиры по адресу: <адрес> что подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ЕРКЦ отделение «Вологодское» от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы: ФИО1, ФИО4 и ФИО5

Административный истец, обращаясь с вышеуказанными требованиями ссылается на то, что он обратился прокуратуру Калининского района г. Уфы с заявлением о проведении проверки организаций ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфы» и ООО «ЖЭУ №47» на предмет нарушения законодательства при работе с должниками по коммунальным услугам. Данное заявление перенаправлено в ГЖИ РБ, однако предоставленный ответ ответчик не мотивированный, состоит полностью из цитат законодательства.

Установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в адрес прокуратуры Калининского района г. Уфы с заявлением о проведении проверки в ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфы» и ООО «ЖЭУ №47» на предмет нарушений законодательства при работе с должниками по коммунальным услугам (л.д.5-8).

ДД.ММ.ГГГГ данное обращение ФИО1 направлено для рассмотрения в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан, который в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ г. направил ответ за в котором указано, что при непогашении потребителем – должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении0 срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении коммунальной услуги. Для сведения указано, что в случае образовавшейся задолженности за ЖКУ, заявитель имеет право обратится в управляющую компанию о рассрочке платежа (л.д.29,30-32).

Согласно ч.3. ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Пункт 3.5 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» предусматривает, что обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Поскольку как усматривается из ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 г. №616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.

В соответствии с п.4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (п. 4.24.).

Понятие бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих определяет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию относится также нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения граждан уполномоченным должностным лицом.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Обращение ФИО1 поступило в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору РБ из прокуратуры Калининского района г.Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ и административным ответчиком обращение ФИО1 рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ за исх направлен ответ, что свидетельствует рассмотрение обращения в установленные законом сроки.

ФИО1 же с настоящим требованием обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, также установленные ст. 219 КАС РФ сроки.

Кроме того, несогласие ФИО1 непосредственно с содержанием ответа Государственного комитета по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) должностного лица при рассмотрении обращения.

Административным истцом суду не представлены доказательства, безусловно подтверждающие бездействия государственного органа или должностного лица.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, оценив представленные в дела доказательства, суд приходит к выводу, от отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Государственному комитету по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан о признании действия (бездействия) незаконными, обязании произвести проверку отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Уфы в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.К. Сарварова