ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-728/2022 от 23.05.2022 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0020-01-2021-002846-19

Дело № 2а-728/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года село Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Урясьевой Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ООО «Междуречье» в лице ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственницей четырёх земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 5 030 453 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Считает, что так как число участников долевой собственности на указанный земельный участок более пяти, то к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьями 12, 13 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Реализуя право на выдел земельного участка в счёт своих земельных долей, кадастровым инженером ФИО6 был подготовлен проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (утверждён ДД.ММ.ГГГГ), а также была осуществлена публикация (1-66) о согласовании проекта межевания в газете «Звезда Прикубанья» (10093) от ДД.ММ.ГГГГ. Срок для предоставления возражений относительно проекта межевания был установлен 30 дней с момента публикации указанного извещения. Соответствующий срок истёк ДД.ММ.ГГГГ. Никаких возражений относительно проекта межевания в установленный срок не поступило. Соответственно, проект межевания считается согласованным, и кадастровым инженером было подготовлено заключение об отсутствии возражений. Действующее законодательство не содержит срока, в течение которого собственник земельных долей обязан подать документы для государственной регистрации права собственности на выделяемый в счёт этих долей земельный участок с момента согласования проекта межевания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были поданы документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, выделяемый в счёт земельных долей. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра (административным ответчиком) было принято решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права. Административный истец полагает указанное решение об отказе незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Единственным основанием для отказа в государственной регистрации в обжалуемом решении указано отсутствие согласия арендатора земельного участка, из которого выделяется земельный участок в счёт земельных долей ФИО1 При этом арендатором участка указан ФИО5 В соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта недвижимости является обязательным в соответствии с федеральным законом. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» согласие арендатора исходного земельного участка на выдел земельного участка в счёт земельных долей не требуется только в отношении выделяемого земельного участка, собственник долей, за счёт которых образуется выделяемый земельный участок, выразил на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка. Однако право на государственную регистрацию права собственности выделяемого земельного участка возникло у ФИО1 по истечении срока для предоставления возражений относительно проекта межевания – ДД.ММ.ГГГГ, а собрание, на котором было принято решение о передаче исходного земельного участка в аренду состоялось лишь ДД.ММ.ГГГГ, а сам договор аренды был заключён ещё позже. На момент выделения земельного участка в счёт земельных долей исходный земельный участок не был передан в аренду и в отношении него отсутствовали какие-либо иные обременения или ограничения. Таким образом, согласия арендатора на выдел земельного участка в счёт земельных долей ФИО1 по проекту межевания, подготовленному кадастровым инженером ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ и утверждённому ДД.ММ.ГГГГ, не требуется. Считает, что отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права по заявленному основанию является незаконным. Кроме того, указывает, что ею ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о несогласии в передаче земельного участка в аренду ООО «МЕЖДУРЕЧЬЕ». Именно таким образом ФИО1 выразила свою волю на несогласие в передаче земли в аренду. В соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 является ООО «МЕЖДУРЕЧЬЕ», а не ФИО5, как это указано в обжалуемом отказе. При этом арендатором земельного участка ООО «МЕЖДУРЕЧЬЕ» в нарушение норм о правилах проведения общего собрания участников долевой собственности, сведения о несогласии на передачу земли в аренду в установленном законодательством порядке в протокол общего собрания не внесены. Ссылается, что сложившаяся ситуация повлекла нарушение её прав собственности в связи с невнесением несогласия административного истца на передачу земли в аренду, она не имеет возможности реализовать свои права, осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 согласно проекту межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером ФИО6, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 с отсутствием обременения в виде аренды.

Просит суд признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 согласно проекту межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером ФИО6, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 незаконным. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 согласно проекту межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером ФИО6, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию права в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 без внесения сведений об обременении договором аренды, зарегистрированном в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении. Также пояснил, что Общее собрание участников долевой собственности проводилось ДД.ММ.ГГГГ в период действия на территории <адрес> ограничительных и иных мероприятий по недопущению распространения COVID – 19, ФИО1 в виду возрастных ограничений не могла лично просовывать на собрании, в связи с чем её было направлено почтой заявление, в котором она выразила свое не согласия на заключение договора аренды. Данное заявление в протоколе общего собрания не отражено, как и не отражена позиция и фамилии дольщиков голосовавших против заключения аренды. Протокол собрания ФИО1 не обжаловался. Также обращает внимание, что отказом в регистрации послужили сведения, согласно которых земельные доли переданы в арену ФИО5, между тем, данная информация не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО3 в судебном заседании не признала уточненные административные исковые требования, суду пояснила, что ранее ДД.ММ.ГГГГ в сведениях ЕГРН содержались сведения об уступке прав по договору аренды ФИО5, между тем, в настоящее время и на момент обращения ФИО1 зарегистрировано обременение в виде аренды. Помимо договора аренды содержится Договор о передаче полномочий своего единоличного исполнительного органа управления управляющему, заключенный между ООО «Междуречье» и ФИО5, данный договор был внесен в ЕГРН как уступка, на сегодняшний день, неточности сведений в ЕГРН устранены. Также поддержала доводы письменных возражений, в которых указала, что в силу положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены в ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации).

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены ст. 26 Закона о регистрации.

В силу ч. 1 ст. 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление с заявлением № КУВД-001/2021-27130820 (№ PKPVDMFC) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый путем выдела в счет земельных долей, принадлежащих ФИО1, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89. С заявлением предоставлены проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ФИО6, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ФИО6, извещение , опубликованное в газете «Звезда Прикубанья» от ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № PKPVDMFC предоставлены дополнительные документы: заявление от ДД.ММ.ГГГГ, возражение от ДД.ММ.ГГГГ (направленное в адрес собрания пайщиков о несогласии с передачей в аренду).

На момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-27130820 (№ PKPVDMFC- ) на земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:89 зарегистрировано обременение в виде аренды.

Согласно сведениям ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 зарегистрирован Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общедолевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный участниками общей долевой собственности с ООО «Междуречье». В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Согласно частям 1, 2 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.

При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков, а у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок.

Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

В соответствии с п. 10 ч. 8 ст. 41 Закона о регистрации для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта недвижимости является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В нарушение указанных норм, заявителем не представлено согласие арендатора на выдел земельного участка в счет земельных долей.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте), участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания земельных участков, утвержденного решением общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения (п. 5 ч. 11 ст. 41 Закона о регистрации).

В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

Представленный проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ФИО6, согласован с остальными участниками долевой собственности путем опубликования извещения в газете «Звезда Прикубанья» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право собственности ФИО1, в соответствии с действующим законодательством, возникает с момента осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в ЕГРН на вновь образованный земельный участок. Вывод истца о том, что истечение срока подачи возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей, установленного Законом 101-ФЗ, является датой возникновения права собственности на земельный участок, формируемый путем выдела в счет земельных долей, принадлежащих, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 не соответствует закону и является ошибочным.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона об обороте владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения, в том числе:

- об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

- о выборе лица, уполномоченного от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при заключении договора аренды данного земельного участка.

Также в соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона об обороте участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п. 4 ст. 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.

Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду.

Данная правовая позиция изложена в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), Определение -КГ16-23.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 Закона об обороте участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Согласно сведениям ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение в газете «Звезда Прикубанья» от ДД.ММ.ГГГГ о проведении общего собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

На момент проведения собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 ФИО1 принадлежало четыре земельных доли размером по 3,2 га.

В соответствии с протоколом собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на данный земельный участок.

Для реализации своего права в соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона об обороте Липиц кая З.М. должна была присутствовать на собрании, о котором она извещена (это подтверждается имеющимся заявлением в адрес собрания от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии с заключением договора аренды) и выразить на этом общем собрании свое несогласие с передачей в аренду земельного участка. Однако ФИО1 своим правом не воспользовалась и не присутствовала на данном собрании, и тем самым не проголосовала против заключения договора аренды в соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона об обороте (указанный факт подтверждается приложением к протоколу общего собрания участников собственников земельных долей).

На основании вышеизложенного, у ФИО1 отсутствуют законные основания на выдел в счет земельных долей земельного участка без письменного согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89.

Кроме того, заявление от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленное с заявлением о представлении дополнительных документов № PKPVDMFC от ДД.ММ.ГГГГ, о несогласии с передачей четырех земельных долей в аренду не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый путем выдела в счет земельных долей, принадлежащих ФИО1, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 необходимо предоставить согласие арендатора на выдел указанного земельного участка.

Управление считает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Фактически в рамках требований, завяленных в порядке КАС РФ, административный истец приобретает право собственности на объект недвижимого имущества, что является недопустимым.

Согласно ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

На основании вышеизложенного, считают, что необходимая совокупность условий для признания действий (бездействий) Управления незаконными отсутствует, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-27130820 законный и обоснованный. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ООО «Междуречье» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований, поддержала доводы письменных возражений, в которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок, образуемый путем выдела в счет земельных долей, принадлежащих истцу из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89.

На момент подачи вышеуказанного заявления, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 было зарегистрировано обременение в виде Договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общедолевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного участниками общей долевой собственности с ООО «Междуречье», о чем свидетельствует запись в ЕГРН 26:15:000000:89-26/474/2021-679 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого Государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В силу п.10 ч.8 ст.41 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав необходимо письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта недвижимости является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Ст. 14.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Звезда Прикубанья» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с протоколом собрания участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на вышеуказанный земельный участок между участниками общей долевой собственности и ООО «Междуречье». В протоколе собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют какие-либо возражения от присутствующих на собрании собственников долей общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:89.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для реализации своего права на выдел земельного участка в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей, участник долевой собственности должен выразить на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка. Согласно п. 7, ст. 14.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании.

Истец не воспользовался установленным законом правом на принятие участия в собрании участников собственников долей общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:89, несмотря на то, что был надлежащим образом уведомлен о его проведении.

На основании вышеизложенного, и в соответствии с ст. 14, 14.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, ООО «Междуречье» считает, что выдел Истцом земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 напрямую нарушает права ООО «Междуречье» на право пользования данным земельным участком на правах аренды, в соответствии с Договором аренды заключенным между ООО «Междуречье» и участниками общей долевой собственности из земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:89 ООО «Междуречье» просит суд

Отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46), право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17, статья 18).

Исходя из предписаний части 2 статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции РФ заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Реализуя право на выдел земельного участка в счёт своих земельных долей, ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру о подготовке проекта межевания земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО6 был подготовлен проект межевания земельных участков, а также была осуществлена публикация (1-66) о согласовании проекта межевания в газете «Звезда Прикубанья» (10093) от ДД.ММ.ГГГГ. Срок для предоставления возражений относительно проекта межевания был установлен 30 дней с момента публикации указанного извещения. Соответствующий срок истёк ДД.ММ.ГГГГ. Возражений о размере и местоположении выделяемого земельного участка в установленный законом срок кадастровому инженеру не поступило. Из заключения кадастрового инженера следует, что в 30-дневный срок с момента публикации извещения возражений по проекту межевания в адрес кадастрового инженера не поступало, соответственно, проект межевания считается согласованным, что допускается в соответствии с Федеральным законом №101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ утверждён ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были поданы документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, выделяемый в счёт земельных долей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> было принято решение об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права. Из уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав следует, что на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, выделяемые земельные доли переданы в аренду ФИО5 При этом в предоставленном пакете документов отсутствует согласие арендатора на выдел земельного участка в счет земельных долей.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозназначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду.

В соответствии с Законом N 218-ФЗ в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат также ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в качестве которых наряду с сервитутом, ипотекой, доверительным управлением и наймом жилого помещения указана аренда (часть 6 статьи 1).

В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 25, статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельных участков, заключенные на срок год и более, подлежат государственной регистрации.

Следовательно, регистрация договора аренды спорного земельного участка является регистрацией обременения права.

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п. 4 ст. 13 Закона № 101-ФЗ, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.

По смыслу вышеуказанных правовых норм, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено только тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех других случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.

В судебном заседании представитель административного ответчика подтвердила, что права и обязанности арендатора исходного земельного участка переданы от ООО «Междуречье» к ФИО5 как лицу, которое является единоличным исполнительным органом ООО «Междуречье», а не по договору переуступки. При подготовке уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав регистратором некорректно было указано о необходимости письменного согласия арендатора ФИО5, в данном случае необходимо согласие арендатора ООО «Междуречье».

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником четырёх земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:89 площадью 5 030 453 квадратных метра, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир земли коллективно-долевой собственности СПК-к «Междуреченский», почтовый адрес ориентира: <адрес>, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Исходя из п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Из материалов дела усматривается, что во исполнение данной нормы права было организовано и проведено общее собрание участников долевой собственности земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Данный факт, в том числе законность организации и проведения собрания, стороной истца не оспаривается.

Из протокола общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за заключение договора аренды земельного участка проголосовало 14 человек (62 доли), против – 3 человека (2 доли). Решение принято большинством голосов. В собрании истец ФИО1 участие не принимала.

В материалах дела содержится договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общедолевой собственности, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатели, от имени которых выступают лица, уполномоченные общим собранием на основании Протокола общего собрания участников долевой собственности и арендатор ООО «Междуречье» в лице управляющего ФИО5 заключили договор об аренде земельного участка.

В административном исковом заявлении истец ссылается на то, что на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ не было учтено её мнение о несогласии на заключение договора аренды, выраженное в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, переданном в ООО «Междуречье» ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО1 указала, что не согласна с передачей земельного участка в аренду ООО «Междуречье», так как она выделяет свои четыре доли (участка) по 3,2 га каждый для ведения КФХ, в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с ч. 7 ст. 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Согласно ч. 8 ст. 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» решения принимаются общим собранием открытым голосованием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.

Таким образом, законом предусмотрено только непосредственное участие в общем собрании, при наличии определенного перечня документов, путем открытого голосования. Закон не обязывает присутствующих участников общего собрания принимать во внимание письменные заявления неявившихся участников и приравнивать такие заявления к голосам участников.

Суд приходит к выводу о том, что заявление истца о несогласии на заключение договора аренды было правомерно не учтено на общем собрании участников долевой собственности, поскольку такой способ выражения несогласия (письменное заявление) не предусмотрен действующим законодательством.

Кроме того, истец ФИО1 не лишена права обжаловать результаты общего собрания участников долевой собственности в случае несогласия.

На основании вышеизложенного суд находит законным отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной кадастровом учете и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1, в связи с отсутствием в предоставленных документах письменного согласия арендатора на выдел.

Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 согласно проекту межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером ФИО6, утверждённому ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:89 нельзя признать незаконным, в связи с чем административные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административные исковых требованиях ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, выделяемого в счёт земельных долей ФИО1 согласно проекту межевания земельных участков, подготовленному кадастровым инженером ФИО6, утверждённому ДД.ММ.ГГГГ, из земельного участка с кадастровым номером , незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.

Мотивированное решение по административному делу изготовлено 27 мая 2022 года.

Судья И.А. Шереметьева

УИД 26RS0020-01-2021-002846-19

Дело № 2а-728/2022