ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-731/2022 от 30.05.2022 Березовского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-731/2022

24RS0004-01-2022-000046-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Березовка 30 мая 2022 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тоночакова И.В.,

при секретаре Потапчик О.В.,

с участием представителя административного ответчика администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края о признании уведомления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании незаконным уведомления администрации п. Березовка Красноярского края . Требования мотивированы тем, что истцом подано заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 3457 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - научное обеспечение сельского хозяйства. По истечении установленного срока, административный ответчик не принял решение по результату рассмотрения заявления о заключении договора аренды на новый срок. При этом, административному истцу было направлено уведомление , согласно которому сообщалось о возврате земельного участка с кадастровым номером , площадью 3457 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - научное обеспечение сельского хозяйства, по акту приема-передачи и прекращении договора аренды от согласно п. 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с образовавшейся задолженностью в размере 2 033 рублей 64 копейки. Данное уведомление истец полагает незаконным, нарушающим его права.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель административного истца ФИО2 - ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - администрации Березовского района Красноярского края - ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, пояснила, что в иске следует отказать на основании ст. 22 ГК РФ, поскольку из договора аренды следует, что арендная плата должна вноситься в соответствии с условиями договора - ежеквартально, не позднее 10 числа следующего квартала. Арендатор в течение трех лет арендную плату не вносил, земельный участок не использовался в этот период. ФИО2 произвел оплату аренды единожды и только перед обращением в администрацию п. Березовка с заявлением о приобретении земельного участка в собственность. Заявление о предоставлении аренды на новый срок повторно до настоящего времени не рассмотрено, планируемый срок для предоставления ответа - до 19.06.2022. Первичное обращение истца о заключении договора аренды на новый срок администрация рассмотрела, на основании чего было направлено настоящее уведомление. Сообщила, что оспариваемое уведомление является законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подп. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указаны в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

В силу п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Судом установлено, что на основании постановления администрации п. Березовка Красноярского края от главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 предоставлен в аренду на 3 года земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, , п. Березовка, площадью 3457 кв.м., с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - научное обеспечение сельского хозяйства.

между администрацией п. Березовка и главой КФХ ФИО5, заключен договор аренды находящихся в собственности земельных участков, а именно земельного участка с кадастровым номером общей площадью 3457 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - научное обеспечение сельского хозяйства. Срок аренды участка по договору составляет 3 года.

между ФИО5 и ФИО2 заключено соглашение по уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, по условиям которого ФИО5 уступила, а ФИО2 принял права и обязанности по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, , п. Березовка, площадью 3457 кв.м., с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - научное обеспечение сельского хозяйства, от .

ФИО2 обратился в администрацию п. Березовка Красноярского края с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей научного обеспечения сельского хозяйства, на новый срок. Заявление зарегистрировано в администрации п. Березовка вх. № П-721.

В этот же день, ФИО2 обратился в администрацию п. Березовка Красноярского края с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей научного обеспечения сельского хозяйства, за плату, исходя из размера 15% от кадастровой стоимости. Заявление зарегистрировано в администрации п. Березовка вх. № П-722.

Из ответа администрации п. Березовка Красноярского края от на вышеуказанные заявления административного истца следует, что на основании заявлений о заключении договора аренды на новый срок и предоставления в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером расположенного по адресу: Красноярский край, , пгт. Березовка, проводится проверка, с целью определения целевого использования земельного участка.

Согласно акту осмотра от , в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, Березовский р-он, пгт. Березовка, установлено, что земельный участок не используется в соответствии с видом разрешенного использования (научное обеспечение сельского хозяйства).

Согласно уведомлению от , в связи с истечением срока действия договора без заключения нового и с неисполнением обязательств по договору аренды, прекращен договор аренды от земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, Березовский р-он, пгт. Березовка, общей площадью 3457 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - научное обеспечение сельского хозяйства.

Правила составления заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает, поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ и по результатам рассмотрения и проверки, совершает соответствующие действия, предусмотренные п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

Заявление ФИО2 о заключении договора аренды и заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей научного обеспечения сельского хозяйства, на новый срок, до настоящего времени не рассмотрено.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что , то есть, до дня истечения срока действия договора аренды, ФИО2 обратился с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка и о заключении договора купли-продажи в уполномоченный орган, при этом, по истечении срока, указанного в п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, решение, предусмотренное действующим законодательством, по заявлению ФИО2 административным ответчиком принято не было.

Согласно пояснениям административного ответчика уведомление от направлено истцу в виде ответа на обращение с заявлением от о заключении договора аренды на новый срок.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения административных исковых заявлений ФИО2 Березовским районным судом Красноярского края приняты решения о признании незаконным бездействия администрации п. Березовка Красноярского края, выраженного в письме от . На администрацию п. Березовка Красноярского края возложены обязанности рассмотреть заявления ФИО2 от (вх. № П-721 от ) о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей научного обеспечения сельского хозяйства, на новый срок, от (вх. № П-722 от ) о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка, в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, сообщить административному истцу об исполнении решения суда (дело а-732/2022, дело а-805/2022).

Таким образом, учитывая, что администрацией п. Березовка Красноярского края в установленном порядке не были рассмотрены заявления ФИО2 от (вх. № П-721 от , вх. № П-722 от ), поданные до истечения срока действия договора, а также то, что срок действия договора аренды на момент направления уведомления о прекращении договора аренды и о возврате земельного участка с кадастровым номером по акту приема-передачи, истек, основания для предъявления требований, указанные в оспариваемом уведомлении, отсутствовали.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление администрации п. Березовка Красноярского края от в рассматриваемом случае не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушает права, свободы и иные охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем, суд полагает необходимым исковые требования административного истца удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к администрации п. Березовка Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным уведомление администрации п. Березовка Красноярского края от .

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Тоночаков