ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-730 от 12.07.2022 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-730(1)/2022г.

64RS0043-01-2022-002117-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.07.2022 г. п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,

при помощнике судьи Ребровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело поадминистративному исковому заявлению прокурора Саратовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании незаконным распоряжения

установил:

прокурор Саратовского района обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом Саратовской области, в котором просит признать недействительным перевод земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования «Склады»; признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.10.2019г. «О переводе земельных участков из одной категории в другую (Кузовкин А.С.)».

В обоснование требований указано, что в прокуратуру Саратовского района поступило обращение и.о. главы Саратовского муниципального района ФИО3 по вопросу законности перевода земель из одной категории в другую на территории Михайловского муниципального образования. В ходе проверки, было установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.10.2019г. земельный участок с кадастровым номером , площадью 361501 кв.м. переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Данное распоряжение выдано на основании письма-согласия администрации Саратовского муниципального района от 17.09.2019г. за подписью главы администрации ФИО4. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что такого письма администрация не издавала и, соответственно ФИО4 его не подписывал. Сведения, подтверждающие соответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории в комитет по управлению имуществом Саратовской области не направлялись и административным ответчиком не истребовались. В связи с указанным, административный истец полагает, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение подп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель ли земельных участков из одной категории в другую».

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и письменные возражения по делу.

Представитель Маргиева Э.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку процедура перевода земельного участка из одной категории в другую не нарушена.

Представитель Кузовкина А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав при этом, что Кузовкин А.С. не обращался за переводом спорного земельного участка из одной категории в другую. Пояснить по поводу происхождения письма администрации Саратовского муниципального района от 17.09.2019г., распоряжения комитета по управлению имущества от 07.10.2019г. ничего не может.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По административному делу установлено, что на основании определения Октябрьского районного суда г.Саратова от 29.01.2019г. Кузовкин А.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: пастбище, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 361501 кв.м.. Право собственности зарегистрировано 04.03.2019г..

18.10.2019г. Кузовкин А.С. заключил с Маргиевым Э.В., в лице ФИО5, договор купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером .

22.11.2019г. между Кузовкиным А.С. и Маргиевым Э.В., в лице ФИО5, заключено дополнительное соглашение договору купли-продажи от 18.10.2019г., в соответствии с которым п. 2 договора изложен в новой редакции: «Продавец и Покупатель пришли к соглашению о цене продаваемого земельного участка в сумме 2000000 руб… На момент заключения настоящего дополнительного соглашения Сторонам известно об изменении статуса земельного участка с кадастровым номером , категория разрешенного использования земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; вид разрешенного использования - склады.

Кроме того, из материалов дела следует, что 20.09.2019г. в комитет по управлению имуществом Саратовской области поступило заявление от имени Кузовкина А.С. (вх. ) о переводе земельного участка, расположенного по адресу: », пастбище, с кадастровым номером , площадью 361501 кв.м. из земель Сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; в целях размещения складов.

К данному заявлению были приложены: копия паспорта на имя Кузовкина А.С., сведения ЕГРН по состоянию на 26.09.2019г. в отношении земельного участка с кадастровым номером , письмо главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 17.09.2019г. о том, что испрашиваемое целевое назначение земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения соответствует Схеме территориального планирования Саратовского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 23.12.2009г. и генеральному плану Михайловского муниципального образования, утвержденному решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 17.01.2011г. .

На основании вышеуказанного ходатайства и представленных документов, комитетом по управлению имуществом Саратовской области принято распоряжение от 07.10.2019г. «О переводе земельных участков из одной категории в другую (Кузовкин А.С.)».

В силу положений ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Частями 4, 4.1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ предусмотрено, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) (ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).

Приказом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 08.07.2013 N 138-к утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством"

Данным административным регламентом (п. 2.18, 2.19) предусмотрено, что в случае перевода земель из одной категории в другую заявитель вправе представить, в том числе документы, подтверждающие соответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, либо документы о том, что утвержденные документы территориального планирования и документация по планировке территории, землеустроительная документация не существуют.

Пунктом 2.20 административного регламента предусмотрено, что в случае если документы, указанные в пунктах 2.18 - 2.19 настоящего Регламента, не представлены заявителем по собственной инициативе, такие документы запрашиваются Комитетом в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Из объяснений ФИО4 от 31.01.2021г. следует, что Кузовкин А.С. по вопросу перевода земель из одной категории в другую на личный прием к главе администрации Саратовского муниципального района не приходил, обращения не направлял.

Согласно заключению эксперта от 29.03.2022г. МО МВД России «Саратовский» Саратовской области, подписи от имени главы Саратовского муниципального района в письме на имя Кузовкина А.С. от 17.09.2019г. и в письме от 17.09.2019г. выполнены не ФИО4, а другим лицом (лицами) с подражанием подписи ФИО4

Из журнала регистрации отправляемых документов главы, журнала регистрации исходящей корреспонденции администрации Саратовского муниципального района за сентябрь 2019г. усматривается, что письмо от 17.09.2019г. за исх. не регистрировалось.

Кроме того, представитель Кузовкина А.С. подтвердил, что Кузовкин А.С. не обращался в администрацию Саратовского муниципального района по вопросу подтверждения соответствия испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что письмо главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 17.09.2019г. за подписью ФИО4 не принималось и в таком виде Кузовкину А.С. не выдалось.

Комитетом по управлению имуществом Саратовской области не оспаривалось в своих возражениях, что подлинность представленных в комитет от имени Кузовкина А.С. документов не проверялась и документы, подтверждающие соответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, либо документы о том, что утвержденные документы территориального планирования и документация по планировке территории, землеустроительная документация не существуют не запрашивались.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении установленного Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ порядка перевода земель из одной категории в другую, что является основанием для удовлетворении требований истца и признании незаконным распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.10.2019г. «О переводе земельных участков из одной категории в другую (Кузовкин А.С.)», признании недействительным перевода земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования «Склады».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Саратовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании незаконным распоряжения удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.10.2019г. «О переводе земельных участков из одной категории в другую (Кузовкин А.С.)».

Признать недействительным перевод земельного участка с кадастровым номером 64:32:052125:158 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установлением вида разрешенного использования «Склады».

Решением может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (19.07.2022г.).

Судья: