К делу №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при помощнике Дорошенко К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Носовой Галины Владимировны к Инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об обжаловании решений, обязании произвести перерасчет земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Носова Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару о доначислении земельного налога за 2015, 2016 годы, начислении земельного налога за 2017 год в отношении земельных участков, расположенных по адресам: г. Краснодар, <адрес> и г. Краснодар, <адрес>. Просит обязать ИФНС России № по г. Краснодару произвести расчет земельного налога за 2015 - 2017 годы по указанным земельным участкам с учетом льгот, обязать налоговый орган отнести гаражный бокс №, расположенный по адресу: г. Краснодар <адрес>, для определения налога на имущество физических лиц к категории «гараж», а также обязать возвратить ей излишне взысканный земельный налог в сумме 548 593 рубля, взыскать проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 49 354 рубля, пересчитав размер процентов по день возврата, взыскать госпошлину в размере 12 732 рубля.
В обоснование предъявленных требований указывает, что в личном кабинете налогоплательщика 04.10.2018г. было размещено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведен перерасчет за 2015 и 2016 года по земельному участку г. Краснодар <адрес> и доначислен земельный налог за 2015 в сумме 180747 руб. и за 2016г. в сумме 342695 руб., начислен земельный налог за 2017 год в сумме 202872 руб. Произведен перерасчет за 2015 и 2016 года по земельному участку г. Краснодар, <адрес> и начислен земельный налог за 2015 год в сумме 48423 руб., за 2016 год в сумме 48423 руб., начислен земельный налог за 2017 год в сумме 60529 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ начислен налог на имущество физических лиц за объект - квартиру по адресу: г. Краснодар <адрес> кв. ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1234 руб., согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2146 руб., согласно налоговому уведомлению № от 23.09.2018г. начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2044 руб., право собственности на которое было прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговому уведомлению № от 23.09.2018г. начислен налог на имущество физических лиц за объект «иные строения, помещения» Гаражный бокс по адресу: г. Краснодар <адрес>, 6 в размере 22 руб. с применением неверной налоговой ставки вместо 0,5% вместо 0,2%.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налогов на указанные объекты недвижимости, однако ответ в установленный законом срок не получила, в связи с чем, обжаловала действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
13.12.2018г. ИФНС России № по г. Краснодару внесла исправления в начисления налогов на сумму 350228 рублей, между тем, денежные средства истцу возвращены не были.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разъяснен порядок уплаты налога, по существу заявленная жалоба не разрешена.
Носова Г.В. указывает, что является пенсионеркой, зарегистрированной на территории муниципального образования город Краснодар, имеет право на льготу по уплате земельного налога в 2017 году по земельному участку г. Краснодар, <адрес>. На принадлежащем ей земельном участке по <адрес> в г. Краснодаре предпринимательская деятельность не осуществляется, расчет земельного налога как на земельный участок, используемый в предпринимательской деятельности, является необоснованным.
Полагает, что в классификации объектов недвижимости для налогообложения по налогу на имущество физических лиц объект: гаражный бокс № по <адрес> в г. Краснодаре вместо "иные помещения" должен быть отнесен в группу "гаражи и машино-места", в связи с чем, налог на имущество физических лиц должен быть пересчитан.
Административный истец считает, что принятые решения ИФНС № по г. Краснодару, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в части размера и вида начисленных ей налогов являются незаконными, не соответствующими действующему законодательству, существенно нарушающими ее права и интересы, для защиты которых обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца Носовой Г.В. по доверенности ФИО3 заявленные требования административного иска уточнил и просит отменить решение ИФНС № по г. Краснодару о доначислении земельного налога за 2015, 2016 и начислении земельного налога за 2017 год в отношении земельных участков по адресам г. Краснодар, <адрес> и г. Краснодар, <адрес>, выраженное в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления ФНС России по Краснодарскому краю. Обязать ИФНС № по г. Краснодару произвести расчет земельного налога на земельный участок по адресу г. Краснодар, <адрес> и установить его размер с учетом льгот: за 2015 год-9 080 рублей, за 2016 год - 0 рублей, за 2017 год - 0 рублей. Обязать ИФНС № по г. Краснодару произвести расчет земельного налога на земельный участок по адресу г. Краснодар, <адрес> и установить его размер с учетом льгот: за 2015 -2017 годы - 0 рублей, обязать возвратить излишне взысканный земельный налог в сумме 548 593 рубля. Взыскать с ИФНС № по г. Краснодару проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 98 039,73 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 12 732 рубля.
Представитель административного ответчика ИФНС России № по г. Краснодару ФИО4 в судебном заседании возражала, просила в иске отказать, показала, что налоговая база определяется исходя из сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, Носовой Г.В. произведен расчет обязательных налогов и сборов. После уточнении сведений, касаемых земельных участков, налоговой инспекцией был подготовлен перерасчет земельного налога, возвращен излишне уплаченный земельный налог на сумму 350228 руб. Указывает, что земельный участок по адресу г. Краснодар <адрес>, числится с 01.01.2018г. с видом разрешенного использования «автостоянки, гаражи, автомобильные парковки», земельный участок по адресу г. Краснодар, <адрес> числится с ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «общественные здания административного значения, административные и офисные здания», налоговой инспекцией начислен налог согласно вида разрешенного использования без льгот, которые в данном случае не предусмотрены. Оснований и полномочий к изменению вида объекта налогообложения налоговый орган не имеет.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО5 против заявленных требований административного иска возражала, указывая, что нарушений в начислении Носовой Г.В. земельного налога и налога на имущество физических лиц не имеется.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания, не предоставил.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу требований ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, Носова Г.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России № по г. Краснодару, №.
Носова Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202027:72, вид разрешенного использования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «для индивидуальной жилой застройки»; с ДД.ММ.ГГГГ «автостоянки, гаражи, автомобильные парковки», а также земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202027:15, вид разрешенного использования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «для индивидуальной жилой застройки»; с ДД.ММ.ГГГГ «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания».
Административным истцом уплачен земельный налог за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:72 в размере 12 106 рублей; за земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:15 в размере 0,00 руб. с учетом налоговых льгот, за 2016 год на земельный участок с кадастровым номером № – в размере 12 106 рублей, на земельный участок с кадастровым номером № – в размере 0,00 рублей с учетом налоговых льгот.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории Краснодарского края земельный налог, ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, установлены решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ N 3 п.2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Решение).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 7.2.9 Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» (в редакции Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 3) пенсионеры, зарегистрированные на территории муниципального образования город Краснодар, достигшие возраста 55 лет - женщины, 60 лет - мужчины, получающие трудовую пенсию по старости, освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ указанного Решения городской Думы Краснодара в случае, если налогоплательщику, относящемуся к одной из категорий, установленных подпунктами 7.2.1 - ДД.ММ.ГГГГ.1 настоящего решения, принадлежит на праве собственности, или праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения несколько земельных участков различных видов разрешенного использования, льгота предоставляется в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования по выбору налогоплательщика.
Носова Г.В. является пенсионером, зарегистрированным на территории муниципального образования город Краснодар, достигшая в 2011 году возраста 55 лет, что подтверждается пенсионным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
При начислении земельного налога с физических лиц за 2015 год по сроку уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год по сроку уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику Носовой Г.В. предоставлена льгота как пенсионеру по возрасту на земельный участок 23:43:0202027:15.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ и п. 5 Письма Министерства финансов № БС-4-2/22888 от ДД.ММ.ГГГГ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, в том числе в связи с получением налоговым органом ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления.
В связи с получением из регистрирующего органа в порядке ст. 85 НК РЙФ сведений об измененных видах разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0202027:72, 23:43:0202027:15, а именно вид «для индивидуальной жилищной застройки» был изменен на вид «автостоянки, гаражи, автомобильные парковки», Инспекцией за 2017 год был исчислен земельный налог, выполнен перерасчет налога за 2015-2016гг. ввиду ранее начисленного налога с учетом неправомерно предоставленной льготы, сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому размер земельного налога составил за 2015 год в сумме 229 170 руб., за 2016 год в сумме 391 118 руб., за 2017 в сумме 60 529 руб.
Начисленная сумма налога 883 689 руб. уплачены Носовой Г.В. самостоятельно в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
Далее в связи с обращением Носовой Г.В. с жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю, налоговым органом проведены мероприятия по вопросу установления действительного вида разрешенного использования спорных земельных участков.
В результате запроса получены следующие сведения от регистрирующего органа в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0202027:15 и 23:43:0202027:72, а именно:
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:72 по адресу г. Краснодар, <адрес>, вид разрешенного использования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «для индивидуальной жилой застройки», с ДД.ММ.ГГГГ «автостоянки, гаражи, автомобильные парковки»
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:15 по адресу г. Краснодар, <адрес> вид разрешенного использования: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «для индивидуальной жилой застройки», с ДД.ММ.ГГГГ «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания».
На основании полученного ответа из Росреестра, Инспекцией внесены в базу данных налогового орган изменения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу.
На основании полученных данных Инспекцией произведены следующие действия в отношении спорных земельных участков:
С кадастровым номером 23:43:0202027:72 по адресу г. Краснодар, <адрес>: за 2015 год аннулировано доначисление налога в размере 48 423,00 рубля; за 2016 год аннулировано начисление в сумме 60 529,00 рублей (начисление 12 106,00 рублей + доначисление 48 423,00 рубля); за 2017 год аннулировано начисление налога в сумме 60 529,00 рублей в связи с предоставлением льготы по данному земельному участку.
Таким образом, по данному земельному участку в связи с предоставлением льготы за период 2015-2017 год подлежит к уплате налог в общей сумме 12 106,00 рублей в т.ч. в сумме 12 106,00 рублей (2015 год), 0,00 рублей (2016 год), 0,00 рублей за 2017 год.
С кадастровым номером 23:43:0202027:15 по адресу г. Краснодар, <адрес>: за 2015 год аннулировано доначисление налога в размере 180 747,00 рублей.
Таким образом, по данному земельному участку за период 2015-2017 год подлежит уплате налог в общей сумме 545 567,00 рублей, в т.ч. в сумме 0,00 рублей (2015 год), 342 695,00 рублей (2016 год), 202 872,00 рубля (за 2017 год льгота предоставлена в отношении 6 соток в сумме 19 553 886,00 рублей).
На основании произведенного перерасчета за 2016 год Инспекцией сформировано уточненное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ на уплату земельного налога - 2016 год по спорным земельным участкам в сумме 342 695,00 рублей, которое сражено в Интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ не аннулированы, поскольку данные уведомления являются сводными, в них содержатся сведения доначисления по имущественным налогам физических лиц произведенные налоговыми органами Краснодарского края (код №), которые не являются предметом оспаривания и не подлежат корректировке.
Таким образом, доводы административного истца о предоставлении ей льготы по уплате земельного налога за 2015-2017г.г. как пенсионеру и размере налога 0 рублей, суд не может признать состоятельными. Носова Г.В. имела статус индивидуального предпринимателя, по ее заявлениям органом местного самоуправления изменены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 23:43:0202027:72 по адресу г. Краснодар, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ «автостоянки, гаражи, автомобильные парковки», с кадастровым номером 23:43:0202027:15 по адресу г. Краснодар, <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания», то есть с целью осуществления предпринимательской деятельности. Административным истцом приняты меры к получению разрешения на строительство коммерческих объектов недвижимости, проведены публичные слушания, т.е. в судебном заседании установлены признаки коммерческого землепользования, а именно создание соответствующих условий для использования налогоплательщиком земельного участка для предпринимательской деятельности, в связи с чем, оснований для применения налоговых льгот, предусмотренных пунктом ДД.ММ.ГГГГ Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» (в редакции Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 3), не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КА РФ, суд признает расчет сумм подлежащих уплате Носовой Г.В. налогов и сборов верными. Вопреки доводам административного истца, суд находит требования о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 548 593 рублей не подлежащими удовлетворению, поскольку расчет налогов производился в соответствии с требованиями законом, с учетом кадастровой стоимости земельных участков, вида разрешенного использования таких участков, используемых для ведения предпринимательской деятельности и, отсутствием в связи с этим, оснований предоставления Носовой Г.В. льгот как пенсионеру. Земельный участок по своим функциональным характеристикам предназначен для ведения предпринимательской деятельности и неиспользование его в соответствии с видом разрешенного использования не является обстоятельством, прекращающим обязанность административного истца по уплате земельного налога либо освобождающим его от обязанности по уплате такового.
Оснований к удовлетворению административного иска Носовой Г.В. суд не усматривает.
вышеизложенного и руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявление Носовой Галины Владимировны к Инспекции Федеральной налоговой службы России № по г. Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об обжаловании решений, обязании произвести перерасчет земельного налога, возврате излишне уплаченного налога -отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: