ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-729/2021 от 01.06.2021 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-729/2021

УИД 35RS0009-01-2021-000870-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Беловой А.А.,

при секретаре Корнеевой Ю.В.

с участием представителя административного истца Игумнова В.В. по ордеру адвоката Сапуновой Т.А., представителя административного ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Агафоновой Ю.С., представителя заинтересованного лица ФКУ «Упрдор «Холмогоры» по доверенности Ветрова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игумнова В.В. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

решением администрации Вологодского муниципального района, оформленным письмом № от 24.02.2021, Игумнову В.В., являющегося арендатором испрашиваемого земельного участка, было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером на основании пункта 6, 19 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (испрашиваемый земельный участок частично расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения <данные изъяты> и является ограниченным в обороте).

Не согласившись с отказом, Игумнов В.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Вологодского муниципального района. Просил признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального района от 24.02.2021 в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 8 252 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на администрацию Вологодского муниципального района обязанность заключить с административным истцом договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

В обоснование административных исковых требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером на срок до 18.12.2037, имеет право на предоставление земельного участка в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в предоставлении земельного участка с собственность полагал незаконным, поскольку положения статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации об отнесении земельных участков, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, к землям, ограниченным в обороте, применяется только к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, однако, испрашиваемый земельный участок не относится к землям населенных пунктов. Кроме того, ни Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации», ни Земельный кодекс Российской Федерации не относит земельные участки, расположенные в границах придорожных полос, к земельным участкам, ограниченным в обороте.

Определением Вологодского районного суда от 06.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ «Упрдор «Холмогоры».

Протокольным определением Вологодского районного суда от 29.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района.

Протокольным определением Вологодского районного суда от 31.05.2021 приняты уточненные административные исковые требования Игумнова В.В. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> площадью 8252 кв.м в собственности Игумнову В.В., выраженного в письме от 24.02.2021 исх. ; возложении на администрацию Вологодского муниципального района обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить и направить в адрес Игумнова В.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 8252 кв.м.

Административный истец Игумнов В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, действует через представителя.

Представитель административного истца Игумнова В.В. по ордеру адвокат Сапунова Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок используется Игумновым В.В. по назначению для овощеводства более трех лет, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, в связи с чем Игумнов В.В. вправе приобрести земельный участок в собственность. Представленные административным ответчиком и заинтересованным лицом акты осмотра земельного участка являются недопустимыми доказательствами, поскольку неиспользование земельного участка основанием для оспариваемого отказа не являлось. Целью оформления земельного участка в собственность является уменьшение финансовых расходов на его содержание, поскольку сумма земельного налога меньше, чем арендная плата. Земельные участки в границах придорожных полос имеют особый режим использования, однако, не ограничены в обороноспособности. Действующим законодательством установлено, что в придорожной полосе автомобильной дороги запрещается строительство, за исключением объектов придорожного сервиса, иных ограничений не установлено. Игумнов В.В. испрашивает земельный участок сельскохозяйственного назначения для овощеводства, а не для строительства. Согласно приложению к распоряжению об установлении придорожной полосы большое количество земельных участков, в отношении которых установлено обременение в виде придорожной полосы, находится в собственности, следовательно, запрет на передачу таких участков в собственность отсутствует. Кроме того, оспариваемый отказ оформлен письмом, не являющимся нормативным актом, полномочия лица, подписавшего отказ, на принятие такого рода решения административным ответчиком не представлены.

Представитель административного ответчика администрации Вологодского муниципального района Вологодской области по доверенности Агафонова Ю.С. в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала оспариваемый отказ административному истцу в предоставлении земельного участка законным и обоснованным. Пояснила, что придорожная полоса является частью автомобильной дороги федерального значения, предназначена для эксплуатации такой дороги, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах придорожных полос ограничены в обороте. Действующее законодательство не содержит специальных требований к форме отказа в предоставлении в собственность земельного участка, который может быть также оформлен письмом, оспорен в судебном порядке. Полномочия Проничевой М.В. на подписание указанного отказа подтверждаются представленными документами.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Упрдор «Холмогоры» по доверенности Ветров О.Н. в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что земельный участок Игумновым В.В. по назначению не используется, о чем свидетельствует акт, составленный ФКУ «Упрдор «Холмогоры», как владельцем автодороги, с приложенными фотоматериалами, в связи с чем Игумнов В.В. не вправе приобрести его в собственность. Кроме того, в силу положений пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 257-ФЗ и Приказа Минтранса РФ № 4 земельные участки в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения ограничены в обороте. Кроме того, полагал, что земельные участки сельскохозяйственного использования не в границах некоммерческого объединения не могут предоставляться в собственность гражданам.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом. В представленном отзыве на административное исковое заявление указали, что земельный участок с кадастровым номером согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области 03.08.2020 № 904, расположен на сельскохозяйственных угодьях. Согласно генеральному плану Лесковского сельского поселения, утвержденному решением Совета Лесковского сельского поселения от 11.10.2012 № 158, расположен вне границ населенных пунктов. Разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что истец Игумнов В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 8 252 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – овощеводство, расположенного по адресу: <адрес> на срок по 18.12.2037 на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2017, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

В силу части 3.1 статьи 90 ЗК РФ для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно пункту 16 указанной статьи придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Поскольку в силу положений подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, а в силу положений Закона № 257-ФЗ придорожная полоса – это территория, предназначенная для нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги, земельные участки в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте.

В силу положений статьи 26 Закона № 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Согласно сведениям ЕГРН, информации ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Управления Росреестра по Вологодской области через земельный участок с кадастровым номером проходит зоны с особыми условиями использования территории, учетный номер – , тип зоны (территории) – придорожная полоса, вид (наименование) объекта по документу - придорожные полосы объекта Автомобильная дорога общего пользования федерального значения <данные изъяты> на территории Вологодского района Вологодской области. Сведения о данной зоне внесены в ЕГРН 05.05.2014 на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» № 1997-р от 27.11.2013.

Таким образом, материалами дела установлено, что арендуемый истцом земельный участок относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, который не подлежит предоставлению в частную собственность, поскольку случаи предоставления данных участков в собственность, федеральными законами не установлены.

Согласно пунктам 6, 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: в случае, если земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Неправильное указание в оспариваемом отказе на положения пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, касающиеся земель населенного пункта, отмену оспариваемого распоряжения не влекут.

Доводы административного истца о том, что статья 27 ЗК РФ распространяет свое действие лишь на земельные участки в границах населенных пункта, являются необоснованными, поскольку указанные ограничения применяются лишь в отношении особо охраняемых природных территорий (статья 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акта Российской Федерации»).

Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2020 № 4 (далее – Порядок) установлено, что собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком; недопущения нанесения вреда автомобильной дороге федерального значения и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения. Однако, данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку собственность на указанные земельные участки могла возникнуть ране, до установления границ придорожных полос в установленном законом порядке.

Административный истец Игумнов В.В., принимая на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от 29.12.2017, был обязан убедиться в отсутствии ограничений и обременений в отношении данного земельного участка ввиду открытости и доступности сведений ЕГРН с учетом того, что информация о наличии зоны с особыми условиями в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена 27.11.2013, внесена в ЕГРН 05.05.2014, а испрашиваемый истцом земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером в 2016 году (межевой план от 08.12.2016), земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 22.12.2016 вместе со сведениями о наличии ограничений т обременений в использовании.

Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно передачи в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, отсутствует.

Доводы представителя административного истца о принятии оспариваемого отказа в виде письма правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку не нарушают право административного истца на судебную защиту. Полномочия должностного лица администрации Вологодского муниципального района Проничевой М.В. на принятие оспариваемого отказа подтверждаются постановлением администрации Вологодского муниципального района от 22.05.2020 № 1292.

Таким образом, оспариваемое решение принято администрацией Вологодского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно передачи в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, отсутствует, в связи с чем испрашиваемый истцом земельный участок не может быть представлен в частную собственность, в связи с чем оснований для признания незаконным отказа администрации Вологодского муниципального района от 24.02.2021 истцу в предоставлении в собственность земельного участка, не имеется.

На основании изложенного требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить и направить в адрес Игумнова В.В. проект договора купли-продажи земельного участка, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Игумнова В.В. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись

Копия верна

Судья А.А. Белова

Решение в окончательной форме принято 01.06.2021.