Дело № 2а-729/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
г. Омск 28 февраля 2018 г.
Ленинский районный суд г. Омскав составе председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Гугучкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Омск ул. Труда, 29 А административное дело по административному иску ФИО6 к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка обязании повторно рассмотреть и принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
В Ленинский районный суд с административным иском обратился ФИО7 М.А., просил признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной схеме расположения участка. Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в течение месяца с момента вступлениярешения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО8 М.А. ипринятьрешение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на плане соответствующей территории РФ по адресу: <адрес> Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предоставить земельный участок под нежилым помещением по адресу: <адрес> образованный согласно утвержденной схеме расположения участка, в собственность за плату без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО9 М.А. на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое помещение площадью 264,6 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>. Последний обратился в Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, для последующего приобретения испрашиваемого земельного участка в собственностьбез проведения торгов. 06.12.2017 года из Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска был получен ответ, согласно которому в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано, по следующим основаниям: одним из документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, наличие которого обязательно для принятия решения о предварительном согласовании предоставления участка, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке. В ЕГРН, содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО10 М.А. на праве собственности. Данное нежилое помещение расположено: в здании с кадастровым номером №, являющимся многоквартирным жилым домом. И поскольку, по мнению Департамента все помещения в здании по адресу: <адрес> принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, приобретение испрашиваемого земельного участка возможно только в общую долевую собственность.
Земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером № по ул.<адрес>, уже оформлен в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирном доме, проведена процедура межевания и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.Так, на основании муниципального контракта № № от 28.08.2009 года, заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и Муниципальным предприятием «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» были проведены работы по осуществлению государственного кадастрового учета, расчету долей в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, занятый многоквартирным домом по адресу: <адрес>, при этом земельный участок под нежилым помещением, входящим в состав многоквартирного дома в площадь и границы вновь образуемого земельного участка не вошел.На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № <адрес> от 24.12.2009 года утверждена схема расположения на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала №, относящегося к категории земель населенных пунктов, земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, <адрес>. Земельному участку присвоен кадастровый номер №, и нежилое помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, принадлежащее ФИО11 М.А. в настоящее время находится за пределами земельного участка под многоквартирным домом. Принимая во внимание, что право собственности на земельный участок под многоквартирным домом оформленов общую долевую собственность, приобретение земельного участка в общую долевую собственность, как того требует Департамент и ст. 39.20 Земельного кодекса РФ - не представляется возможным. Указанное обстоятельство, препятствует истцу в реализации своего права на оформление земельного участка под принадлежащем ему на праве собственности нежилым помещением в собственность без проведения торгов. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной схеме расположения участка. Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в течение месяца с момента вступлениярешения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО12 М.А. ипринятьрешение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на плане соответствующей территории РФ по адресу: <адрес>. Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предоставить земельный участок под нежилым помещением по адресу: <адрес> образованный согласно утвержденной схеме расположения участка, в собственность за плату без проведения торгов.
Административный истец ФИО13 М.А. участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, причина неявки не известна.
Представитель административного истца ФИО14 С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, ФИО15 Т.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, в котором просила в заявленных требованиях отказать, по доводам изложенным в отзыве, указав, что Департамент действует в соответствии с решением Омского городского Совета № № от 26.10.2011 «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска» (далее - решение ОГС № №).
В соответствии с пп.1.1 п. 20 решения ОГС № № департамент является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством (уполномоченным органом).
Согласно пп. 12.1 п. 20 решения ОГС № № департамент принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием оснований отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом.Административный истец обратился в департамент с заявлением о предварительном согласованиипредоставления земельного участка, расположение которого установлено по адресу: <адрес> Ответом от 03.12.2017 департамент сообщил заявителю об отказе в утверждении схемы земельного участка.
П. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем,утвержденнымприказом Министерстваэкономического развития Российской Федерации от 12.01.2015№ 1«Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
Согласно Приказу одним из документов подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, наличие которого обязательно для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, является выписка из Единого государственного реестра недвижимостиоб основных характеристиках здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Отделом «Служба одного окна» МУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Омска» в порядке межведомственного информационного взаимодействия были запрошены выписки из ЕГРН на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
Согласно полученным сведениям в ЕГРН, содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО16 М.А. на праве собственности. Данное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером №, являющимся многоквартирным жилым домом.
В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений (жилых и нежилых) в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Ст. 39.20 ЗК РФ, определяющей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, установлено, что в случае, если помещения в здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участковна кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 указанной статьи.
При этом п. 3 ст. 11.3 ЗКРФ установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, возможность образования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, действующим земельным законодательством не предусмотрена.
Также, предлагаемое образование земельного участка под частью жилого дома (нежилым помещением), противоречит установленным ст. 11.9 ЗК РФ требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения на них объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, в соответствии с пп. 1,3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ департамент отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или)земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Судом установлено, что ФИО17 М.А. является собственником нежилого помещения, площадью 264,6 кв.м., расположенного на 1 этаже по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №
Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска письмом от 06.12.2017 года № № отказал ФИО18 М.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно сведениям из ЕГРН, нежилое помещение с кадастровым номером №, принадлежит ФИО19 М.А. на праве собственности. Данное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером №, являющимся многоквартирным жилым домом.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое право закреплено также в ст. 24.1 ЗК РС(Я).
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, определяющей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, установлено, что в случае, если помещения в здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участковна кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 указанной статьи.
При этом п. 3 ст. 11.3 ЗКРФ установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, возможность образования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, действующим земельным законодательством не предусмотрена.
Также, предлагаемое образование земельного участка под частью жилого дома (нежилым помещением), противоречит установленным ст. 11.9 ЗК РФ требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения на них объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности отказа Департамента имущественных отношений Администрации города Омска ФИО20 М.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО21 к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании повторно рассмотреть и принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.Н. Гончаренко
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2018 года