Дело №2а-729/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2017 года г.Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Паньшина А.В., при секретаре Валиахметовой Е.Р., с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Лабиринт-Уфа» к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконными пунктов 2,3 предписания №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Лабиринт-Уфа» обратилось с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконными пунктов 2,3 предписания №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лабиринт-Уфа» получило предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, согласно которому ООО «Лабиринт-Уфа» надлежит устранить нарушения действующего законодательства в количестве 3 пунктов, полагает, что пунктами 2,3 предписания на общество незаконно и необоснованно возлагаются обязанности по устранению следующих нарушений. 2 пункт предписания «соблюдать требования ст.113 ТК РФ (привлекать к работе в выходные и нерабочие дни работника лишь с его письменного согласия)». ООО «Лабиринт-Уфа» осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции в обособленных подразделениях-магазинах «Красное&Белое». В магазинах установлен режим работы ежедневно, без перерыва и выходных с 09:00 до 22:05 часов по местному времени. Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан проводила проверку в отношении С.В.П., который был принят в ООО «Лабиринт-Уфа» на должность администратора магазина. По итогам проверки выдано предписание и указано на необходимость привлечения в выходные и праздничные дни с письменного согласия работника. Между тем, в трудовом договоре с С.В.П. пункт 5.1 (был предоставлен при проверке) и в Правилах внутреннего распорядка пункт 6.4 (с ПВТР знакомятся все работники общества, имеется подпись работника об ознакомлении на 3 странице трудового договора), для администраторов магазинов в ООО «Лабиринт-Уфа» устанавливается следующий режим рабочего времени: «пятидневная рабочая неделя для администраторов со скользящим графиком (с двумя выходными днями), с 09 часов до 18 часов. Обеденный перерыв – один час». Так, например, для других сотрудников магазина установлен режим рабочего времени: «для продавцов-кассиров и сотрудников ОПП магазинов – чередование рабочих и нерабочих дней, с 09 часов до 22 часов. Обеденный перерыв – один час» (Пункт 6.4.ПВТР). Таким образом, исходя из норм трудового законодательства (статьи 100,111,113,305 ТК РФ) С.В.П. как администратор магазина и иные сотрудники магазинов ООО «Лабиринт-Уфа» (продавец-кассир, сотрудник отдела по предотвращению потерь) согласны и ознакомлены при трудоустройстве в трудовом договоре, в Правилах внутреннего трудового распорядка с режимом работы, который предполагает работу в выходные и праздничные дни, дополнительное письменное согласие о необходимости выхода на работу в выходной либо праздничный день не требуется. Кроме того, в случае привлечения работника к работе в «свой выходной день», определенный графиком либо в праздничный день ООО «Лабиринт-Уфа» производит оплату в соответствии со ст.153 ТК РФ в размере не менее двойной или часовой тарифной ставки. 3 пункт предписания «произвести С.В.П. оплату за работу в праздничный день, а именно 11.10.2016 в соответствии с требованиями ТК РФ (с учетом требования ст.236 ТК РФ)». Статьей 112 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень нерабочих праздничных дней в Российской Федерации, День Республики Башкортостан в данном перечне не значится. Между тем, помимо общенациональных праздников в субъектах РФ могут быть установлены дополнительные религиозные праздники. Положение о возможности устанавливать дополнительные религиозные праздники в регионах зафиксировано не ТК РФ, а иным нормативным актом – п.7 ст.4 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Согласно ст.3.1 Закона Республики Башкортостан «О праздничных и памятных датах в РБ» от 27.02.1992 №ВС-10/21 в случае совпадения религиозных праздников с рабочим днем работнику по его заявлению с согласия работодателя предоставляется день отдыха в счет ежегодного отпуска либо на других условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ, то есть п.3.1 предусмотрено предоставление гарантий для работников (день отдыха или двойная оплата) только для религиозных праздников (таких как Ураза-Байрам, Курбан-байрам). День Республики Башкортостан не является религиозным праздником, требования положений ТК РФ о необходимости оплаты за праздничный день на 11.10.2016 не распространяется.
На судебное заседание административный истец, их представитель, заинтересованное лицо С.В.П. не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной повесткой, в соответствии с частью 7 названной статьи информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец, их представитель, заинтересованное лицо С.В.П. об отложении дела не просили и доказательства уважительной причины неявки не представили.
Неявка в судебное заседание административного истца, их представителя, заинтересованного лица С.В.П. не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В возражениях представитель административного ответчика ООО «Лабиринт-Уфа» ФИО1 просит оставить без изменений предписание №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, отказать ООО «Лабиринт-Уфа» в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным предписания №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017.
В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованное лицо ФИО1 просила оставить без изменения предписание № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, по доводам, изложенным в ее возражении.
Суд, выслушав мнение и пояснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1, исследовав административное исковое заявление, письменное возражение административного ответчика, материалы дела и материалы проверки, приходит к следующему.
На основании жалобы (заявления) С.В.П. Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан было издано распоряжение от 31.01.2017 №№7-228-17-ОБ/3238/6/1 о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Лабиринт-Уфа».
По результатам проведения проверки ООО «Лабиринт-Уфа» вынесено предписание № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 (л.д. 4-5), которым на ООО «Лабиринт-Уфа» возложены обязанности, в том числе: п. 2 «соблюдать требования ст.113 ТК РФ (привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работника лишь с его письменного согласия)»; п. 3 «произвести С.В.П. оплату за работу в праздничный день, а именно 11.10.2016 г. в соответствии с требованиями ст. 153 ТК РФ (с учетом требований ст. 236 ТК РФ».
В связи с тем, что проверка проводилась по заявлению С.В.П., то и предписание №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 вынесено в отношении работника ООО «Лабиринт-Уфа» С.В.П., что также следует из самого предписания.
В соответствии с требованиями частей 1, 2, 3, 5, 6, 8 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях: 1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; 3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Таким образом, исходя из данных требований закона, для привлечения С.В.П. в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо выполнение двух условий: 1) письменное распоряжение работодателя; 2) получение от него письменного согласия на это.
Обязанность на привлечение работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по письменному распоряжению работодателя предписание № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 не содержит.
В пункте 5.1 трудового договора с С.В.П. (л.д. 17-19) и в пункте 6.4 правил внутреннего трудового распорядка в ООО «Лабиринт-Уфа» (л.д. 20-24), для администраторов магазинов в ООО «Лабиринт-Уфа» устанавливается следующий режим рабочего времени: «пятидневная рабочая неделя для администраторов со скользящим графиком (с двумя выходными днями), с 09 часов до 18 часов. Обеденный перерыв – один час», о чем С.В.П. был ознакомлен под роспись (л.д. 19), таким образом он фактически дал свое письменное согласие на привлечение к работе в выходные дни, предусмотренные ч. 2 ст. 111 ТК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 111 ТК РФ у работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, к которым относится согласно устава (л.д. 10-14) и ООО «Лабиринт-Уфа», выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
Как следует из материала внеплановой документарной проверки ООО «Лабиринт-Уфа» по жалобе (заявлению) С.В.П., и как пояснила в суде представитель административного ответчика и заинтересованное лицо ФИО1, то случаев привлечения С.В.П. в выходные дни, установленные ему трудовым договором № ЛФ0000506 от 27.05.2016 и правилами внутреннего трудового распорядка в ООО «Лабиринт-Уфа», выявлено не было.
В связи с чем, указание в п. 2 предписания № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 о том, что привлекать к работе в выходные дни работника лишь его письменного согласия, является необоснованным, а требования в этой части административного истца подлежат удовлетворению.
Между тем, так как в трудовом договоре с С.В.П. и в правилах внутреннего трудового распорядка, не отражен порядок привлечения работника в нерабочие праздничные дни, а в ходе проверки было установлено, что С.В.П. был привлечен к работе в нерабочий праздничный день без его письменного согласия, то обязанность, указанная в п. 2 предписания № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 о том, что привлекать к работе в нерабочие праздничные дни работника лишь с его письменного согласия, полностью соответствует вышеуказанным требованиям ст. 113 ТК РФ, в связи с чем, доводы и требования административного истца в этой части являются несостоятельными, незаконными и удовлетворению не подлежат.
Что касается п. 3 предписания № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, то Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «б», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений разграничены статьей 6 ТК РФ.
К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений, основы правового регулирования трудовых отношений, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (часть 1 статьи 6 ТК РФ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 6 ТК РФ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (часть 3 статьи 6 ТК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ТК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно требованиям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Работникам предоставлено право на отдых, обеспечиваемое предоставлением нерабочих праздничных дней (ст.24 Всеобщей декларации прав человека, ч.5 ст.37 Конституции, ст.21 ТК РФ).
Законом Республики Башкортостан от 27.02.1992 №ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в РБ» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.10.2015 установлено, что на территории Республики Башкортостан нерабочим праздничном днем в 2016 году является 11 октября – День Республики Башкортостан.
В силу требований ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (от работника должно поступить соответствующее заявление).
Как установлено в ходе проведенной внеплановой документарной проверки ООО «Лабиринт-Уфа» и не оспаривается административным истцом, то С.В.П. на дату вынесения предписания № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, оплата за работу в праздничный день, а именно 11.10.2016 в соответствии с требованиями ст. 153 ТК РФ (с учетом требований ст. 236 ТК РФ) не произведена, заявления о предоставлении дня отдыха за работу в праздничный день 11.10.2016 он не подавал.
В связи с чем, доводы и требования административного истца в этой части также являются несостоятельными и незаконными, как противоречащие вышеуказанным нормам законов и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 279, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ООО «Лабиринт-Уфа» к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконными пунктов 2,3 предписания №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017 удовлетворить частично.
Признать незаконным в части привлекать к работе в выходные дни работника лишь с его письменного согласия п. 2 предписания № 7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017.
В остальной части административное исковое заявление ООО «Лабиринт-Уфа» к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан о признании незаконными пунктов 2,3 предписания №7-228-17-ОБ/3238/6/3 от 13.02.2017, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: А.В. Паньшин