ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-731/2023 от 02.08.2023 Шарьинского районного суда (Костромская область)

УИД 44RS0003-01-2023-000810-14

Дело №2а-731/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2023 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Теплякова Д.В., при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению муниципального правового акта по банковскому сопровождению муниципальных контрактов, и обязании принять муниципальный правовой акт,

установил:

Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению муниципального правового акта по банковскому сопровождению муниципальных контрактов, и обязании принять муниципальный правовой акт в течение 1 месяца со дня вступления в силу судебного решения.

В обоснование исковых требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой осуществлен анализ соблюдения требований законодательства в сфере закупок для муниципальных нужд и бюджетного законодательства.

Установлено, что администрацией Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области не приняты меры к разработке нормативного правового акта, определяющего случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Под банковским сопровождением контракта, в соответствии с подп. «а» п. 2 Правил осуществления банковского сопровождения, утвержденных постановлением правительства РФ от 20.09.2014 № 963, понимается обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, банковское сопровождение контракта — это способ обеспечить контроль использования денежных средств в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов. Бездействие ответчика по обозначенным вопросам способно привести к нецелевому расходованию бюджетных средств при исполнении муниципальных контрактов.

В нарушение требований ст.35 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией муниципального образования не определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в форме соответствующих муниципальных правовых актов.

Шарьинской межрайонной прокуратурой 17.02.2023 в адрес главы муниципального образования внесено представление, которое оставлено без рассмотрения.

После уточнения заявленных требований Шарьинский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель Шарьинской межрайонной прокуратуры Тепляков Д.В. поддержал исковые требования по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района в судебном заседании не участвовала. Была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. (л.д. 15).

Суду был представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что администрацией Одоевского сельского поселения принято Постановление от 15.06.2023 «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования Одоевское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области». Просит суд рассмотреть настоящее административное дело без участия представителя администрации. (л.д. 14)

Выслушав объяснения представителя Шарьинской межрайонной прокуратуры, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно требованиям, закрепленным в п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно статье 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее также Закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе, в контракт также включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подп. «а» п. 2 Правил осуществления банковского сопровождения, утвержденных постановлением правительства РФ от 20.09.2014 № 963, под банковским сопровождением контракта, понимается обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

В соответствии со ст. 35 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (ч.2). Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3).

Следовательно, исходя из вышеуказанного законодательства, на администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района, в силу закона лежит обязанность по принятию муниципальных правовых актов, определяющих случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Шарьинской межрайонной прокуратурой проверки, было установлено, что сотрудниками администрации не принято мер к практической реализация вышеприведенных законодательных положений, своевременная работа по подготовке и представлению на утверждение уполномоченным органам проектов соответствующих муниципальных нормативных правовых актов не проведена, что свидетельствует о пробелах в регулировании указанных правоотношений в муниципальном образовании, и создаёт предпосылки к нарушениям в сфере использования бюджетных средств при осуществлении закупок для муниципальных нужд.

17.02.2023 года Шарьинским прокурором в адрес главы администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района было направлено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 6-7).

Согласно ответу администрации Одоевского сельского поселения на представление прокурора, разработка муниципальной нормативной правовой базы по вопросам банковского и казначейского сопровождения муниципальных контрактов не требуется, так как полномочия в указанной сфере переданы Управлению Федерального казначейства по Костромской области. (л.д. 8, 9-11).

Таким образом, суд на основании представленных доказательств, считает, что администрацией Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района не выполнены требования законодательства по принятию муниципальных правовых актов, определяющих случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по обеспечению контроля за использованием денежных средств в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов, способно привести к нецелевому расходованию бюджетных средств при исполнении муниципальных контрактов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Шарьинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).

Административный истец уточнил заявленные требования, не поддержав требования о возложении обязанности на администрацию Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного решения принять муниципальный правовой акт, определяющий случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в связи с добровольным исполнением административным ответчиком данного требования.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области по непринятию мер по разработке и утверждению муниципального правового акта, определяющего случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Шарьинский районный суд.

Председательствующий: О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2023 года.