№ 2а-729/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Домниковой М.В.,
при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,
с участием представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Полещук Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску Бурняшева Максима Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, заинтересованные лица <адрес> Республики Крым, Администрация Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании уведомлений незаконными, признании решений незаконными и обязании совершить определённые действия, -
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, посредством своего представителя, действующего на основании доверенности ФИО5, обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, в котором просил суд: признать незаконными уведомления специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возобновить и повторно рассмотреть заявления и документы, поступившие согласно распискам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исковые требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участки с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, с кадастровым номером 90:14:101101:617, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, с кадастровым номером 90:14:101101:631, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета. <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план Окуневского сельского поселения, согласно которого указанные земельные участки включены в границы населенного пункта; согласно градостроительного регламента зона границ земельного участка является зоной ведения садоводства 2 этапа градостроительного зонирования, что предполагает в качестве основных видов разрешенного использования – «Ведение садоводства». «Коммунальное обслуживание», «Земельные участки общего назначения». Административный истец, с целью приведения в соответствии с утвержденной градостроительной документацией вид разрешенного использования земельных участков обратился в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК, вместе с тем, уведомлениями специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено кадастровое изменение указанных земельных участков, поскольку изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только в части изменения категории земель на «земли населенного пункта», на земли сельскохозяйственных угодий действия градостроительного регламента не распространяются, а потому не допускается изменение вида разрешенного использования, указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственных угодий, а потому данные участки не могут быть включены в границу территории ведения садоводства; осуществлению кадастрового учета препятствует распоряжение Главы Республики Крым №-рг от ДД.ММ.ГГГГ, которым запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков отнесенных к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Вместе с тем, административный истец с принятыми уведомлениями не согласен, считает их незаконными, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском (Т. 1 л.д. 3-6).
В процессе производства по делу, административным истцом, посредством своего представителя, действующего на основании доверенности ФИО5, подано заявление об изменении предмета иска, поскольку приняты решения административного ответчика об отказе в учете изменений, которое протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда, и в котором административный истец просил суд: признать незаконными уведомления специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возобновить и повторно рассмотреть заявления и документы, поступившие согласно распискам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; признать незаконными решения специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ (Т. 3 л.д. 1-3).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены <адрес> Республики Крым, Администрация Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым (Т. 1 л.д. 90-92).
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует телефонограмма (Т. 3 л.д. 27), в адрес суда от представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя (Т. 3 л. д. 34).
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО4 поддержал представленные ранее суду письменные возражения (Т. 1 л.д. 105-109), просил в удовлетворении иска Бурняшева М.В. отказать в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик специалист первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие (Т. 3 л.д. 38).
Представители заинтересованных лиц - <адрес> Республики Крым, Администрации Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие или об отложении судебного заседания суду не подавали.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.
Изучив доводы административного иска, заслушав возражения представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, исследовав материала административного дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Так, судом установлено и из материалов дела следует, что Бурняшеву М.В. на праве собственности принадлежат: земельный участок, площадью 10266+/-887 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №::№, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 20-21); земельный участок, площадью 5000+/-619 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 22-23); земельный участок, площадью 11978+/-958 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №::№, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 24-25); земельный участок, площадью №.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №::101101:613, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 26-30); земельный участок, площадью 7144+/-740 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №::№, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН (Т. 1 л.д. 31-32).
ДД.ММ.ГГГГ Бурняшев М.В., посредством своего представителя ФИО7, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 113-118); с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 132-137); с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 151-156); с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым №:631 (Т. 1 л.д. 170-175); с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 189-194).
Уведомлением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 126-129).
Уведомлением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 145-148).
Уведомлением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 164-167).
Уведомлением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 183-186).
Уведомлением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено осуществление кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Т. 1 л.д. 202-205).
Решением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в учете изменений объекта недвижимости (Т. 1 л.д. 130).
Решением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в учете изменений объекта недвижимости (Т. 1 л.д. 149).
Решением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в учете изменений объекта недвижимости (Т. 1 л.д. 168).
Решением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в учете изменений объекта недвижимости (Т. 1 л.д. 187).
Решением специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в учете изменений объекта недвижимости (Т. 1 л.д. 206).
Основанием для принятия указанных решений послужило то, что в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так порядок государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 13 Закона о регистрации, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
В силу части 2 указанной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Проверка юридической силы документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, административный ответчик обязан проводить правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бурняшев М.В., посредством своего представителя ФИО7, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об изменении вида разрешенного использования с «сельскохозяйственное использование» на «ведение садоводства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90№
Как указывает административный истец в своем исковом заявлении, в обоснование исковых требований, поводом для обращение к административному ответчику с заявлениями об изменении вида разрешенного использования с «сельскохозяйственное использование» на «ведение садоводства» послужило то, что решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план Окуневского сельского поселения, согласно которого указанные земельные участки включены в границы населенного пункта, решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки Окуневского сельского совета, в составе которых утверждена карта территориальных зон и согласно градостроительного регламента зона границ земельного участка является зоной ведения садоводства 2 этапа градостроительного зонирования, что предполагает в качестве основных видов разрешенного использования – «Ведение садоводства».
В рамках проведения проверки сведений об объектах недвижимости и документов, представленных с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, административным ответчиком - специалистом первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 выявлено наличие оснований для приостановления государственного кадастрового учета.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "а" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия).
Так, согласно должностного регламента специалиста - эксперта отдела учета земельных участков № Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, к обязанностям специалиста - эксперта отдела учета земельных участков № Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым относится рассматривать в установленном законодательством порядке и в установленные сроки заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка (в том числе, учет части земельного участка и учет адреса правообладателя земельного участка) (п. ДД.ММ.ГГГГ Должностного регламента).
Таким образом, специалист первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 наделен полномочиями на принятие решения по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, как принятие уведомления о приостановлении, так и решения об отказе осуществлении кадастрового учета.
Как следует из материалов административного дела, а именно уведомлений специалиста первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в отношении указанных земельных участков послужило то, что согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов; на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента; с учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов»; включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 ФЗ 3 191, однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствует основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, представленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям; кроме того, основанием для приостановления послужило и то, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не могут быть изменены, порядок использования земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются,, не связан с принятием правил землепользования и застройки и внесением в них изменений, таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до изменения категории данных земель, например на земли населенных пунктов, не допускается силу требований действующего федерального законодательства; согласно п. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке; в соответствии с п. 1 Распоряжения Главы Республики Крым №-рг от ДД.ММ.ГГГГ запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угольям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку на основании ст. 79 ЗК РФ и ст. 36 ГсКРФ.
Так, согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе земли населенных пунктов, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее ФЗ-101) настоящий закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 ФЗ-101 одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Вместе с тем в данном ФЗ-101 отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем в данном случае применяются правила, установленные ЗК РФ и ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статья 36 ГрК РФ предусматривает, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1).
Согласно ч. 3 указанной статьи действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для определенных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Так, согласно данным выкипировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение муниципального образования <адрес> Республики Крым, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № находятся в предполагаемой территориальной зоне ведения садоводства градостроительного зонирования (Сх3-1).
Согласно решению 133 заседания 1 созыва <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым» - второ й этап – земли сельскохозяйственного назначения, включенные генеральным планом поселения в границы населенных пунктов, для которых градостроительные регламенты установлены статьями 47.1,49.1,50.1,53.1,55.1,56.1,57.1,58.1,59.1,60.1,61.1,63.1,65.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым вводиться в действие с ДД.ММ.ГГГГ; до ДД.ММ.ГГГГ использование земельных участков в границах территориальных зон Ж1-1, О1-1, П1-1, Т1-1,Сх2-1, Сх3-1, Р1-1, Р2-1, Р3-1,Р4-1, Сп1-1, Сп5-1 осуществляется в соответствии фактическим видам разрешенного использования земельных участков, содержащихся в едином государственным реестре недвижимости и (или) правоустанавливающих документах (Т. 1 л.д. 102-103).
В соответствии с п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 943, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо на основании соответствующего акта уполномоченного органа.
Таким образом, использование административным истцом земельных участков с кадастровыми номерами № расположенными по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, которые находятся в предполагаемой территориальной зоне ведения садоводства градостроительного зонирования (Сх3-1), должно осуществляться в соответствии фактическим видам разрешенного использования земельных участков, содержащихся в едином государственным реестре недвижимости и (или) правоустанавливающих документах до ДД.ММ.ГГГГ, а потому действие решения <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым» в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу будет распространяться после ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены "Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 378.
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон об особенностях) и "Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель".
Так, сведения о виде разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № внесены на основании межевого плана (Т. 3 л.д. 55-74), согласно которого указанные земельные участки образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование; сведения о виде разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № внесены на основании межевого плана (Т. 3 л.д. 75-89), согласно которого указанные земельные участки образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование; сведения о виде разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № внесены на основании межевого плана (Т. 3 л.д. 90-104), согласно которого указанные земельные участки образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование.
В свою очередь, сведения в ЕГРН внесены на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯА № (Т. 3 л.д. 107-108).
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование, а также виды разрешенного использования таких земельных участков не устанавливаются, вследствие чего и не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам, то есть использование земельного участка находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которой он отнесен.
Сведения о переводе земельного участка в иную категорию отсутствуют, кроме того решением 133 заседания 1 созыва <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым» - второй этап – земли сельскохозяйственного назначения, включенные генеральным планом поселения в границы населенных пунктов, для которых градостроительные регламенты установлены статьями 47.1,49.1,50.1,53.1,55.1,56.1,57.1,58.1,59.1,60.1,61.1,63.1,65.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> Республики Крым вводиться в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу изложенного, административным ответчиком законно и обоснованно приняты оспариваемые решения, а именно уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, а также решения об отказе административному истцу во внесении изменений в ЕГРН в виде изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенными по адресу: <адрес>, на территории Окуневского сельского совета, кадастровый №::№, категория земель которых установлена как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Таким образом, поскольку оспариваемые решения приняты административным ответчиком в пределах полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены законом, и права административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется, в силу чего административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-182, 297-299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Бурняшеву Максиму Владимировичу в удовлетворении административного иска к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, заинтересованные лица <адрес> Республики Крым, Администрация Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании уведомлений незаконными, признании решений незаконными и обязании совершить определённые действия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья М.В. Домникова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Домникова