ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-730/19 от 11.06.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-730/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волхов 11 июня 2019 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Чердаковой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным уведомления от 24 января 2019 года о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным уведомления Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 января 2019 года № ****** о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******; обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № ****** в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административный истец указала, что 10 декабря 2018 года обратилась в администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******. По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительства объекта индивидуального жилищного строительства админисративным ответчиком 24 января 2019 года принято решение о недопустимости размещения объекта на земельном участке по следующим основаниям: земельный участок частично расположен в придорожной полосе автодороги общего пользования регионального значения «Зуево-Новая Ладога» в соответствии с ограничениями, установленными федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», на основании правил землепользования и застройки муниципального образования Вындиностровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 48 от 26.07.2018 г. (с изменениями № 83 от 28.12.2018 г.) Данное уведомление от 24 января 2019 года считает незаконным, поскольку автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Зуево-Новая Ладога» по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам относится к III (третьей) технической категории, следовательно, ширина полосы отвода составляет от 22 м (по 11 м от оси в обе стороны). Ось автомобильной дороги - условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы (п. 3.71 «СП 78.13330.2012. Свод Правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272).

Ссылаясь на п.п 16 п. 3 ст. 3, ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывает, что на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, который расположен в границах населенного пункта, не требуется установления охранной зоны придорожной полосы, в связи с чем полагает, что уведомление о недопустимости размещения индивидуального жилого дома незаконно, и нарушает ее права тем, что истец не имеет возможности построить жилой дом.

Протокольным определением от 30 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области в лице Волховского отдела.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 13.03.2019, в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебном заседании исковые требования не признала, представила в суд отзыв на исковое заявление. Дополнительно указав, на данный момент границы населенного пункта д. Гостинополье не установлены.

Представитель заинтересованного лица ГКУ «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» ФИО3, действующий на основании доверенности от 13.03.2019, в судебном заседании возражений по иску ФИО1 не представил, указав, что в границах населенного пункта придорожные полосы не устанавливаются.

Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области в лице Волховского отдела в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, с согласия представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО3, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № ******, площадью 1408 +/- 7.92 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ******, на основании договора купли-продажи от 20.02.2017, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 03.03.2017, запись регистрации права № ****** (л.д. 22-23).

10 декабря 2018 года (дата регистрации 18.01.2019 № ******) истец обратилась в Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащем истцу на праве собственности.

24 января 2019 года администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******, по следующим основаниям: согласно предоставленному схематичному изображению планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке (п. 4 уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома) размещение планируемого объекта ИЖС недопустимо в соответствии с ограничениями, установленными федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании правил землепользования и застройки муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 48 от 26.07.2018 г. (с изменениями № 83 от 28.12.2018 г.): земельный участок частично расположен в придорожной полосе автодороги общего пользования регионального значения «Зуево-Новая Ладога».

В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

В соответствии с положениями ч. ч. 1 и 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).

В ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ регламентировано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог") подп. «в» п. 6 Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации: в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: - размещения автомобильных дорог; - размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; - установления полос отвода автомобильных дорог (пункт 3).

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1).

В силу статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы (часть 1).

Из сообщения ГКУ «Ленавтодор» № ****** от 30.05.2019 усматривается, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Зуево-Новая Ладога» в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 № 294 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения», имеет идентификационный № ******, учетный номер № ******, находится на балансе ГКУ «Ленавтодор» и обслуживается по государственному контракту ООО «РемСЭД». Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Зуево-Новая Ладога» км 76+285 – км 101-078, км 103-962 – км 124-267 является дорогой III технической категории, ширина полосы отвода составляет 22 метра (11 метров от оси сооружения). Дорога находится в границах населенного пункта д. Гостинополье на км 90+450 – км 92-165. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы не устанавливаются для автомобильных дорого, расположенных в границах населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером № ******, расположенный по адресу: ******, из категории земель – земли населенных пунктов, не размещается в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования «Зуево-Новая Ладога».

Также из представленных публичной карты с официального сайта Росреестра, карты градостроительного зонирования следует, что земельный участок с кадастровым номером № ****** расположен в границах населенного пункта ******.

Таким образом, исходя из положений законодательства и фактических данных, содержащихся в материалах дела, следует, что на земельном участке административного истца, расположенного в границах населенного пункта - не требуется установления охранной зоны придорожной полосы.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком представлен акт осмотра земельного участка ФИО1 от 28.05.2019 и фототаблица из которых усматривается, что в результате осмотра выявлен построенный на земельном участке объект капитального строительства, возведенный в отсутствие требуемого разрешения.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства. Разрешение на строительство является основанием для начала строительства указанного в нем объекта, следовательно, выдача такого разрешения должна предшествовать проведению строительных работ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на момент проведения осмотра принадлежащего административному истцу земельного участка, градостроительный план не содержал сведения о возведенных строительных объектах, следовательно, нельзя прийти к выводу, что представленные ФИО1 документы соответствовали требованиям Административного регламента.

Проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, является прямой обязанностью администрации района, при этом обязанность по согласованию, либо уведомлению собственника о запланированном осмотре, как и проведение осмотра исключительно в присутствии собственника земельного участка, действующим законодательством на административный орган не возложена.

Самовольной постройкой в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При этом производство строительных работ без соответствующего разрешения управомоченного публичного органа, влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что уведомление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 января 2019 года № ****** о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, не соответствует закону и подлежит признанию незаконным.

С учетом изложенного, суд признает необходимым обязать Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******, и выдать решение по форме, установленной Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Рассматривая повторно уведомление ФИО1, уполномоченный на то орган местного самоуправления вправе учесть положения постановлению Правительства Ленинградской области от 11.12.2009 года № 371, Нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 года № 248, положения п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации»; и то обстоятельство, что на момент обращения ФИО1 с уведомлением капитальный объект уже был возведен на принадлежащем ей земельном участке.

Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным уведомление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 января 2019 года № ****** о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******.

Обязать Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 10 декабря 2018 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и выдать решение по форме, установленной Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 17 июня 2018 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина