ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-728/19 от 17.04.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 апреля 2019 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Банмиллер В.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-728/2019 по административному иску департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард, администрации муниципального образования город Салехард об отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.02.2019 года .09-06/11

У С Т А Н О В И Л :

Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ДТПЭиЖКХ ЯНАО) обратился в суд с административным иском к административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард (АК администрации МО г. Салехард), администрации муниципального образования город Салехард (администрации МО г. Салехард ) об отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.02.2019 года .09-06/11.

В обоснование требований административного иска представитель истца указал, что АК администрации МО г. Салехард в адрес ДТПЭиЖКХ ЯНАО было вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.02.2019 года .09-06/11. Обжалуемое представление считает незаконным по следующим основаниям. Исходя из положений ст.29.13 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения должны быть изданы одновременно. В обжалуемом представлении указано, что ФИО1 привлечен к административной ответственности 24.01.2019, тогда как обжалуемое представление вынесено 20.02.2019 года, таким образом дело об административном правонарушении было рассмотрено повторно, что противоречит нормам КоАП РФ. Фактически основанием внесения Представления был факт неоплаты ФИО1 административного штрафа. По смыслу ст.29.13 КоАП РФ представление может быть вынесено в адрес должностного лица, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении и которое было признано виновным в административном правонарушении. Причины и условия совершения административного правонарушении, в силу ст.26.1 КоАПИ РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению. По каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении и подтверждены допустимыми доказательствами. Указанные обстоятельства ни указаны ни в постановлении по делу об административном правонарушении, ни обжалуемом представлении. Кроме того, дело об административном правонарушении в отношении директора департамента не возбуждалось, поэтому оно не могло быть вынесено в его адрес. Из представления следует, что ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.2.3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 -ЗАО - Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23.00 часов до 07.00 часов следующего дня по местному времени с понедельника по пятницу и с 23.00 до 9.00 следующего дня по местному времени в выходные дни (суббота и воскресенье) и в нерабочие праздничные дни на защищаемых территориях и помещениях, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представлением рекомендовано организовать воспитательную работу по разъяснению сотрудникам правил благоустройства на территории МО г. Салехард и недопущению совершению поступков порочащих их честь и достоинство, а также авторитет государственного органа. Рекомендовано провести воспитательную работу с правонарушителем, направленную на уплату им административного штрафа. В представлении указано, что действия ФИО1 привели к нарушению ст.2.4., 2.5 Постановления Губернатора ЯНАО от 17.02.2011 №19-ПГ "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" (Кодекс этики служебного поведения). Вместе с тем, согласно п.4.1 Кодекса этики служебного поведения, нарушение гражданским служащим положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 19 июля 2010 года N 159-ПГ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа, нарушение положений настоящего Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности. Согласно п.21 постановления Губернатора автономного округа от 19 июля 2010 года N 159-ПГ комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные сообщения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины. Правонарушение, совершенное ФИО1 не связано с исполнением (неисполнением) служебных обязанностей как сотрудником департамента, что не является предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Таким образом требования 1 и 2 Представления не соответствуют нормам материального права. Обстоятельства неуплаты штрафа могут быть рассмотрение другого правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, поэтому требование п.3 Представления не соответствует действующему законодательству. П.4 Представления департаменту предложено сообщить о принятых мерах в срок, установленный ч.2 ст.29.13 КоАП РФ в течении месяца со дня получения Представления. За непринятие указанных мер, ст.19.6 КоАП РФ установлена соответствующая ответственность. Ни в постановлении по делу об административном правонарушении, ни в представлении, ни указано, какие действия директора департамента способствовали совершению ФИО1 административного правонарушения. Исходя из анализа Положения о департаменте, оно не содержит полномочий по проведению воспитательной работы среди сотрудников департамента, в связи с чем исполнение представления в данной части будет расцениваться как превышение полномочий.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, на удовлетворении требований административного иска настаивала, по основаниям, изложенным в поданном административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в направленном ответе по результатам рассмотрения представления наоборот указано об отсутствии у департамента полномочий по совершению действий, указанных в представлении.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, требования административного иска не признала по следующим основаниям. Решение о направлении представления было принято при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в протоколе заседания административной комиссии, поскольку она сама присутствовала в ее заседании. 20.02.2019 года .09-06/11 это исходящий номер направления представления, в действительности же оно было вынесено в день рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть 24.01.2019 года.

В данном случае необходимо направлять именно представление, а не информационное письмо, поскольку указанная форма не предусмотрена законодательством. Именно о направлении представлений, указывалось на неоднократных заседаниях межведомственных комиссий по профилактике правонарушений города и округа. ФИО1 совершенным правонарушением нарушил п.8 ст.18 Федерального закона 79-ФЗ. Комиссия действовала в пределах своих полномочий, определенных Постановлением Администрации МО г. Салехард №102. Административная комиссия о своей деятельности предоставляет соответствующую отчетность в департамент по взаимодействию с органами исполнительной власти и мировой юстиции, в которой имеется графа о направленных представлениях об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, иной формы профилактики правонарушений законодательством не предусмотрено. Считает, что предмет обжалования отсутствует, поскольку административный истец рассмотрел направленное в их адрес представление и дал соответствующий ответ.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Ст.29.13 КоАП РФ определяет: Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из п.20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует: Судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ). Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ. Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Из указанного следует, что выявленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении причины и условия, способствующие его совершению, должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что административной комиссией МО г. Салехард 24.01.2019 года было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, которым он признан виновным в совершении административного паров нарушения, предусмотренного ч.1 ст.2.3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 -ЗАО - Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23.00 часов до 07.00 часов следующего дня по местному времени с понедельника по пятницу и с 23.00 до 9.00 следующего дня по местному времени в выходные дни (суббота и воскресенье) и в нерабочие праздничные дни на защищаемых территориях и помещениях, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 500 рублей. В данном постановлении ничего не указано о выявленных причинах и условиях способствующие совершению ФИО1 административного правонарушения, в совершении которого он был признан виновным. Доводы представителя административного ответчика о том, что указанные причины и условия отражены в протоколе заседания административной комиссии, в котором также отражено о необходимости направления в адрес работодателя ФИО1 соответствующего представления об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, поскольку несмотря на объявленный в ходе его рассмотрения перерыв, надлежащим образом заверенная копия данного протокола в адрес суда так и не была представлена.

20.02.2019 года .09-06/11 в адрес директора ДТПЭиЖКХ ЯНАО было направлено обжалуемое представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. В данном представлении указано, что сотрудник ДТПЭиЖКХ ЯНАО ФИО1 совершил административное правонарушение предусмотренного ч.1 ст.2.3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 -ЗАО, ему назначен административный штраф в сумме 500 рублей. ФИО1 как замещающий должность государственного гражданского служащего округа нарушил п.2.4 и 2.5 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ЯНАО. На момент вынесения представления «до настоящего времени штраф, лицом подвергнутым административному наказания не уплачен». В связи с чем предлагают: 1. рассмотреть настоящее представление на общем собрании ДТПЭиЖКХ ЯНАО и принять соответствующие меры, направленные на недопущение впредь административных правонарушений государственными гражданскими служащими. 2. Организовать проведение воспитательной работы по разъяснению гражданским служащим правил поведения в быту вне рабочего времени и недопущению совершения поступков, порочащих их честь и достоинство, а также авторитет государственного органа. 3. Провести с правонарушителем воспитательную работу на уплату административного штрафа в целях предотвращения его привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (квитанции об уплате штрафов необходимо представить ответственному секретарю административной комиссии по адресу: <адрес>, каб.505). 4. О принятых мерах сообщить в административную комиссию в МО г. Салехард в срок, установленный ч.2 ст.29.13 КоАП РФ. Ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предусмотрена ст.19.6 КоАП РФ.

В данном представлении не указана дата, когда оно было вынесено, из чего суд приходит к выводу о том, что дата его вынесения 20.02.2019 года. Об этом также свидетельствует указание в обжалуемом представлении того обстоятельства, что правонарушителем на момент его вынесения штраф не уплачен. Если бы представление выносилось в день вынесения постановления по делу об административном правонарушении 24.01.2019 года, то правонарушителем ни коим образом не мог уплатить штраф в момент рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, следовательно обжалуемое правонарушение вынесено значительно позже рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме этого по состоянию на 20.02.2019 года срок уплаты штрафа в добровольно порядке, установленный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, который составляет 60 дней, со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Обязанность по уплате штрафа возложена на правонарушителя, а не его работодателя, при этом работодатель правонарушителя не обязан представлять квитанцию об уплате административного штрафа его работником, указанное не содержится ни в одном нормативно акте, регулирующим данные правоотношения и противоречит действующему законодательству.

Согласно положений пп.8 п.1 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Согласно пп.2.4; 2.5 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ЯНАО, утверждённого Постановления Губернатора ЯНАО от 17.02.2011 N 19-ПГ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) автономного округа, законы автономного округа, иные нормативные правовые акты автономного округа. Гражданский служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего.

Указанные обязанности относятся общими и являются обязанностями всех граждан РФ, их нарушение в внеслужебное время, допущенное ФИО1 ни как не связано с деятельностью ДТПЭиЖКХ ЯНАО

Согласно п.21 Постановления Губернатора ЯНАО от 19.07.2010 N 159-ПГ (ред. от 23.10.2017) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа и урегулированию конфликта интересов") Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

В Положении о ДТПЭиЖКХ ЯНАО, утвержденном Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1081-П "О департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа" (вместе с "Положением о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа"), административный истец не наделен полномочиями по проведению воспитательной работы по разъяснению сотрудникам правил благоустройства на территории МО г. Салехард и недопущению совершения поступков порочащих их честь и достоинство, а также авторитет государственного органа, а также направленную на уплату административного штрафа за совершение административного правонарушения.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вынесенное представление об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения в адрес административного истца является незаконным, требования административного иска подлежащими удовлетворению, поскольку вынесено значительно после рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении, ни в самом обжалуемом представлении не указаны причины и условия, которые имеются у административного истца, способствующие совершению его сотрудником административного правонарушения в внеслужебное время, обжалуемым представление на административного истца возложена обязанность совершить действия, которые административный истец не уполномочен совершать в силу действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного иска департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард, администрации муниципального образования город Салехард об отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.02.2019 года .09-06/11, удовлетворить.

Признать незаконным представление административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.02.2019 года .09-06/11.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

Копия верна судья К.В. Лисиенков